Принятие законов в период пандемии
Прикрываясь пандемией, власть изменяет действующие законы, принимает новые, вводит новые правовые конструкции, причем все это делается максимально быстро, порою даже без особой публичной огласки и предварительного обсуждения теми, кому эти законы предстоит выполнять.
Несколько ярких примеров: до выступления Президента в нашем законодательстве в принципе отсутствовало такое понятие как «нерабочие дни». В Трудовом кодексе были только «праздничные нерабочие» и «выходные» дни, наряду с рабочими. Президент ввел новую конструкцию, при этом создав массу вопросов, ответы на которые появились лишь некоторое время, да и то не полностью.
Придумали ещё одну правовую конструкцию: «режим повышенной готовности к ЧС», а с ней и некую «самоизоляцию». При этом не удосужились подробно расписать, что, собственно, эти слова обозначают. Зато быстренько ввели штрафы, об этом чуть ниже. Впрочем, почему подробно не расписывали значение, понять можно: чтобы эти понятия можно было толковать максимально широко, по крайней мере, до момента разъяснений этих положений судами. Хотя и сами суды не отличаются единообразием в толковании… Т. е. пока новые нормы можно применять как хочешь, в дальнейшем же суд, возможно, применителя поправит.
Также очень оперативно был дополнен Кодекс об Административных Правонарушениях: расширили ст. 6.3., ввели новую ст. 20.6.1., дали право регионам самим определять и наделять полномочиями должностных лиц для составления протоколов по новой статье.
Кроме того, дали широчайшие полномочия регионам, вплоть до введения цифровых пропусков и запрета въезда в субъект без оного.
Все это было разработано и принято в максимально короткие сроки. О юридическом качестве принимаемых законов в этом случае говорить не приходится, как и о продуманном механизме их реализации. В качестве ярчайшего примера можно привести Постановление о запрете розничной продажи медицинских масок, которое было отменено спустя непродолжительное время.
Причем приняты все законы с полным соблюдением процедур: три чтения Госдумой, одобрение СовФедом и подписание Президентом. Но все эти процедуры порой укладывались в один день. Стоит ли говорить о том, что вся процедура оказалась пустой формальностью?
С одной стороны такая спешка объяснима тем, что действовать в таких условиях необходимо быстро и решительно. Другой вопрос, что времени на раскачку было более чем достаточно, пандемия же началась не в конце апреля. Можно же было бы разрабатывать какие – либо меры на случай ухудшения ситуации. Впрочем, задним умом все мы крепки…
Но суть в другом.
Вся эта ситуация служит наглядным примером того, как власть, прикрываясь крайней необходимостью, может очень быстро, но с соблюдением всех законных процедур, принять необходимые ей законы. Никто даже пикнуть не успеет, создать какой-либо общественный резонанс, хоть как-то попытаться повлиять на происходящее. Вспомним не так давно прогремевшую ситуацию с медицинскими водительскими справками – тогда власть, убоявшись народа, отыграла назад. А теперь все – закон принят, остается только смириться и терпеть.
Так вот, теперь у власти есть проверенный механизм для оперативного принятия любых законов.
Представим ситуацию: падают цены на нефть, нам с неделю по телевизору вещают, что все плохо, против нас объединились США и Ближний Восток, но мы превозмогем и т. д. Позже говорят, что необходимо залезть в Фонд благосостояния. Ещё чуть позже, что Фонд исчерпан, но меры разрабатываются. А потом в один день принимают закон об изъятии вкладов у населения, которые больше 100 000 рублей, мотивируя это необходимостью наполнить Фонд. Затем, конечно, волнения и т.д., но закон принят. Раз вы выступаете против закона, то власть применит полицию и Росгвардию для обеспечения законности. И все…
Это только пример, но, надеюсь, он понятен. Повторюсь, механизм уже отработан.
Вся эта ситуация является действительно хорошим моделированием для власти возможности как быстрого принятия необходимых законов, в том числе и ограничивающих права граждан, так и введения совершенно новых правовых институтов, которых ранее не было вообще в нашем праве.
И вот это меня немножко настораживает…
Есть и ещё кое – что.
На фоне этой истерии, пока люди отвлечены на другое, власть по-тихому принимает законы, которые ей надо принять, но из-за резонанса принятие их затягивалось.
Яркий пример: закон о запрете баров в жилых домах с площадью менее 50 кв.м.
Для тех, кто не в теме, немного предыстории:
законопроект этот был внесен в Думу ещё в 2018 г., там тихо отлеживался, пока в сентябре 2019 г. не прошел первое чтение. В сфере алкогольного общепита это вызвало серьезный резонанс, законопроект широко обсуждали, вносили поправки, проводили консультации, etc. Замечу, что законопроект действительно важный, при этом затрагивает довольно большое число предпринимателей, а в чем-то и решает судьбу их бизнеса. В общем, действительно велась дискуссия. Это привело к отложению второго чтения законопроекта аж на март 2020 года.
Тут пришла пандемия. Казалось бы — отложите дальше, сейчас все озабочены просто выживанием, а не обсуждением законов. Но нет — закон в один день проходит сразу 2 чтения, затем также одномоментно одобряется СовФедом и подписывается Президентом. При этом не было никакой огласки, только небольшие заметки в СМИ, да и то, когда закон уже вступил в силу.
И все — отрасль получила новый закон без нормального его обсуждения с этой самой отраслью и лицами, занятыми в ней. Никто реально не ожидал, что его будут принимать так мгновенно. А теперь, когда его приняли, многие предприятия, которые и так были на грани выживания, теперь точно не откроются, т. к. это уже незаконно.
В данном случае это лишь пример, но довольно показательный.
Подробно про сам новый закон также планируется статья, но она будет интересна не столь широкому кругу читателей.
Так что, дорогие граждане, не забывайте, в какой стране мы живем, постоянно отслеживайте законы, касающиеся вашей деятельности и ваших интересов. При этом призываю ориентироваться именно на тексты законов, а не на то, что о них говорят СМИ и прочие «специалисты».
Всем удачи в делах!