Очередной законотворческий фейк - теперь от Миронова

Честно говоря, вся эта бесконечная чехарда законопроектов вокруг школьного образования уже порядком поднадоела. Каждая высокопоставленная фигура пытается сделать себе политический, да и финансовый капитал на "радении" о правах детей на общее образование. И всё это, якобы, из благих намерений повысить качество и доступность обучения, повысить общий образовательный уровень выпускников школ, двинуть Россию по пути прогресса, и бла-бла-бла, и бла-бла-бла, и бла-бла-бла. Миронов Сергей Михайлович и его партия "Справедливая Россия" уже отметились в рвении покритиковать работников просвещения от министра до учителей, наверное руки чешутся самим попробовать учительского труда. Об этом, кстати, на канале были опубликованы материалы: "Истерия вокруг дистанционного обучения - политики включились в коронавирусный флешмоб", "От министра требуют признать свой провал, а зачем? Никакого провала не было".
И вот теперь и фракция "Справедливой России" во главе с Мироновым С.М. вступила в соревнование "Кто отметится самым бессмысленным законопроектом". 23 июня 2020 года, прямо после годовщины начала Великой Отечественной войны и накануне парада Победы и выходного дня в нижнюю палату Федерального Собрания поступил законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части изменения формы государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования». Что же планируется изменить и какие на то приводятся основания? Основания самые, казалось бы, веские: снижение общего уровня подготовки выпускников за последние десять лет (почему десять? ЕГЭ с 2006 года проводится практически по всей стране по восьми предметам); "проходные" баллы по ЕГЭ снижаются и в целом экзамен упрощается (это скорее подходит для ОГЭ, а вот для ЕГЭ эта информация скорее неверна, для обществознания и истории уж точно неверна); учащиеся все силы прилагают на освоение 2-3 предметов, а на остальные "забивают" (не факт, что если ЕГЭ заменить экзаменами по 2-3 предметам картина будет другая); российские школьники всё хуже и хуже выступают на международных олимпиадах (если судить по новостям, то всё с точностью до наоборот - всё лучше и лучше). Так что, при ближайшем рассмотрении как-то и вескость этих оснований становится сомнительной.
Что предполагается изменить
Что же законопроект предполагает изменить? В пояснительной записке сразу берут быка за рога: итоговую аттестацию ЕГЭ отменить и восстановить государственный выпускной экзамен (ГВЭ); единый экзамен по русскому языку и математике сделать добровольным. Ну, конечно, при этом существенно усложнив итоговую аттестацию по математике дабы мотивация учащихся повысилась. К обязательным экзаменам по русскому языку и математике вернуться только через два года. Ура! Теперь, когда экзамены будут необязательными грамотность и образованность выпускников поползёт, нет, полетит вверх! А уж как повысится их мотивация к учёбе! Звучит, правда, всё это абсурдно. Не повысит это общую грамотность и образованность, а понизит. Кстати, небрежность к терминологии - это уже устойчивое качество депутатов Государственной Думы: ГВЭ - этот тот же ЕГЭ, только без права поступать в вузы, потому и проще. И кому нужен этот "возврат к ГВЭ"? Но это лишь пояснительная записка, а что же в самом законопроекте?
Если по пунктам, то картина следующая (изменения в ст. 59 федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"):
- государственные экзаменационные комиссии (ГЭК) больше не будут создаваться региональными департаментами, комитетами и управлениями образования, а также Рособрнадзором - это если экзамен будет проходить за границами РФ;
- государственные экзаменационные комиссии будут создаваться в соответствии с порядком проведении государственной итоговой аттестации по программам основного и среднего общего образования - если проще, то в программах, прошедших государственную аккредитацию, должно быть записано в каком порядке и проводится итоговый государственный экзамен - только как при этом будет соблюдаться единство системы образования по всей стране? По мысли авторов законопроекта в течение 20 дней как закон вступит в силу, Правительство РФ должно разработать и принять все необходимые документы.
- часть о контроль-измерительных материалах (КИМ) - "комплектов заданий стандартизированной формы", порядок работы с которыми от их создания до хранения результатов их решения устанавливался всё тем же Рособрнадзором, отменяется;
- обеспечивать проведение выпускных экзаменов должны сами образовательные организации - школы и т.п.; в какой же форме? - в форме ГВЭ, хотя это вовсе и не форма аттестации (пояснение выше); ну для русского языка в пояснительной записке предлагается сочинение, а для математики - контрольная работа (видимо, письменная);
- часть о том, что государственная итоговая аттестация проводится в форме ЕГЭ видоизменяется в часть о том, что государственная итоговая аттестация проводится в форме ГВЭ;
- само собой, что методическое обеспечение подготовки и проведения выпускных экзаменов передаётся от Рособрнадзора к Министерству просвещения;
- ну и в заключение (изменения в ч. 1 ст. 70 того же закона): "Прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета проводится на основании результатов единого государственного экзамена и (или) по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательными организациями высшего образования".
И по последнему пункту, видимо, надежда на те же решающие 20 дней Правительства.
Почему же всё-таки "фейк"?
Отмену ЕГЭ давно и с упорством ждёт общественность - так может показаться, хотя к ЕГЭ давно уже привыкли, если только не принимать во внимание всю эту клоунаду с режимом безопасности: металлоискатели, видеокамеры, запреты и ограничения как на закрытом режимном объекте. Тот, кто сможет добиться отмены ЕГЭ, вполне может надеяться на популярность и успех. И при этом есть весьма позитивные моменты: если законопроект пройдёт, то в существовании Рособрнадзора больше не будет необходимости - надзорные функции вполне способны выполнять органы прокуратуры и региональных правительств и администраций. Должны исчезнуть и многочисленные региональные клоны Рособрнадзора. С ними же должны уйти в небытие и разработчики всех уровней типа Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) и иже с ними. Исчезнуть должен и институт экспертов ОГЭ-ЕГЭ. Ну и, само собой, должно быть свёрнуто производство всего айтишного продукта по обеспечению современной государственной итоговой аттестации (ГИА). Здорово! На самом деле, здорово! Сколько же государственных денег высвободится! Хотя, и безработных несколько прибавится. Ну и учителям не стоит спешить с радостью об уничтожении ненавистного ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ: в качестве специалистов-репетиторов, столь незаменимых для поступления на бюджетные места в заветные вузы, они теперь будут совершенно не нужны. То есть от слова "совсем". Два года по замыслу должно уйти на то, чтобы новый (или старый?) порядок утвердился. А эти два года кого будет выпускать школа? Да и вовсе не факт, что качество образования возрастёт после замены ЕГЭ другими формами аттестации. К тому же ничего, кроме благих намерений авторы законопроекта взамен толком и не предлагают. Государственная итоговая аттестация имеет шанс стать в десятки раз дешевле, но кто же позволит ликвидировать столь доходный бизнес, именуемый ЕГЭ?
Вот потому при всей своей прелести (как в современном, так и в древнем значении этого слова) законопроект вряд ли проходной, а потому и есть фейк - так, пошуметь, напомнить о себе, рейтинги поднять.
Статья опубликована на моём канале "Записки строгого учителя" на площадке Яндекс. Дзен под названием "Очередной законотворческий фейк - теперь от Миронова".
Нужно ли отменять ЕГЭ любой ценой?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Миронов, как и все другие "оппозиционеры" давно играют свою роль. Говорят для пиара и делают вид, что есть иное мнение, отличающееся от Кремля. Спектакль да и только.
Да, очень похоже на "заказные бои", пример тому - атака Миронова на нового министра просвещения, об этом писалось в одной из предыдущих статей.
Миронов-давно уже политическая проститутка.
Миронов-часть ручной, игрушечной оппозиции! Все его предложения заведомо непроходимы и предварительно завизированы во властных кабинетах!
Совершенно справедливо.
Опять, таже шляпа, что и с Конституцией! У меня сын сейчас будет сдавать ЕГЭ в 11 классе и я вижу процесс подготовки каждый день. Если кто думает, что ЕГЭ это тесты как бюллетни для голосования - поставь в нужном месте галочку, тот ооооочень сильно заблуждается! Катастрофически заблуждается! Сочинение остаётся сочинением - его писать надо, без ошибок. Но это пол-беды. Темы разнообразнейшие и философские, требующие развитого мышления, логики, творческого подхода. Не ограничены стандартным набором Горький "Мать", Некрасов "Отцы и дети", Шолохов "Поднятая целина", Островский "Как закалялась сталь",.. где понятно как надо писать и о чём.
-
Математика - сложнейшие уравнения, системы, неравенства, функции, при решении которых надо расписать весь ход вычислений, а не поставить крестик в квадратике с правильным ответом... А информатика: я угорел совсем! Нужно написать программу на бумаге, не в компьютере, где есть отладчик и компилятор. Всё должно быть без ошибок: лишние точки, запятые, неверный синтаксис команды/оператора/функции, неверное название библиотеки - всё это гробит ваши баллы. Но на этом веселуха не кончается: хочешь получить высший бал - напиши код, оптимизированный по времени исполнения этой программы не менее чем на 30%. Т.е. вторая версия должна работать на треть быстрее первоначальной. Ну и финал-апофеоз: наивысший возможный бал 100% - напиши третью версию программы, которая кроме быстродействия не жрёт память и под нагрузкой не проседает в производительности более чем на 15%. Т.е. при обработке потока данных не 100-1000 объектов, а 10 000-50 000 объектов! И на всё про всё - час времени!
-
Так что не надо мне про ЕГЭ тут дремучие, невежественные страшилки рассказывать - вижу всё сам наяву! Система нормальная. Да, нуждается в допиливании! Но! Вижу реальный шанс поступить сыну в один из 5 намеченных институтов, хороших институтов. 5! У меня в своё время было только 2 варианта: в один ВУЗ сдать экзамены 1 июля, если пролетел, в другой - 1 августа. А тут, он один раз сдал и результаты открывают двери в неограниченное количество ВУЗов страны.
-
Увы, в Очень хорошие институты придётся сдавать кроме ЕГЭ профильный экзамен. Но, ведь, остаётся ещё 4 института, где нет доп. экзаменов, в конце-концов.
В ЕГЭ есть одна сильная сторона, на которую стараются не обращать внимания: формат требует не выдавать всё навалом по системе "что знал, рассказал", а точно отвечать на поставленный вопрос, не увиливая в стороны и не "растекаясь мыслию по древу". Просто большинство учителей к практической жизни отношение имеют весьма посредственное, потому и сами ничего не смыслят, и научить ничему не могут.
К сожалению, это не сильная сторона. Именно отсутствие полного ответа и порождает скудность ума и отсутствие желания познавать новое. Попробуйте коротко объяснить человеку информацию необходимую в работе, которой очень много. Смотришь в пустые глаза и думаешь, что будет дальше с этими работниками. И вряд ли вам понравится, когда вашему ребёнку вместо чёткого диагноза, предложат на выбор несколько ответов. ЕГЭ не учит думать, и в этом его главный минус. И это не страшилка, а увы жизнь...
ЕГЭ вообще никого ничему не учит, это - форма экзамена. "Учит" квалифицированный педагог по качественной учебной программе с применением качественного УМК. Вот за качество программ и учебников, за квалификацию учителей и надо бороться.
Совершенно верно, к тому же ЕГЭ также заставляет думать как и любая задача. Но наши сограждане привыкли к попугайству - есть такая тема, что ЕГЭ - плоха, и все как попугаи не раздумывая об этом будут твердить. Так же как про якобы признанную во всём мире советскую школу.
Однако на вопрос о том, что именно было хорошо в советской системе и с чего нужно начинать возвращение к ней ответом бывает либо молчание, либо возмущение в стиле "да Вы вообще против всякого образования!" (цитата дословная). Такие дела)
Это не отсутствие полного ответа, а конкретизация ответа. Тут не нужно путать одно с другим. У наших школьников есть такая привычка, "вываливать" всё подряд, по теме, не по теме, не важно. Да ещё и искреннее удивление, почему не 5, "я же что-то рассказал". Вот от этой дурной привычки современные учителя (и советские тем паче) отучить не могут. Здесь тестовая система хоть как-то мысль заводит в рамки вопроса.
И ваш пример с диагнозом вовсе неуместен - работа врача во многом именно такой вот тест: на основании набора симптомов выбрать правильный диагноз. А по вашей методе лечат всевозможные кашпировские-малаховы от всех болезней скопом.
Но есть и другая сильная сторона - обезличенность, значительно сокращающая количество злоупотреблений на местах.
И это тоже следует признать, никуда не денешься.
Спасибо)