Почему Россия не Европа?
«Это не просто страна, это действительно отдельная цивилизация: это многонациональная страна с большим количеством традиций, культур, вероисповеданий», — сказал Владимир Путин о России в интервью программе «Москва. Кремль. Путин».
Существует два мнения по этому поводу. Одни согласны с мнением президента, другие считают, что Россия неотъемлемая часть Запада. Давайте разбираться.
Одним из первых, кто выделил различные «культурно-исторические» типы или цивилизации был русский философ Николай Данилевский. Он заявил о том, что наряду с европейской цивилизацией в мире существуют другие самостоятельные цивилизации. Выделение этих цивилизаций философ считал главным основанием развития естественной системы истории.
Русский философ выделил десять культурно-исторических типов или самобытных цивилизаций, когда-либо существовавших на земле.
Немаловажное значение в образовании цивилизации имеет установление на данной территории единой системы политического управления, которая способствует формированию единого религиозного, культурного, языкового и ментального пространства и на основании этого идентичности у членов сообщества. Именно цивилизационная идентичность является той основой, на которой строится цивилизация, и осуществляется её воспроизводство.
На формирование цивилизации оказывает влияние политический фактор. Можно проанализировать влияние этого фактора на процесс образования славяно-православной (российской) цивилизации.
На наш взгляд существует несколько основных причин, по которым Россия не пошла по пути Запада и не стала полноценной частью западного мира.
Во-первых, это принятие Византийского православного христианства, которое выступало антагонистом западному католичеству. По решению великого московского князя Василия Васильевича Русская православная церковь отвергла унию и стала автокефальной—самостоятельно избирающей своего главу. После падения Византийской империи в 1453 г. не осталось ни одного независимого православного государства, кроме Московского. Москва стала центром вселенского православия.
Во-вторых, татаро-монгольское иго. Включение Северо-Восточной Руси в политическую систему Золотой Орды изменило характер государственности, придав ей форму отношений характерную для восточных деспотий. Были утрачены полноценные культурные, духовные и экономические связи с Европой. Под влиянием монголов Северо-Восточная Русь вышла на свой, не похожий ни на какой другой путь развития. Это предопределило будущее России как центра особой цивилизации сочетающей в себе как западные, так и восточные черты.
В-третьих, особые природно-климатические условия, предопределившие особый характер экономических отношений.
Именно с конца XV в. можно говорить о сформировавшейся славяно-православной (российской) цивилизации, имеющей в основе свою религию, независимую церковь, культуру, язык, менталитет населения, систему государственного управления.