Елена
ЕленаПодписчиков: 28
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1661

Массовая культура как культура массового общества. Теории массовой культуры

1 330 просмотров
344 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 27,46 рублей за дочитывания
Зарабатывать

На сегодняшний момент массовая культура стала неотъемлемым фактором развития современного общества, она выступает как форма организации и перевода культурных символов, а также как феномен, вызывающий размышления и теоретизирование в самых разных областях гуманитарного знания.

«Термин «массовая культура» возник в США в 30-х годах, и в общепринятом культурологическом смысле он впервые был использован немецким социологом и философом Максом Хоркхаймером в эссе «Искусство и массовая культура» (1941). Слово-редукция «масскульт» («masskult») появилось позже, что ввел в повседневную жизнь американский культуролог Дуайт Макдональд («Теория массовой культуры», 1957). Д. Макдональд отметил, что в рамках западной цивилизации находятся две культуры – традиционная (высокая) и массовая, созданная специально для рынка. Среди исторических причин развития массовой культуры исследователь выделил политическую демократию и распространение образования, которые раздавили монополию высшего класса в области культуры. Массовое дешевое производство и распространение книг, картин, музыки и мебели, возникновение таких новых объектов, как кино и телевидение, способствующих массовому потреблению, - схожие тенденции Д. Макдональд определил термином «массовая культура». По его мнению, массовая культура – это фабричный продукт, предназначенный для оптовых продаж на рынке. Создан техническими специалистами, по заказу бизнесменов; его аудитория – пассивные потребители, которые решают только: «покупать или не покупать». Д. Макдональд называет массовую культуру «динамической революционной силой, которая разрушает барьеры традиций, вкусов, растворяет все культурные различия, уровни различий и личных суждений, делает культуру однородной, монотонной».

Неоднозначность приближения к рассмотрению массовой культуры проявляется уже в постановке вопроса при рассмотрении сущности массовой культуры, которая представляется как культура массового общества, «индустрия культуры», в результате научно-технической революции и т.д. В динамике изучения массового общества и массовой культуры можно выделить основные этапы и парадигмы теоретического осмысления этого феномена ХХ века.

Первые попытки теоретического осмысления феномена массовой культуры относятся к рубежу XIX-XX веков и связаны с именами Гюстава Ле Бона и Габриэля Тарде, которые рассматривали проблему массовой культуры в тесной связи с процессом трансформация гражданского общества в массы. Гюстав Ле Бон дал отрицательную оценку массе и наступающей «эпохе масс». Поведение массовой толпы, по мнению французского психолога, может стать причиной социальных потрясений разрушения разрушительной способности. Индивиды не различаются по образу жизни, занятиям, характеру и др. – лишь тем, что, превращаясь в массу, они приобретают коллективную душу. Поэтому масса, по сути, является самодостаточным существом, лишает человека внутренностей личности, ограничивает его свободу, мешает развитию творческой инициативы.

Одной из основных тенденций при анализе феномена массовой культуры в первой половине ХХ века было рассмотрение массовой культуры как культуры «массового общества», заменяющей традиционные формы народной или «народной культуры». В середине 20-30-х годов ХХ века массовая культура становится предметом исследования и анализа выдающегося испанского мыслителя Хосе Ортеги-и-Гассета, который излагает собственное теоретическое видение этого явления. Согласно его выступлениям, массовая культура – культура массового человека. Исследователь считает, что восстание масс – это основное явление, которое наблюдается в ХХ веке и было подготовлено предыдущими эпохами. Это начало преобразования, которые кардинально меняют структуру общества. Общество становится массовым, поскольку в нем преобладает новый тип человека – массовый человек. Массовый человек может подняться на более высокий социальный уровень, он считает желания и потребности наиболее значимыми, а собственные эстетические и моральные представления абсолютными. Критерием разделения общества на «человека массы» и человека из избранных меньшинств (человека из элиты) является рефлексивное отношение человека к себе и зов долга, обязанностей по отношению к другим, и масса - это не толпа, а процесс перехода количественного описания «много» к качеству.

Важную роль в теоретическом осмыслении форм массовой культуры сыграли труды Фрэнка Рэймонда Ливиса и Куини Дороти Ливис. Ф. Р. Ливис чрезвычайно высоко оценил роль элитарной культуры просвещенного меньшинства в жизни общества. Однако в начале XX века квалификационное и культурное меньшинство оказывается в кризисе. Причину потери авторитета и смещения системы ценностей он видит в американизации культуры, которая проявляется в стандартизации, в проникновении массовых вкусов во все сферы массовой культуры (пресса, реклама, телевидение, кино). Работы исследователя направлены против легких удовольствий, доставляемых широкой публике различными формами массовой культуры (бестселлерами, газетами, фильмами, рекламой), где преобладает визуальность с ее способностью к гипнотизму.

Критическое отношение к феномену массовой культуры было продолжено после Второй мировой войны представителями франкфуртской школы социальных исследований. Первоначальная смесь марксизма и психоанализа, созданная институтом социальных исследований при университете Франкфурта (основан в 1923 году), была названа «критической теорией». Исследователи франкфуртской школы формулируют категорию «индустрия культуры», в обосновании которой представлена совокупность явлений новой культуры. Культурная индустрия препятствует развитию автономных личностей, способных самостоятельно оценивать и принимать решения, напротив, производители «культурных товаров» заинтересованы только в увеличении продаж и настраивают общество под свои интересы. Функция культурной индустрии заключается в том, чтобы организовывать свободное время так же, как организованная индустриализация труда. Вся индустрия культуры обещает нам убежать в рай от повседневной работы, но этот рай неизбежно возвращает нас в то место из того, что мы получили в нем. Сторонники массовой культуры франкфуртской школы, особенно Герберт Маркузе, были связаны с идеологическим навязыванием капиталистическим ценностям рабочим. Речь идет о навязывании ложных потребностей, необходимых для выживания системы. В результате люди не осознают, что их истинные потребности остаются неудовлетворенными, а индустрия культуры прививает ложные и подавляет истинные потребности.

Одним из главных течений в теории культуры в конце 50-х и начале 60-х гг. стала Культурология с Центром современного культурологического анализа в Бирмингемском университете. Сложившаяся тенденция к разграничению понятий «массово» и «массовая культура» получила теоретическое обоснование в рамках культурологии, а популярной культурой стала статья специальных исследований. Общим для этих исследований является утверждение, что понятие популярной культуры понимается как представленным в приемах и интерпретациях, так и в опыте как читателей, так и аудитории, слушателей. Такая позиция делает акцент на «участии человека», на активном создании культуры, а не на ее «пассивном потреблении». Культурология работает над формами социальной дифференциации, контроля и неравенства.

Большое внимание к анализу массовой культуры было уделено теории феминизма. Особенно важный период в истории феминистского анализа популярной культуры 1950-х годов. С тех пор феминистская теория все больше призывает к представлению женщины в популярной культуре и в средствах массовой информации, рассматривает ее представления как несправедливые, эксплуататорские и связывает в более широком контексте нежное неравенство и притеснение.

Анализ массовой культуры в обсуждении постмодернизма характеризуется беспокойством исследователей расширением визуальных форм и жанров, вытесняющих «книжную» культуру. Происходит исчезновение границы между «высоким» и «отрицательным» искусством. Это, в свою очередь, стимулирует возникновение реальной возможности формирования «управляемой массы» с помощью коммуникативных технологий. Основная теория и методология установки постмодернизма состоит в том, что массовая культура – это тот тип реальности, к которому классические диаграммы анализа не могут быть применены. Выполняя немало публично важных функций, массовая культура, по их мнению, может рассматриваться в аксиологической плоскости.

С 70-х годов ХХ века ряд работ появляется в западной культурологической литературе, где проблема массовой культуры осмыслена в аксиологической плоскости, что отличается от резко критического настроя по отношению к массовой культуре в исследованиях довоенного и послевоенного военный период. Массовая культура рассматривается как личный контакт постиндустриального, информационного общества. В исследованиях ученые выявили социальные предпосылки возникновения массовой культуры, проанализировали механизмы ее развития, провели дифференциацию видов и жанров массового искусства, исследовали проблему взаимосвязи массовой культуры и средств массовой коммуникации. Обоснована идея, что переход общества от индустриального на постиндустриальную стадию развития ведет к усреднению культуры. В результате ценности, когда-то только элиты, являющиеся собственностью, стали доступны широкой публике, и наиболее массовая культура существенно меняется, приобретая черты, которые когда-то были присущи народной и элитарной культуре.

Появляются положительные оценки феномена массовой культуры. Появляются заявления, что в либеральном обществе не может быть одной культуры, а происхождение разных культур является свидетельством свободы слова, потому что каждый может реализовать себя в культурном пространстве. Соответственно, массовая культура не угрожает и не разрушает высокую культуру, а только демократизирует ее, а значит, является благом для общества. Тщательно продумано представление о положительном влиянии массовой культуры на процесс развития личности и становления демократических политических институтов.

В рамках этого теоретического подхода некоторые исследователи отождествляют массовую культуру со средствами массовой информации, видя в ней непосредственное поколение, утверждающее, что само средство общения имеет влияние на характер и содержание передаваемой информации. Если взять за основу утверждение, что информация – это коммуникация, операция перевода символов и согласиться с тем, что массовая культура связана с массовым распространением определенной информации, становится ясно, что внедрение информационно-коммуникационных технологий способствует распространению информации, явления массовой культуры. Одной из новых тенденций массовой культуры, которая возникает в информационную эпоху, является виртуализация ее продуктов как стремление к симуляции и создание множества персонажей.

Понравилась публикация?
2 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽
Валерий Ш
Подписчиков 26897
позавчера, 18:21
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг46.4М
Не смотря на санкции, гонения и штрафы славные «голые вечеринки» продолжают своё шествие по России.
Подробнее
Неинтересно
01:12
Поделитесь этим видео
-5
117
Валерий Ш
Подписчиков 26897
позавчера, 04:21
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг46.4М
Однажды утром в американском кафе «The coffee bean» вышел на работу волосатый, возрастной ...
Подробнее
Неинтересно
04:50
Поделитесь этим видео
-1
117
Нина Сергеевна
Подписчиков 2278
сегодня, 14:37
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг9.4М
Первого июня мы решили с ребёнком провести "День защиты детей" в станице Северской, где находится ...
Подробнее
Неинтересно
0
8
Елена Давыдова
Подписчиков 5
сегодня, 13:42
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг6420
❗️ Маттео Моретто (⭐️⭐️⭐️⭐️): «Барса» очень верит в Микаила Файе и хочет, чтобы ...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Елена Давыдова
Подписчиков 5
сегодня, 13:20
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг6420
«Зенит» и «Краснодар» встретятся в поединке за Суперкубок России по футболу 13 июля 2024 года.
Подробнее
Неинтересно
0
1
Русский Бомж☆∘☆∘☆
Подписчиков 2453
сегодня, 13:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4.4М
фото создано по моему запросу платформой Fusion BrainСегодня очередной понедельник, значит снова денёк будет,...
Подробнее
Неинтересно
-1
3
Aleksei Vasilievich K.
Подписчиков 1196
вчера, 22:11
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг773.9к
Подробнее
Неинтересно
01:43
Поделитесь этим видео
0
2
Руслан
Подписчиков 2305
вчера, 18:13
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.8М
Про Освенцим это молодая еврейка не в курсе, похоже. И кто его освободил.
Подробнее
Неинтересно
01:28
Поделитесь этим видео
-1
3
Илья Александрович
Подписчиков 86
вчера, 17:39
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг130.4к
Ложные обвинения -это явление, с которым каждый из нас, скорее всего, сталкивался в течение своей жизни.
Подробнее
Неинтересно
0
0