Тарабукина Ирина Ивановна
Тарабукина И. И. Подписчиков: 8070
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 46.3М

Катастрофичный спад торговли не дает поднимать цены

286 дочитываний
8 комментариев
Эта публикация уже заработала 26,50 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Карантинные меры из-за COVID-19 и снижение спроса привели к падению оборота торговли: в апреле на 23% и в мае на 19% по сравнению с аналогичными периодами прошлого года. Ритейлеры не смогут активно поднимать цены на потребительские товары до конца года, считают аналитики. И если ограничения уже почти полностью сняты по всей стране, то возможности покупателей восстанавливаются не так быстро. В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) подтвердили, что крупные сети начали сдерживать цены еще в апреле и продолжают делать это до сих пор.

Обороты притормозили

В России второй месяц подряд падает розничный оборот: в мае он сократился на 19,2% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и составил 2,25 трлн рублей, следует из данных Росстата. До этого в апреле выручка торговли упала почти на 23,2% — до 2,11 трлн рублей. Хотя, к примеру, еще в марте фиксировался рост в 5,7%.

Больше всего пострадала торговля непродовольственными товарами. Так, в апреле продажи упали на 36,4%, а в мае — на 29,2%. В сфере продуктов питания ситуация была менее драматичной: в апреле реализация просела на 9,2%, а в мае — лишь на 8,6%.

В пресс-службе Росстата подтвердили падение оборотов торговли в апреле и мае 2020 года по отношению к 2019-му. В службе уточнили, что в марте этого года потребительский спрос подскочил — это было связано с подготовкой населения к режиму самоизоляции. А в апреле выручка торговли стала сокращаться.

— В наибольшей степени спад затронул сегмент непродовольственных товаров, продажа которых была ограничена за счет закрытия торговых точек, — отметили в Росстате.

В службе добавили, что в мае режим самоизоляции сохранялся, а оборот торговли продолжал уменьшаться по отношению к прошлому году. В статистическом ведомстве напомнили, что до этого объемы продаж в рознице сокращались лишь в 2015–2016 годах.

Стадия восстановления

В Ассоциации компаний розничной торговли сказали, что сейчас, после снятия карантинных ограничений, российский ритейл находится в стадии восстановления. Например, официальная статистика за май показывает, что динамика оборота постепенно восстанавливается (в мае он увеличился на 6,9% по сравнению с апрелем), растет и трафик. В ассоциации напомнили, что с начала года и в период пандемии компаниям удалось снизить подорожание товаров до минимума.

Так, согласно официальной статистике, в мае 2020 года изменение индекса потребительских цен составило 0,3% по отношению к апрелю, а по сравнению с декабрем 2019-го — 2,4%. Несмотря на то что официальная инфляция находится практически на минимальном уровне (индекс потребительских цен в январе–мае вырос на 2,3% на продовольственные товары), продукты на полках крупных торговых сетей, как правило, дорожают значительно меньше, добавили в АКОРТ. Ритейлерам удается этого достичь за счет собственных ресурсов и комплекса мер по поддержке потребителей. Например, с начала апреля крупнейшие компании обнулили наценку на некоторые социально значимые товары, реализуя их по закупочным ценам фактически себе в убыток.

Более того, торговые сети рассматривают, насколько обоснованы запросы от производителей на изменение закупочных цен, анализируют объективность предложений поставщиков. Так как этот вопрос имеет социальную значимость, то процесс контролируют Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и другие министерства.

Новые возможности

Несмотря на то что в мае по всей стране начали постепенно снимать ограничения, доходы граждан и их покупательская способность пока не восстановились, пояснил директор Института стратегического анализа компании ФБК** Игорь Николаев. Это оказывало давление на ситуацию, и выручка торговых сетей сократилась по отношению к маю 2019 года. Более того, часть покупателей перешла на сберегательную модель поведения, при которой деньги в меньшей степени тратятся и в большей откладываются на «черный день». В июне–июле ситуация не изменится кардинальным образом, мы увидим всё то же падение, не сомневается эксперт.
— Здесь мы все-таки должны учитывать влияние эпидемиологического фактора: пока не будет вакцины против вируса, ограничения в полной мере или частично могут возвращаться, — подчеркнул Игорь Николаев.

Для торговых сетей это станет сдерживающим фактором. В условиях ограниченного спроса у ритейлеров не будет возможности повышать цены, в противном случае им придется столкнуться с еще большим падением оборотов. Хотя потребность компенсировать возникшие во время пандемии затраты у торговых компаний уже есть.

Главный инвестиционный стратег «БКС Брокер» Максим Шеин сказал, что падение торгового оборота напрямую связано с карантином. Он согласен с тем, что снижение потребительского спроса сократит возможности ритейлеров повышать цены на товары до конца нынешнего года: торговые сети будут пробовать вести переговоры с поставщиками, чтобы партнеры также максимально тормозили этот процесс.

Неожиданный поворот

В Госдуме предрекли рост цен на бумажные санитарно-гигиенические товары — туалетную бумагу и полотенца. Риск в том числе создают рекомендации Роспотребнадзора о приостановке раздельного сбора мусора из-за угрозы коронавируса. Это может спровоцировать дефицит сырья для целлюлозно-бумажной промышленности, что приведет к росту цен. За время самоизоляции уже произошло существенное снижение объемов заготовки макулатуры, которая используется для производства санитарно-гигиенических товаров. В итоге они могут подорожать на 10–15%, а дешевая туалетная бумага — и вовсе исчезнуть с прилавков, говорят эксперты.

По прогнозу исполнительного директора ассоциации «Лига переработчиков макулатуры» Алексея Сергеева, в течение трех недель стоимость перечисленных товаров может вырасти на 10–15%. При этом самая недорогая туалетная бумага — стоимость рулона которой составляет 15–20 рублей — может совсем исчезнуть, добавил он.

Тенденцию подтвердили и другие опрошенные

— Количество сырья уже снизилось. Это приводит к тому, что производства начинают скупать вторсырье по повышенным ценам или переходить на использование первичного сырья (деревья). Всё это влечет за собой удорожание товаров, — сказала зампред комитета по переработке отходов и вторичных ресурсов «Деловой России» Наталья Беляева.

Как видим, картина грустная, последствия эпидемии все больше дают о себе знать во всех, даже самых неожиданных сферах нашей жизни. И похоже нам еще стоит на долго запастись терпением чтобы постараться с минимальными потерями выйти из этого кошмара. Остается верить в себя и в то, что все будет хорошо.

Проголосовали: 39

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

8 комментариев
Понравилась публикация?
41 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Тарабукина Ирина Ивановна
* * запрещённая в России экстремистская организация или лицо, причастное к экстремистской деятельности
Комментарии: 8
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Ну конечно, тратить уже приходится с сознанием, приходится в чем-то себе отказывать, мне не привыкать)))

+4 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

В продовольственных магазинах я не заметила никакого не только снижения цен, но наоборот согласно ценникам на многие товары цена повысилась, а вот качество - "оставляет желать лучшего".

Так, что от некоторых товаров приходится отказываться.

+2 / 0
картой
Ответить
06.07.2020, 19:42
Первомайский

Да, я тоже обратила внимание цены значительно подскочили, несмотря на то, что продажи упали.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
06.07.2020, 12:16
Подольск

Страной правит Роспотребнадзор.

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Стал более расчётливее.

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Ирина! Спасибо за подробную аналитическую статью с логическим анализом, с хорошими данными. Пятерка.

0 / -1
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Трамп в игноре. Крупнейшие покупатели российской нефти заинтересованы в углублении связей с Москвой

Президент США Дональд Трамп для меня личность не понятная, так как в своих действиях и словах постоянно изменчив. То он хочет мира и тут же не против помочь оружием Украине, то он пытается запугать нашу страну,

Почему я не гоняюсь за покупателями на Авито?

Диалог на моём скриншоте — типичный случай для каждого продавца на Авито. Наверняка вы тоже не раз сталкивались с ситуацией, когда покупатель интересуется вашим товаром, задаёт один‑два вопроса… и исчезает.

Традиционные банки в ярости от маркетплейсов

“Карманные” банки маркетплейсов, которые поначалу недооценивали и к которым относились скептически стали не просто вызовом, а угрозой традиционным банкам, способной изменить банковский рынок в корне.

Удивляться или нет?

Командировала мужа в магазин. И принёс муж покупки. В числе прочего...вот что: Вы же знаете ...

Как я потеряла джинсы на Авито и чем это закончилось

За год продаж на Авито у меня не потерялось и не испортилось ни одной посылки... до недавнего времени. Единственный случай произошел в апреле, когда ветровка вместо 10 дней ехала до покупательницы целый месяц.

Хлеб — по себестоимости, рай — по распродаже: наценку торговых сетей на товары предложили ограничить до 15%

Как гениальные депутаты спасают экономику от прибыли Вот и наступил тот счастливый день, о котором мы все так долго мечтали. В российскую экономику, изнывающую от засилья здравого смысла и рыночных отношений,...

Кому нужна ваша старая куртка на Авито?

На самом деле я думала о том, писать эту статью или нет, потому что идею к ней мне подсказал Ютуб. Видео на похожую тему выложила другая девушка-продавец с Авито, и я с удовольствием ее послушала.

Скидка на Авито Доставку: обсудим 2 нюанса

Сегодня хочу затронуть не очень распространенную тему, касаемую Авито, — про скидки на доставку. Наверняка вы знаете, что у каждого продавца на Авито есть возможность выставлять к лотам скидки на доставку.