Герман Греф - не нужны нам математические школы
Государству нужны не умные и образованные люди, а лишь "грамотные потребители"
"Учителей нам много не нужно... Задача школы - вырастить грамотного потребителя... Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека - творца... Кроме того, математика убивает креативность... Я не изучал в школе высшую математику, и при этом не дурее других..."Андрей Фурсенко, министр образования РФ с 2004 по 2012 гг.
При Петре 1
В 1897 году была впервые проведена перепись населения Российской империи, идейным вдохновителем которой стал выдающийся русский учёный Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский. Среди множества вопросов переписные листы содержали и такие: умеет ли опрашиваемый читать и писать, где обучается, обучался или закончил курс образования. Критерии грамотности были весьма либеральными: достаточно было умения на русском или родном языке написать свою фамилию, да прочитать несколько слов по слогам. Оказалось, что из почти 126 миллионов человек лишь 21 процент соответствовал этим требованиям. Спустя 20 лет ситуация немного улучшилась, но кардинальных изменений не произошло - к моменту отречения императора Николая II от престола 73 процента жителей страны оставались полностью неграмотными. Известно, что в царской России отмечалась исключительная необеспеченность населения школами, которых катастрофически не хватало.
После революции 1917 года
26 декабря 1919 года Совет Народных Комиссаров принял знаменитый декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР", который предусматривал полную ликвидацию неграмотности по всей стране. Отныне каждый советский гражданин в возрасте от 8 до 50 лет, не умевший читать и писать, был обязан учиться грамоте. Примечательно, что он имел полное право обучаться как на русском, так и на любом другом языке, который был для него родным. А в июле 1920 года была сформирована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ликбез). Она занималась организацией курсов ликбеза, подготовкой учителей и изданием учебной литературы.
При Сталине
При "кровавом диктаторе" Иосифе Сталине вплоть до начала Великой Отечественной войны каждый год строилось и открывалось по 5 тысяч новых школ. Эффективная работа государства по повышению уровня образования своих граждан, не имеющая аналогов в мировой истории, быстро дала свои результаты: согласно Всесоюзной переписи 1939 года грамотность среди населения старше 7 лет составляла уже 90 процентов. Поначалу в Советском Союзе было 4-летнее обязательное бесплатное образование, затем 7-летнее, трансформировавшееся в итоге в 10-летнее. Сегодня в это трудно поверить, но в конце 70-х годов на самом высоком уровне всерьёз обсуждался вопрос о необходимости всеобщего высшего образования.
Советский Союз разработал и внедрил на практике уникальную систему. За относительно короткий период времени в огромной и полуразрушенной гражданской войной стране была практически полностью ликвидирована безграмотность, построены десятки тысяч школ и библиотек, подготовлены новые учебники и квалифицированные кадры. СССР неожиданно для многих стал самой образованной и читающей страной в мире. А в 60-е годы прошлого века советское образование, впрочем как и наука, культура и искусство, вышло на пик своего развития и было признано лучшим в мире. Качественное и доступное образование дало мощный толчок развитию других сфер деятельности: ударными темпами строились огромные заводы и фабрики, атомные станции и гидроэлектростанции, ледоколы и подводные лодки, отечественная космонавтика запустила первого человека в космос и надолго закрепила за собой лидирующее место в мире.
При лихих 90 - х
Но пришли лихие 90-ые и вдруг оказалось, что умные и образованные люди новой капиталистической России не нужны. Хотя не так и просто было избавиться от "проклятого совкового" наследия. Например, в 1991 году ЮНЕСКО проводил по всему миру международные тесты по определению уровня знаний среди 13-летних школьников. Неожиданно для многих, школьники из разграбленной и полуживой страны, где стремительно терялись нравственные и духовные ориентиры, показали довольно высокие результаты - 4-ое место в мире по математике и 5-ое место по естественным наукам.
Но российских нуворишей, пытавшихся в одночасье стать новой элитой, всё ещё высокий уровень образования населения категорически не устраивал. Нас стали горячо убеждать, что советская система образования исчерпала себя. Мол, она совсем не приспособлена к новым реалиям. По мнению видных российских либералов, сидевших на полном довольствии в фонде Сороса, знания, которые давала советская школа, современным детям просто не нужны.
"Россия проиграла в глобальной конкурентной гонке и оказалась в технологическом рабстве… Нужно менять модель образования от детских садов до вузов. Мы пытаемся воспроизводить старую советскую, абсолютно не годную систему образования, мы напихиваем в детей огромное количество знаний... Не нужны нам математические школы. По моему, это пережиток прошлого".
Герман Греф, глава Сбербанка
Самый "популярный" экономист, политик и реформатор России Анатолий Чубайс пошёл ещё дальше, заявив, что государство только зря тратит огромные деньги на бесплатное образование. Мол, первые 3 класса школы, так и быть, пусть будут бесплатными, а дальше обязательно нужно платить.
Кстати, одним из наиболее ярких и активных идеологов уничтожения советской системы образования был небезызвестный Ярослав Кузьминов, вечный ректор Высшей школы экономики, основанной на деньги Сороса, и по совместительству муж Эльвиры Набиуллиной, главы ЦБ. Ещё в начале этого века он инициировал создание Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО), который сам и возглавил. Министр образования Андрей Фурсенко, грамотный потребитель и большой приятель Кузьминова, без малейших сомнений и колебаний направил президенту Путину новую концепцию реформы образования, разработанную Ярославом Ивановичем. Гарант Конституции решительно поддержал новаторское предложение, предполагающее решительный и окончательный отказ от всеобщей доступности, бесплатности и фундаментальности - трёх китах, принёсших ошеломительный успех советской системе образования. А новаторское предложение Кузьминова о подушевном финансировании учебных учреждений было единодушно поддержано властями. Сейчас ВШЭ под руководством Ярослава Ивановича продолжает успешно поставлять экономическому блоку нашего правительства молодых либеральных экономистов, которых так ценит нынешняя власть. Например, господин Орешкин пришёл именно оттуда.
Почему же наша власть с таким удовольствием и без малейшего сожаления уничтожает уникальное наследие, которое создавалось нашими предками с большим трудом на протяжении многих десятилетий?
Во-первых, власть крайне не заинтересована в большом количестве образованных людей. Они задают множество неудобных вопросов и не довольствуются бессмысленными ответами, умеют анализировать и пытаются делать самостоятельные выводы. Они крайне неохотно верят пустым обещаниям, ими очень сложно управлять и манипулировать. Они имеют по каждому вопросу своё личное мнение и не боятся его публично высказывать. Одним словом, причиняют сплошные неудобства и создают проблемы на ровном месте. Недавнее голосование о внесении поправок в Конституцию чётко показало это.
Во-вторых, существует и чисто прагматическая причина. Современная экономика, как это ни прискорбно, рассчитана исключительно на низкий уровень культуры и образования в обществе. Экономика общества потребления, которая за последние десятилетия дошла и до нас, очень страдает от умных и образованных потребителей. Человек, зачитавшись Достоевским и Чеховым, Ремарком и Джеком Лондоном, не будет считать вершиной счастья покупку очередного гаджета или мечтать о новой модной машине, которой можно похвастаться перед друзьями. Он не пойдёт с семьёй в торговый центр, чтобы провести там выходной день, бесцельно и завороженно бродя по магазинам, а лучше сходит на хороший концерт, в театр или в музей. Он становится очень плохим, ненадёжным и неправильным покупателем. Его почему-то не прельщают блокбастеры и комиксы, поп-корн в кинотеатре и ночи безумных распродаж в бесчисленных торговых центрах, а его приоритеты и жизненные ориентиры зачастую смещаются на нематериальные вещи, что абсолютно недопустимо, так как приводит к существенной потере доходов нынешних хозяев жизни.
"Нельзя передавать власть в руки населения, поскольку как только люди поймут основу своего "я", управлять ими, манипулировать станет чрезвычайно тяжело".
Герман Греф
Они рады бы видеть в народе рабов. Образованные для них враги, их трудно грабить ими трудно управлять. Вот и пытаются начать с дистанционного обучения детей, лишить их живого общения.
Правильно Греф говорит, все одно плутовскую метематику наших чинуш не осилит даже Перельман.