Школа. Пути развития

В детские годы создаётся ядро личности. Однако первым серьёзным препятствием на пути к себе является то, что по идее должно помочь ребёнку понять свою суть - школьное образование, мало изменившееся с 19-го века.
В начале 21-го века школа по-прежнему стремится вложить в учеников большой объём информации, мало заботясь об их предпочтениях. Крайне мало внимания уделяется развитию творческого начала в людях. Из учеников высасываются самобытность, самостоятельность и особенно предприимчивость. Поскольку дети насыщаются бессистемной информацией не только в школе, но и за её пределами, вред усиливается. У детей возникает «информационное отравление».
Многие дети не любят ходить в школу: они пресытились объёмами фактологической (а не методологической) информации, способ подачи которой оставляет желать лучшего. Как правило, предметы изучаются гораздо дольше, чем нужно.
Мы пришли к пониманию, что у людей должны быть равные возможности, однако слабо представляем, как создать систему, стремящуюся превратить каждого ребёнка во всесторонне развитую личность. США, Западная Европа, а также исламские страны в этом вопросе пока не преуспели.
Отчуждённость прививается ученику постепенно. Шаг за шагом ребёнка приучают к мысли, что он изначально должен. Библия говорит о «первородном грехе», школа же прививает «первородный общественный долг», причём немалый. Ребёнку внушают, что он должен не только окончить школу (желательно с отличием) и поступить в институт, но и «хорошо учиться» и не прогуливать уроки. Ему ставят в пример тех, кто идёт на золотую медаль. Ребёнок пока не понимает, почему от него требуют успевать по всем предметам, ведь ему по душе от силы половина из них. Если ученик получает отрицательную отметку, лишь немногие родители начинают глубоко интересоваться причиной этого. А детей, которые высказывают собственное «бунтарское» мнение, пугают мрачным будущим на дне общества, а иногда - и открыто оскорбляют, ставя под сомнение их способности и умственное развитие.
Всемирно известные педагоги (Дьюи, Монтессори, Песталоцци, Макаренко) стали всемирно известными, поскольку призывали к раскрытию самобытности каждого ребёнка. Их борьба с системой, устаревшей уже в начале 20-го века, обессмертила их имена. Антон Макаренко, например, мог сказать двадцатью различными интонациями: «Иди сюда»,-поскольку находил подход к каждому ученику.
В последнее время педагогическая мысль приходит к выводу, что при избытке информации жёсткое разделение на физику, химию, алгебру и историю устарело: многое попросту не относится к одной науке или школьному предмету. Если изучать строение глаза дважды (на уроках физики и биологии) ещё допустимо, то процессы и понятия, охватывающие добрую половину школьных предметов, бессмысленно изучать несколько раз. Потому, например, в Великобритании физику и химию и биологию объединяют в предмет «наука».
На втором курсе в институте у меня был предмет «Концепции современного естествознания», в котором живо и интересно связывались воедино знания по географии, астрономии, физике, химии, истории и другим наукам. К сожалению, пока этого предмета нет в обязательной школьной программе. Он был бы крайне полезен в средней школе и служил бы своего рода «рекламным буклетом» различных направлений (наук).
Наибольших успехов в школьном образовании достигла Япония, где дзю-до, оригами и другие творческие предметы включены в школьную программу. Хотя японское образование заслуживает внимания, в нём тоже есть существенные недостатки. Например, ученики не имеют права задавать учителям вопросы по предмету, если что-то не поняли. Также следует отметить страны Северной Европы и (также с оговорками) СССР.
Наибольший интерес в начале 21-го века представляет финское образование и учение sisu, получившее мировое признание. Оно уделяет особое внимание планированию собственной жизни и стойкости перед испытаниями. Sisu можно даже назвать современной разновидностью стоицизма.
Школам суждено уже сейчас быть учебно-информационными центрами с модульной системой обучения, в которой ученик основную часть предметов и глубину их изучения выбирает сам.
К размышлению
- Как-то раз одному британскому школьнику дали задание написать, кем он хочет стать, когда вырастет. Он написал, что хочет стать счастливым. Ему сказали: «Ты не понял задание», а он ответил: «Вы не поняли жизнь». Школьника звали Джон Леннон.
- Однажды писатель Валентин Катаев помог написать сочинение своей соседке по даче. В сочинении нужно было раскрыть мысли Катаева при написании повести «Белеет парус одинокий». За сочинение школьница получила «неудовлетворительно» и запись: «Катаев совсем не об этом думал». Сейчас мы знаем её под именем Дарья Донцова.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Выходит школа преподала Донцовой урок. Зачем писать самой.