Зайцева Ольга Игоревна
Зайцева О. И. Подписчиков: 22

Совершенствование видов ответственности за неисполнение требований судебных актов и актов иных орган

13 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 1,25 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Совершенствование видов ответственности за неисполнение требований судебных актов и актов иных органов

Аннотация. В статье автор рассматривает проблему совершенствования видов ответственности за неисполнение судебных актов и актов иных органов.

Ключевые слова: административные правонарушения, исполнительное производство, ответственность в исполнительном производстве.

Одними из важных и проблемных вопросов применения мер принудительного исполнения при исполнении судебных актов и актов иных уполномоченных органов о взыскании денежных средств, передаче гражданам и организациям имущества, о совершении в их пользу определенных действий либо воздержании от совершения определенных действий, а также при неисполнении законных требований судебных приставов-исполнителей остаются вопросы, связанные с привлечением лиц, виновных в нарушении законодательства об исполнительном производстве, к ответственности [6].

Ответственность в исполнительном производстве является правовой гарантией обеспечения должного поведения субъектов правоотношений, возникающих в ходе исполнительного производства. Она способствует пресечению и предупреждению правонарушений, восстановлению нарушенных прав и охраняемых законом интересов взыскателей.

Основными видами являются гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. Среди них особое место занимает гражданско-правовая ответственность в силу присущей ей компенсационной функции.

Следует заметить, что на специфику гражданско-правовой ответственности в исполнительном производстве существенное влияние оказывают публично-правовые характеристики складывающихся здесь правоотношений. Так, указанная ответственность:

а) может применяться наряду с публично-правовой ответственностью;

б) реализуется исключительно через суд;

в) опосредуется специальными нормами действующего законодательства, в частности бюджетного законодательства (в первую очередь в части процедур применения);

г) как правоотношение имеет специальный субъектный состав, например, основными такими субъектами выступают взыскатель, должник, кредитная организация, судебный пристав-исполнитель[8].

Специфика оснований гражданско-правовой ответственности в исполнительном производстве обусловлена тем, что здесь складываются своеобразные правоотношения, связанные с публично-правовой сферой.

В исполнительном производстве отношения возникают между судебным приставом-исполнителем, который наделен властными публичными полномочиями, является представителем государства и действует от его имени, с одной стороны, и участниками исполнительного производства, с другой стороны.

Кроме этого отношения возникают также непосредственно между сторонами или участниками исполнительного производства.

Если в первом случае возникшие отношения являются вертикальными, отношениями власти и подчинения, то вторые - горизонтальными.

Соответственно, штрафы как публично-правовые санкции в исполнительном производстве налагаются только при условии наличия противоправности деяния и вины правонарушителя, и налагаются они при наличии вертикальных отношений.

Особенность же условий привлечения к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный судебным приставом-исполнителем, состоит в том, что хотя состав правонарушения является полным, но его вина презюмируется, а при возложении гражданско-правовой ответственности на иных участников исполнительного производства требуется установление полного состава правонарушения путем доказывания каждого условия, в том числе и вины.

На основании анализа судебной практики также правомерно утверждать, что суды признают существование такой меры гражданско-правовой ответственности должника в исполнительном производстве, как взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ [2] при неисполнении денежного обязательства. При этом взыскание процентов должно осуществляться за все время фактического неисполнения денежного обязательства должником.

Административные правонарушения в области исполнительного производства входят в категорию наиболее распространенных. Предупреждение этих правонарушений, сдерживание их роста обусловливают необходимость планирования и реализации определенного спектра мер экономического, организационного и правового характера. Административная ответственность является одним из основных средств борьбы с рассматриваемыми правонарушениями.

Административная ответственность в исполнительном производстве заключается в обеспечении правомерного поведения лиц, участвующих в исполнительном производстве, предупреждении правонарушений, восстановлении нарушенных прав и интересов граждан и организаций[7].

Анализ нормативных правовых актов, научной литературы позволяет заключить, что под административной ответственностью за нарушения законодательства об исполнительном производстве следует понимать меры, применяемые судом, судебным приставом-исполнителем в отношении административного нарушения законодательства об исполнительном производстве, в процессе реализации которых с правонарушителя истребуется объяснение о совершенном деянии, само деяние подвергается официальной правовой оценке, и на основе этой оценки к лицу применяется одно из административных наказаний.

Статья 17.14 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве.

Административная ответственность в исполнительном праве - институт, находящийся в стадии формирования и требующий дальнейшего совершенствования. Разработка проблемы ответственности имеет практическое значение, так как должна способствовать точному формулированию исполнительных документов, а также правильному толкованию и применению норм исполнительного права и являться необходимым условием упрочения законности в исполнительном производстве.

В Долгосрочной программе повышения эффективности исполнения судебных решения на 2011-2020 годы в части совершенствования механизма юридической ответственности предлагается:

«а) установление единого административно-правового запрета на неисполнение исполнительного документа по имущественным и неимущественным требованиям;

б) установление единого уголовно-правового запрета на неисполнение судебного акта, обязывающего совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) для граждан и должностных лиц» [9].

И, действительно, в настоящее время ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований только неимущественного характера. При этом необходимо установить административную ответственность за неисполнение любых требований, независимо от их характера, содержащихся в исполнительном документе. Данная норма послужит стимулом для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, а также мерой превентивного характера, что полностью соответствует задачам законодательства об административных правонарушениях, указанным в статье 1.2 КоАП РФ[4].

Также федеральным законом от 28.11.2015 г. № 340-ФЗ была введена статья 17.17 в КоАП РФ и установлена административная ответственность за нарушение установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом в виде управления транспортным средством.

Данная мера уже встретила неоднозначные отклики, как в средствах массовой информации, так и в научной литературе. Однако, на наш взгляд, это одна из наиболее действенных мер в области исполнительного производства, побуждающая должника к погашению его просроченной задолженности. При этом, названные меры нацелены не столько на непосредственное исполнение требований судебного акта, сколько на стимулирование должника к его исполнению путем воздействия на иные, чем имущественные, факторы, мотивы и доминанты поведения должника.

А.В. Юдин справедливо отмечает: «исполнительные действия, сопряженные с ограничением специальных прав, предполагают ограничение прав, имеющих личный характер, поскольку специальное право, в котором ограничивается должник, тесно связано с его личностью и является в своем роде уникальным и неотчуждаемым (так, например, право управления транспортным средством).

Таким образом, действия по ограничению специальных прав, непосредственно не будучи связанными с исполнением судебного акта направлены не столько на исполнение требований исполнительного документа, сколько на стимулирование к исполнению требований, содержащихся в нем» [10].

Исходя из положительной практики применения органами принудительного исполнения временных ограничений на выезд за пределы Российской Федерации, на пользование специальным правом должником, представляется целесообразным изучить иные возможные меры ограничения прав должника в различных сферах (правовых, социальных, экономических), применяемые в общемировой практике.

В настоящее время отечественное законодательство не рассматривает и не допускает в качестве способов воздействия на должника в рамках исполнительного производства такие меры, как:

а) арест за неисполнение требований исполнительного документа;

б) лишение лицензии или отзыв специального разрешения на определенные виды работ и услуг;

в) уведомление кредитных и иных финансовых организаций о неплатежеспособности должника и т.п. [5]

Между тем, следует сказать, что эти меры широко и активно применяются в рамках процедур принудительного исполнения в зарубежных странах (в США и многих западно-европейских странах) и позитивно сказываются на повышении его эффективности в части реального исполнения требований по исполнительным документам.

В научной литературе высказываются точки зрения, согласно которым арест является очень эффективной мерой в области принудительного исполнения[5].

Безусловно, арест как средство принудительного воздействия в сфере исполнительного производства, в сфере гражданско-правовых отношений, это радикальная мера, но возможно, что именно ее применение окажет превентивное воздействие на должников, уклоняющихся от своевременного погашения задолженностей и станет своеобразным жестким ответом со стороны законодателя на современные проблемы повышения эффективности системы принудительного исполнения.

Более того, анализ отечественного законодательства позволяет заключить, что в соответствии со ст. 20.25 КоАП РФ допускается применение административного ареста в отношении лиц, которые не оплатили штраф в установленный законом срок. Исключение составляют:

-иностранные граждане и лица без гражданства в случае, если они своевременно не уплатили административный штраф, который был назначен им одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации;

-лица, не уплатившие штраф за совершение административного правонарушения в области дорожного движения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото-и киносъемки, видеозаписи, или средств фото-и киносъемки, видеозаписи.

В таком случае непонятно, почему законодатель допускает возможность применения ареста к неплательщикам штрафов, и считает невозможным применение этой меры к остальным категориям недобросовестных должников, уклоняющихся от уплаты иных задолженностей по другим видам исполнительных документов.

Считаем, что такое положение устанавливает своеобразное преимущество одних взыскателей над другими, а следовательно влечет нарушение конституционного принципа равноправия всех субъектов правоотношений.

Учитывая вышеизложенное, считаем, что арест должен стать мерой принудительного воздействия, применяемой не только к лицам, своевременно не уплатившим штраф, но и ко всем остальным недобросовестным должникам, уклоняющимся от уплаты иных задолженностей по другим видам исполнительных документов. В этой связи целесообразно разработать соответствующие поправки к КоАП РФ.

Разработчиками Долгосрочной программы повышения эффективности исполнения судебных решения на 2011-2020 годы справедливо указывается на тот факт, что «согласно действующей редакции статьи 315 УК РФ применение уголовной ответственности за неисполнение решения суда или иного судебного акта допускается исключительно в отношении представителя власти, государственного служащего, служащего органа местного самоуправления, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации.

При этом из перечня лиц, на которых распространяется уголовно-правовая норма, предусмотренная статьей 315 УК РФ, в настоящее время необоснованно исключены индивидуальный предприниматель и арбитражный управляющий. Указанные лица являются активными участниками гражданского оборота и правовые последствия их хозяйственной деятельности в большинстве случаев тождественны последствиям, которые наступают в результате деятельности руководителей коммерческих организаций» [3].

Кроме того, «необходимо включение в состав субъектов нормы статьи 315 УК РФ физических лиц, так как применение административной ответственности не всегда побуждает физическое лицо к исполнению судебного акта, а последствия неисполнения судебного акта имеют значительную общественную опасность. Последствиями такого неисполнения является снижение авторитета судебных органов и государства в целом» [3].

Анализ практики применения существующих видов ответственности за неисполнение требований судебных актов и актов иных органов позволяет говорить о необходимости совершенствования института ответственности в исполнительном производстве в целом.

Резюмируя вышеизложенное, представляется возможным сделать следующие краткие выводы.

1. Полагаем, что применение ограничения специальных прав допустимо лишь в тех случаях, когда такие права не являются единственным основным источником заработка лица, в отношении которого планируется применение этих мер (например, лишение права управления для водителя), а также когда такие права не являются средством ограничения иных естественных (личных) прав (например, лишение права управления лица с ограниченными возможностями).

2. На наш взгляд, ограничение специальных прав является средством эффективного воздействия на лиц, уклоняющихся от исполнения содержащихся в исполнительном документе требований как имущественного так и неимущественного характера. При этом судебный пристав-исполнитель при принятии решения о применении ограничения специальных прав должен учитывать индивидуальные особенности лиц, в отношении которых планируется применение этих мер в целях предотвращения нарушения законных прав и интересов должника.

3. Исследование положительного зарубежного опыта позволяет заключить, что в настоящее время отечественное законодательство не рассматривает и не допускает в качестве способов воздействия на должника в рамках исполнительного производства такие эффективные меры принудительного воздействия, как:

а) арест за неисполнение требований исполнительного документа;

б) лишение лицензии или отзыв специального разрешения на определенные виды работ и услуг;

в) уведомление кредитных и иных финансовых организаций о неплатежеспособности должника и т.п.

4. Считаем, что арест как средство принудительного воздействия в сфере исполнительного производства это радикальная мера, но возможно, что именно ее применение окажет превентивное воздействие на должников, уклоняющихся от своевременного погашения задолженностей и станет своеобразным жестким ответом со стороны законодателя на современные проблемы повышения эффективности системы принудительного исполнения.

Более того, анализ отечественного законодательства позволяет заключить, что в соответствии со ст. 20.25 КоАП РФ допускается применение административного ареста в отношении лиц, которые не оплатили штраф в установленный законом срок.

В таком случае непонятно, почему законодатель допускает возможность применения ареста к неплательщикам штрафов, и считает невозможным применение этой меры к остальным категориям недобросовестных должников, уклоняющихся от уплаты иных задолженностей по другим видам исполнительных документов. На наш взгляд, такое положение устанавливает своеобразное преимущество одних взыскателей над другими, а следовательно влечет нарушение конституционного принципа равноправия всех субъектов правоотношений.

Учитывая вышеизложенное, считаем, что арест должен стать мерой принудительного воздействия, применяемой не только к лицам, своевременно не уплатившим штраф, но и ко всем остальным недобросовестным должникам, уклоняющимся от уплаты иных задолженностей по другим видам исполнительных документов. В этой связи целесообразно разработать соответствующие поправки к КоАП РФ.

Литература

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993: (с учетом поправок от 30.12.2008 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая [Текст] : федер. Закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ: принят Гос. Думой 21.10.1994 г. (с послед. Изм. и доп.).

3. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст] : федер. Закон от 13.06.1996 г. № 64 – ФЗ: принят Гос. Думой 24.05.1996 г. (с послед. Изм. и доп.)

4. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации [Текст] : федер. Закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ: принят Гос. Думой 20.12.2001 (с послед. Изм. и доп.)

5. Грицай О.В. О совершенствовании процедуры исполнительного производства в Российской Федерации [Текст] / О.В. Грицай // Юридический вестник Самарского университета. – 2017. – Т. 3. – № 1. – С. 51 – 55.

6. Гурай Г.А. Меры ответственности за неисполнение судебных актов и актов иных уполномоченных органов, а также неисполнение законных требований судебных приставов-исполнителей [Текст] / Г.А Гурай // Исполнительное право. – 2009. – № 4. – С. 2 – 6.

7. Десятик М.С. Исполнительное производство как правовой институт российского законодательства [Текст] / М.С. Десятик // Исполнительное право. – 2011. – № 2. – С. 26 – 29.

8. Исполнительное производство: процессуальная природа и цивилистические основы [Электронный ресурс] / под ред. Д.Х. Валеева, М.Ю. Челышева. – М. : Статут, 2007 // КонсультантПлюс: справочные правовые системы: Комментарии законодательства. – Режим доступа: http: //www.consultant.ru/software/systems.

9. Проект Минюста России «Долгосрочная программа повышения эффективности исполнения судебных решений (2011-2020 годы)» [Текст] // Практика исполнительного производства. – 2011. – № 1 – 2. – С. 16 – 48.

10. Эффективность принудительного исполнения судебных решений и актов других органов [Электронный ресурс] : сб. материалов Международной научно-практической конференции, г. Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет, 8 - 11 июня 2011 г. / отв. ред. А.О. Парфенчиков, Д.Х. Валеев. – М. : Статут, 2011 // КонсультантПлюс: справочные правовые системы: Комментарии законодательства. – Режим доступа: http: //www.consultant.ru/software/systems.

Понравилась публикация?
/
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Зайцева Ольга Игоревна

Как можно списать долг по кредиту, если банк либо коллекторы вышли с иском в суд

Сегодня мы поговорим о таком вопросе, как списание долга по кредиту или займу. Нет, речь не пойдёт о банкротстве. Мы являемся противниками процедуры банкротства, не рекомендуем должникам применять такой способ,

Отмена судебного приказа самостоятельно

Часто встречающийся вопрос по кредитной задолженности (на картинке). Гражданин получает уже итог “путешествия” своего долга. То есть – постановление пристава и очень часто арест счетов. Чтобы понять,...

Как правильно посчитать период добровольного исполнения по исполнительному производству 5 дней

Срок добровольного исполнения в 5 рабочих дней начинает исчисляться со следующего дня после получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (ч. 12 ст. 30 Федерального закона №229-ФЗ).

Исполнительный лист в руках: порядок действий

2. Способы взыскания денег по исполнительному листу Сегодня поговорим о таком интересном вопросе, как получение исполнительного документа. Почему выбрали такую тему спросите Вы? Это очень нас удивило,...

Защита единственного источника дохода: могут ли приставы арестовать Ваш автомобиль?

Нет, если автомобиль действительно используется вами для профессиональной деятельности (например, вы работаете водителем такси, курьером или занимаетесь доставкой), арест и продажа такого имущества запрещены.