Участие негосударственных субъектов в исполнительном производстве. Часть 2
Участие негосударственных субъектов в исполнительном производстве. Часть 2
Исследование зарубежного опыта позволяет выделить положительные примеры профессионального осуществления деятельности по взысканию задолженности коллекторскими организациями, регулирования рынка коллекторских услуг и высоких стандартов работы в данной сфере.
Так, в Великобритании развита европейская модель организации работы коллекторских агенств, «прокредиторская».
Данная модель предполагает, что при банкротстве потребителя ведущий (главный) интерес принадлежит кредитору. На рынке коллекторских услуг действует уже более 100 лет саморегулирующаяся профессиональная ассоциация коллекторских агентств Великобритании Credit Service Association Limited (CSA), которая объединяет около 500 частных коллекторских компаний. Также взысканием потребительских долгов занимаются государственные юридические компании. Однако, для них данная деятельность не является основной, а выступает дополнительной функцией.
В соответствии с п. 63 Акта о трибуналах, судах и исполнительном производстве 2007 года, агентами по обращению взыскания, могут быть физические лица:
-действующие на основании сертификата, выданного в соответствии с законом;
-защищенные «привилегией», то есть обладающие особым статусом в связи с осуществлением деятельности на правах служащего государственного органа;
-действующие не самостоятельно, а под руководством уполномоченного субъекта.
Например, агентом по обращению взыскания может быть констебль (сотрудник полиции), сотрудник суда или сотрудник службы по налогам и таможенным сборам.
Необходимо отметить, что в Великобритании норма права о получении такой лицензии для осуществления коллекторской деятельности имеет диспозитивный характер, т.е. ее получение не является обязательным условием осуществления такого вида деятельности. При этом, наиболее авторитетные коллекторские компании стремятся получить такую лицензию, т.к. она подчеркивает престиж организации.
Пример организации принудительного исполнения в Великобритании очень показателен.
Коллекторские организации пользуются доверием у государства. Так, налоговая служба Великобритании по соглашению с коллекторами передала им право взыскания просроченных задолженностей по налогам и сборам.
Организации, входящие в Credit Service Association Limited (CSA), обязаны следовать установленным правилам - CSA Code of Practice, которые выступают своеобразным сводом передовой практики ведения бизнеса в сфере взыскания просроченных долговых обязательств.
Кроме того, в 2002 году было опубликовано специальное руководство по работе коллекторских компаний, Debt Collection Guidance, устанавливающее правила по допустимым формам и методам сбора просроченных задолженностей.
Например, коллекторам запрещено связываться и осуществлять какое-либо воздействие на должников посредством социальных сетей и мессенджеров.
В США деятельность коллекторских компаний урегулирована на федеральном уровне, а именно, федеральным законом - The Fair Debt Cllectin Practice Act. Названный закон устанавливает допустимые формы и методы работ по взысканию долгов.
В частности, представителям коллекторских компаний запрещено осуществлять звонки в ночное время (с 21 до 8 часов утра) должникам без их согласия, распространять информацию о наличии просроченной задолженности у конкретного лица среди его родственников, коллег по работе, соседей, за исключением его адвоката, посещать место работы (службы) должника, если руководство (начальник или наниматель) должника возражают против этого и т.д.
Также нормативными актами строго регламентирована форма письменного обращения к должнику.
Допускается указывать сведения о сумме долга, сумме, подлежащей выплате, с учетом комиссии, сроки, в течение которых должнику необходимо связаться с коллектором, а также сроки обращения в суд по вопросу взыскания просроченной кредиторской задолженности.
Отметим, что существуют долги, кредитором по которым выступает непосредственно государство.
К ним относятся обязательства, возникшие из образовательных, ипотечных кредитов, полученных из федерального бюджета. Такие долговые обязательства передаются в работу коллеторских компаний и регулируются специальным нормативным правовым актом - The Debt Collection Improvement Act of 1996 (Актом об улучшении (совершенствовании) коллекторской деятельности).
Деятельность коллекторских компаний, по своей сути, направлена на получение прибыли. В этой связи представляется целесообразным заимствование механизмов, используемых в Финляндской Республике, где просроченная задолженность приобретается коллекторскими компаниями с целью реструктуризации и последующего взыскания либо переуступки прав требования.
В частности, необходимо установить государственную пошлину, которая будет взыскиваться при предъявлении в территориальные органы ФССП России исполнительных документов по долговым обязательствам, выкупленным коллекторской компанией.
По мнению А.О. Парфенчикова, возглавлявшего с 2008 по 2017 гг. службу судебных приставов, подобного рода мера будет являться эффективным фильтром, предотвращающим необоснованные обращения коллекторов в государственные органы принудительного исполнения.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: