![](https://u.9111s.ru/img/avatars/60x60/L.png)
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/60x60/В.png)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202406/09/60x60/9c7f7fab5bfa494dd02396ac168ba889.jpg)
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/60x60/Т.png)
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/60x60/В.png)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202402/14/60x60/ae3539f16b78279fd2043c8e8c340766.jpg)
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/60x60/К.png)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202301/23/60x60/f8e0184ab459962f57f8c13f4ac909c6.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202405/13/60x60/aea838452dd88e32b45ca2188dee8c50.jpg)
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/60x60/Г.png)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202305/09/60x60/97b997c8396e7a1b7c8a043266c5d9f4.jpg)
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/60x60/Е.png)
Морской пейзаж, или марина — это особый жанр изобразительного искусства, где основным элементом картины выступает море. Термин произошел от слова marinus (лат. «морской») и введен в употребление итальянцами. Морской пейзаж как самостоятельный вид живописи сформировался в Нидерландах в семнадцатом веке с появлением картин, где все внимание художника уделялось стихии, а корабли и люди выступали второстепенными персонажами.
Морской пейзаж стал одной из главных тем творчества голландских художников во второй половине XVI века.
Подлинный расцвет жанра пришелся на Золотой век голландской живописи. В XVII веке Нидерланды располагали самым мощным военным и торговым флотом, поэтому сцены сражений на воде пользовались большой популярностью. Основоположник жанра Корнелис Вром (Cornelisz Vroom) большую часть своих полотен посвятил морским сражениям. Его манеру отличает тщательная прорисовка деталей парусников и виртуозная работа с цветом.
Со временем мода на голландскую живопись распространилась по всей Европе, и морская тематика заняла прочное место в творчестве европейских художников. Французский мастер Клод Лоррен (Claude Lorrain) жил и работал в Италии, где создавал совершенные пейзажи, пронизанные светом и покоем. В работах на античные и исторические темы он предпочитал изображать современные корабли.
Клод Лоррен. "Высадка царицы Савской". 1648.
В ту эпоху писать самостоятельные пейзажи было еще не модно, живописцы были вынуждены "привинчивать" к ним какой-нибудь библейский или мифический сюжет для оправдания выбранной темы.
Морской пейзаж. Корнелис Вром. «Голландские корабли набегают на испанские галеры у фламандского побережья в октябре 1602 года»
Марины достигли пика своей популярности в начале девятнадцатого столетия. Тема оказалась востребована художниками романтического жанра. Сюжеты, где люди противостоят бушующей стихии, идеально подходили для того, чтобы передать накал страстей и вызвать у зрителя эмоциональный отклик.
Море стало основной темой творчества русского романтика Ивана Айвазовского — за свою жизнь он создал порядка шести тысяч марин. Мастер практически не работал на пленэре, предпочитая делать с натуры схематичные рисунки, которые затем использовал в мастерской. Художник писал стремительно и нередко заканчивал работу за один сеанс. Эффекта прозрачности воды он добивался с помощью лессировки, умело распределяя слои краски по холсту.
И. Айвазовский. "Девятый вал". 1850
Алексей Боголюбов. «Афонское сражение 19 июня 1807 года». 1853
Каналетто. Bacino di San Marco, 1738
Ханс Гуде. "Фьорд в Сандвикене". 1879
Картина «Волна», написанная Айвазовским в конце жизни до сих пор считается одной из самых сильных работ художника. Бурное море в зимний ветреный день – довольно простой сюжет, но сколько в этой картине силы и мощи.
Серое свинцовое небо, грозовые тучи и глубокое море, покрытое пеной, – все говорит о едином печальном образе картины. И даже корабли с убранными парусами, держащиеся на якорях, не ждут чуда. Моряков ничто не спасет, больше нет надежды.