ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ СЕКТОРЕ РОССИИ
Аннотация: предметом статьи выступает проблемы правового регулирования инвестиционной деятельности в энергетическом секторе. Целью статьи является анализ основных проблем регулирования инвестиций в данной отрасли. Основными методами проведения исследования были анализ законодательства и анализ мнений ученых-правоведов. Полученные результаты работы позволили определить необходимость дальнейшего совершенствования энергетического законодательства. В ходе исследования установлено, что энергетическое и инвестиционное законодательство не делает акцент на регулировании инвестиций. Полученные результаты могут быть применены для обсуждения на международных инвестиционных форумах и в процессе законотворчества.
Ключевые слова: энергетический сектор, инвестиции, правовое регулирование, энергетическое право, инвестиционное право, внутренние инвестиции, внешние инвестиции, инвестиционная деятельность.
PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF INVESTMENT ACTIVITY IN THE RUSSIAN ENERGY SECTOR
Full name of the author place of work,
position, academic title, academic degree
contact phone numbers, email address
Abstract: the subject of the article is the problems of legal regulation of investment activities in the energy sector. The purpose of the article is to analyze the main problems of investment regulation in this industry. The main methods of conducting the research were the analysis of legislation and the analysis of opinions of legal scholars. The obtained results allowed us to determine the need for further improvement of energy legislation. The study found that energy and investment legislation does not focus on regulating investment. The results obtained can be used for discussion at international investment forums and in the process of law-making.
Key words: energy sector, investment, legal regulation, energy law, investment law, internal investment, external investment, investment activity.
Введение. Приток инвестиций в энергетический сектор требует формирования привлекательного инвестиционного климата. Важным его элементом выступает особый правовой режим деятельности иностранных инвесторов, определяющий правовой статус инвестора, его льготы и гарантии и условия инвестиций.
Для организации подобных режимов особую роль играет заключение международных правовых договоров сотрудничества между государствами в сфере энергетики как экономической отрасли. Исследования показывают, что международное правовое регулирование в энергетическом секторе получило развитие лишь на региональном и отраслевом уровне. Главной проблемой разработки универсальных норм международного правового регулирования выступает их совместимость с особенностями энергоресурсов, определяющими правовые режимы, порядки использования и др. Проблему представляет унификация законодательства государств, имеющих членство на международных энергетических рынках [4, с.83-97].
Однако, закрепляет приоритет международных договоров законодательство страны, интегрирующее нормы инвестиционного и энергетического законодательства. Кроме того, сложились общие и специфические подходы к правовому регулированию отношений в различных сегментах энергетики (электроэнергетика, нефтегазовая отрасль, атомная энергетика, теплоэнергетика, энергетическая безопасность, инвестиции в энергетику).
Сфера энергетики стала областью внимания со стороны теоретиков и практиков [1, c.26-38]. В исследованиях подчеркивается, что энергическое законодательство представляет собой комплекс правовых норм, обеспечивающих гражданско-правовые и административно-правовые отношения (техническое, тарифное, антимонопольное регулирование), свидетельствующие о том, что данная отрасль права регламентирует специфический тип отношений в сфере энергетики. Вместе с тем приходится констатировать, что единого нормативно-правового акта в сфере энергетики пока нет.
Целью статьи является анализ современных проблем правового регулирования инвестиций в сферу энергетики.
Методы. В процессе написания статьи основными методами исследования являются анализ юридической литературы, правовой анализ действующего законодательства.
Использовались материалы библиотеки cyberleninka.
Результаты. В Энергетической стратегии до 2035 г. подчеркивается, что формирование благоприятного инвестиционного климата является важнейшей задачей Правительства России. Для этих целей сформированы институты, основной Функцией которых выступает поддержка инвестиционных проектов (Росатом, Минэнерго, и др.). Итогом проводимой ими регуляционной политики выступает упрощение административных процедур, инициативы по улучшению корпоративного, административного, уголовного законодательства и др. вопросы.
Отношения в сфере энергетики регулируются, главным образом, Федеральным законом №35 «Об электроэнергетике» (ред. 27.12.2019), где определены правовые основы экономических отношений в сфере энергетического сектора, определены регулирующие полномочия субъектов энергетических отношений. В качестве важнейшего принципа Статья 6 Федерального закона №35 определяет экономическую обоснованность доходности инвестиционного капитала в электроэнергетике, на обеспечение которой закон направлен. В частности, статья 29 Федерального закона №35 определяет правовые основы регулирования инвестиционной деятельности, определяющие направленность на привлечение инвестиций в эту сферу и контроль эффективности их использования. В качестве основного механизма целевого использования инвестиций закон определяет инвестиционные программы. В отдельных исследованиях подчеркивается, что каждая из подотраслей энергетического сектора регулируется отдельными профильными законами (нефти, газе, атомной энергии и т. п.). Такой правовой подход к регулированию создает предпосылки к полному или частичному недостижению поставленных целей и задач. По мнению отдельных исследователей устранить данные недостатки позволит принятие Энергетического кодекса РФ [3, c.3-12]. Необходимость его принятия объясняется непрозрачностью и непонятностью энергетического законодательства, что в данный момент вызывает недоверие внутренних и внешних инвесторов. Необходимо признать, что в отношении инвестиционной деятельности в сфере энергетического сектора законодательство в недостаточной степени определяет возможности иностранных инвесторов в отношениях, регулируемых энергетическим законодательством.
Обсуждение. Защита прав, гарантий и имущества субъектов инвестиционной деятельности всех форм собственности регулируется положениями Федерального закона №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Законом определяются термины «инвестиции» и «инвестиционная деятельность». Интересно, что статья 5 этого закона определяет в качестве приоритетных определяет правила, подписанные в международных договорах, над федеральным законодательством.
Статья 17 закона №39-ФЗ определяет, что нарушение условий подписанных договоров, условий действующего законодательства влечет за собой ответственность по законам страны. Например, в деловых кругах ситуация с короновирусом рассматривается как форсмажорное чрезвычайное непреодолимое обстоятельство, определяющее снижение или исключение ответственности за невыполнения обязательств. В подобных условиях правовое регулирование инвестиций в энергетический сектор не выглядит столько привлекательным как ранее. Витиеватая трактовка норм статьи 3 Федерального закона №39-ФЗ не дает исчерпывающего представления об объектах капитальных вложений, что усложняет понимание потенциальных инвесторов того, в какие отрасли энергетического сектора можно вложить инвестиции. Статья 11 данного закона определяет формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. В то же время статья 16 Федерального закона №39-ФЗ не позволяет понять, как происходит защита капитальных вложений. С одной стороны, государство не исключает национализацию или реквизицию инвестиционных объектов с равноценной компенсацией убытков инвесторов, размер которой будет определяться нормами Гражданского кодекса РФ. Но страхование объектов инвестирования не позволит получить прибыль потенциальному инвестору. Следует полагать, что такие перспективы для внутренних инвесторов малопривлекательны, не говоря уже о зарубежных инвесторах.
Вместе с тем, нерешенность многих других вопросов, связанных с правовым регулированием, не стимулирует инвесторов к капиталовложениям в энергетический сектор. Так, например, ситуация с распространением в мире короновирусной инфекции показала, что уменьшение рыночного спроса на энергоносители способно уменьшить долгосрочные инвестиции в энергетический сектор по причине неблагоприятной конъюнктуры рынка. Короновирус детерминировал большие потрясения на рынке предложения энергоресурсов, но спрос он не затронул. Для примера, на мировых рынках нефти цены упали на 20%, и они во многом отражают спрос Китая как ключевого мирового потребителя нефти. Из-за короновируса спрос на энергоносители в стране снизился (закрытие производств, карантин, снижение спроса на транспортные услуги, диверсификация продаж сжиженного природного газа). Перевыполненные нефтяные резервуары европейских стран привели к удешевлению производства нефти. Такая картина не смогла сказаться на инвестировании, в основном иностранные, в более дорогую добычу нефти и газа в России, и поведении Китая, изменившего свое законодательство и передумавшего импортировать газ у России (проект «Сила Сибири»), несмотря на заключенные договоры. Противоположным по успешности является реализация проекта «Ямал-СПГ» совместно с крупными китайскими инвесторами [5, c.96-101].
Гарантии и права иностранных инвесторов конкретизируются в положениях Федерального закона №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 31.05.2018). В статье 8 законодатель указывает на более лояльное отношение к иностранному инвестору и его имуществу, не подлежащему реквизиции или национализации, за исключением законных оснований. Статья 10 допускает решение спорных ситуаций с инвесторами в международных судах. Подвергая критике данный закон, О.В. Тагашева обращает внимание на тот факт, что нормы закона не охватывают проблемы регулирования иностранных инвестиций [6].
Невыполнение договорных обязательств делает проблематичным принятие инвестиционных решений и правовое регулирование инвестиционных отношений. Поэтому довольно часто возможны инвестиционные споры, в том числе и в электроэнергетики. Для целей разрешения возможных споров Россия стала участником договора Энергетической Хартии (не ратифицировала его), позволяющему эффективно осуществлять инвестиционное сотрудничество в сфере энергетики. Установлено, что число инвестиционных споров между иностранными добывающими компаниями и принимающими государствами достигло 26% [2, с.116-117].
Заключение. Исследования показывают, что недостаточно четкое нормативно-правового регулирование инвестиционной деятельности не позволяет применять эффективные инвестиционные инструменты для задач развития энергетического сектора. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в энергетическом секторе происходит вразрез с общемировой практикой, где существует более упрощенный порядок лицензирования добычи энергоресурсов, более привлекательный для инвесторов. К примеру, работающие в мире российские компании добывают энергоресурсы в других странах на договорной основе. В стране ужесточен режим доступа к энергетическим ресурсам, а российские зарубежные инвестиции недостаточно защищены правовыми механизмами.
Действующее энергетическое законодательство не регулирует допуск инвестора к деятельности в сфере энергетического сектора и формы инвестиционного участия. Законодательство, регулирующее деятельность иностранных инвесторов, не охватывает организационные аспекты регулирования иностранных инвестиций, только их права и гарантии. Далеко не во все отрасли энергетического сектора имеет доступ иностранный инвестор.
Список литературы
1. Городов О.А. К понятию энергетического права / О.А. Городов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. – 2010. – №1. – С.26-38.
2. Косякова Н.И., Мелков Г.М., Любимов А.П. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций в ТЭК / Н.И. Косякова [и др.] // Вестник Московского университета МВД России. – 2012. – №7. – С.116-117.
3. Попондопуло В. Ф. Энергетическое право и энергетическое законодательство: общая характеристика, тенденции развития // Энергетика и право. 2008. с.3-12.
4. Романова В.В. Тенденции развития правового регулирования общественных отношений в сфере энергетики и задачи энергетического права / В.В. Романова // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2016. – №6. – С.83-97.
5. Селезнева Н.А, Кузнецов В.В. Соглашение о разделе продукции: инвестиционный потенциал в топливно-энергетическом комплексе России / Н.А. Селезнева, В.В.Кузнецов // Евразийская адвокатура. – 2018. – С.96-101.
6. Тагашева О.В. Финансовый контроль в инвестиционной деятельности: особенности правового регулирования / О.В. Тагашева // Вестник Саратовской государственной академии. – 2016. – №1 (108). – С.200-205.