У вас сломался смартфон: как быстро вернуть деньги?

Современная техника, несмотря на свои невероятные возможности, обладает одним неприятным для потребителя качеством: она недолговечна. И что самое досадное, одинаковыми шансами на выход из строя и до, и по истечении гарантийного срока эксплуатации обладает как продукция известных брендов, так и тех производителей, коих сейчас в кругах продвинутых принято называть noname, а по-русски "Рога и копыта".
В первую очередь это относится к мобильным телефонам, в особенности к смартфонам, которые, несмотря на сравнительно высокую стоимость, часто выходят из строя ещё до истечения гарантии и, как правило, в самый неподходящий момент.
Что делать в такой ситуации?
Разумеется, вспомнить про закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" и постановление Правительства РФ от 10.11.2011 г. № 924 "Об утверждении перечня технически сложных товаров".
В Перечне технически сложных товаров вам потребуется пункт 6, который относит к таковым "Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями" – как раз то определение, под которое подходит смартфон.
Однако стандартный путь отстаивания своих прав – небыстрый, а хочется, естественно, решить данный вопрос как можно скорее.
Что для этого потребуется?
Устранить незамедлительно
Помним, что в случае поломки товара покупатель имеет право на предъявление претензий к одной из трёх сторон:
- продавцу;
- поставщику;
- изготовителю.
Самый простой и потому распространённый вариант – это передать вышедший из строя аппарат продавцу, который в общем случае принимает его вместе с претензией покупателя добровольно, после чего передаёт в экспертное учреждение для проведения товароведческой экспертизы.
Вот только ни у продавца нет причин спешить, ни у экспертной организации, так что заключение, как правило, бывает готово не ранее чем через 3 недели, а то и через полтора месяца.
Чем дороже вышедший из строя смартфон, тем дольше длится экспертиза, и тем меньше у покупателя шансов на получение объективного заключения, ибо экспертная организация у продавца, как правило, "своя". И поэтому штампует заключения почти всегда в его пользу.
Но есть простой и одновременно результативный способ ускорения этой процедуры.
Читаем п. 1 ст. 20 закона "О защите прав потребителей":
Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней.
Соответственно, как бы ни настаивал продавец на указании в претензии конкретного срока для устранения недостатков товара (обычно озвучивается месячный срок – словно это не претензия продавцу, а жалоба чиновнику), потребителю следует сослаться в претензии на п. 1 ст. 20 закона "О защите прав потребителей" и потребовать на этом основании провести экспертизу и устранить недостатки товара незамедлительно.
Несложно?
Разумеется.
Но чтобы ещё более ускорить процесс, надо указать в претензии ещё одно требование.
Предоставьте мне аналогичный товар вместо неисправного
Читаем ту же ст. 20 закона "О защите прав потребителей", но теперь уже пункт второй:
"В отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так что при включении вами в претензию такого требования продавцу придётся в течение 3 рабочих дней выдать вам взамен вышедшего из строя смартфона аппарат с идентичными функциями – на время проведения ремонта.
Такое требование покупателя для продавца чрезвычайно невыгодно, поэтому при его выдвижении у продавца появляется дополнительный и очень мощный стимул разрешить ситуацию мирно и как можно скорее.
Как видите, сложного в этом ничего нет, зато вы дадите понять продавцу, что он имеет дело не с фраером ушастым, а с потребителем, который знает и свои права, и обязанности продавца.
Но перспектива получить на выходе отремонтированный аппарат мало кого устраивает, особенно если покупка довольно дорогостоящая: обычно покупатель вполне обоснованно желает, чтобы на его смартфоне до покупки, что называется, и муха не сидела.
Закон здесь пока ещё на стороне потребителя.
Верните деньги!
В отношении технически сложных товаров, к которым относится и смартфон, потребитель имеет право потребовать возврата денежных средств либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с перерасчётом покупной цены в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара.
По мнению местного автора, покупателю есть смысл категорически настаивать именно на возврате денежных средств: возможно, подумав на досуге, вы решите приобрести другую модель в другом месте, и по гораздо более выгодной цене.
Важный момент: если аппарат вышел из строя спустя пятнадцать дней, требования произвести возврат денежных средств либо произвести замену товара на другой всё равно подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
- обнаружение существенного недостатка товара*,
- нарушение установленных Законом "О защите прав потребителей" сроков устранения недостатков товара;
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
* Существенным недостатком товара является неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки (абзац 9 преамбулы Закона о защите прав потребителей).
Вывод
В случае обнаружения недостатка (поломки) смартфона незамедлительно обращайтесь к продавцу, помня, что в общем случае у вас есть всего 15 дней, по истечении которых отстаивать свои права будет несравненно сложнее.
И помните:
Вам уже приходилось требовать возврата денежных средств за вышедший из строя товар?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Спасибо, Дмитрий Владимирович! Как всегда, - коротко и ясно!
Я сама отвезла телефон на экспертизу. Через 10 дней получила заключение, - заводской брак, - салон связи возвратил и стоимость телефона, и расходы на экспертизу.
К великому сожалению, большинство из нас юридически неграмотно, а законы формулируются так, что без специалиста ими довольно сложно воспользоваться. Вот отсюда и берутся "фраера ушастые", которыми не воспользоваться ну просто грех. А когда примут соответствующие законы, продавцам и заморачиваться не придется)
И надо обязательно показать и рекламу сделать гайфону🤦♂️🤷♂️
Очень полезно, т.к. нас заполонили некачественные товары из Китая. Увы времена «фирменных» товаров прошли, Сони работавшие по 25-30 лет из Японии... теперь даже Сони из Китая, работает год полтора. «Бренд» это уже не фирменный товар, фуфло из Китая.
Это позор общества!
Сейчас, по большому счёту, магазины удовлетворяют требования покупателя в до судебном порядке.