Покупка некачественного товара: что делать покупателю

Здравствуйте, дорогие читатели!
Продажа некачественного товара – это то, с чем можно столкнуться буквально на каждом шагу. Тем не менее большинство из нас имеет весьма отдаленное представление о том, что такое некачественный товар и что с ним делать.
Сейчас мы подробно разберем, что имеется в виду под некачественным товаром, на что вы имеете право и в течение какого срока.

На какие нормы следует ссылаться
Безусловно, основная ваша опора – это закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей". Он небольшой, но прочитав его несколько раз, вы будете хотя бы иметь понятие, какие статьи указывать в дальнейших претензиях или судебном иске.
Можно использовать и положения Гражданского кодекса:
- ст. 475 ГК (последствия передачи некачественного товара покупателю),
- ст. 503 ГК (права покупателя при продаже некачественного товара).
Что такое некачественный товар
Товар ненадлежащего качества, исходя из смысла ч. 1 ст. 4 закона "О защите прав потребителей" (ЗОПП), – это товар, качество которого не соответствует условиям договора купли-продажи товара. Любым условиям. А как выглядит договор? Это ваш чек с конкретным наименованием товара. Для каждого товара существуют технические документы с их описанием и характеристиками. Они и будут условиями договора.
Важно: в соответствии с ч. 1 ст. 18 ЗОПП потребитель не может предъявлять претензию по поводу качества товара, если продавец заранее предупредил его о дефектах качества товара!
Права потребителя при получении некачественного товара
Эти права указаны в ч. 1 ст. 18 ЗОПП. Итак, при покупке некачественного товара вы можете:
- потребовать замены на товар этой же марки;
- потребовать замены на такой же товар другой марки с перерасчетом цены;
- потребовать соразмерного уменьшения цены;
- потребовать бесплатного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление вами или другим лицом;
- отказаться от договора купли-продажи, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возвратить товар.
Особенности устранения неисправностей регламентируются нормами ст. 20 ЗООП.
Сроки для удовлетворения ваших требований
Срок зависит от того, что вы требуете от продавца.
1. Если продавец должен исправить дефекты: незамедлительно или по соглашению с покупателем (но не более 45 суток).
2. Если вы хотите заменить товар:
- 7 суток (общий порядок);
- 20 суток (при проведении экспертизы);
- 1 месяц (если товара у продавца нет).
3. Если вы требуете уменьшения цены – 10 суток.
4. Если вы решили своими силами исправить дефекты – 10 суток.
5. Если вы требуете компенсации убытков – 10 суток.
Когда вы можете предъявить требования
Все требования, которые вы имеете право предъявлять, можно заявить до тех пор, пока не прошел срок гарантии или срок годности товара на основании ч. 1 ст. 19 ЗОПП.
Если гарантийного срока нет, вам нужно заявить свои требования в разумный срок, но не позднее, чем через 24 месяца после покупки товара.
Когда начинает течь гарантийный срок
Гарантийный срок начинает подсчитываться с даты, когда товар был вам передан продавцом. А если эту дату определить не удается, то срок исчисляется со дня производства товара.
Можно ли заявить требование, если прошло уже 24 месяца? Да, при следующих условиях:
1. Претензия предъявляется уже к изготовителю, а не к продавцу.
2. Срок службы товара еще не истек.
3. Неисправность возникла до передачи вам товара или по причинам, возникшим до этой передачи (ч. 6 ст. 19 ЗОПП).
Кому направлять претензию
Здесь все зависит от того, какое право при получении некачественного товара вы выбрали.
Продавцу, управомоченному ИП или компании вы можете предъявить абсолютно любые требования.
А вот от завода-изготовителя или импортера можно потребовать только:
- замены на товар той же модели;
- бесплатного устранения дефектов.
Какие документы нужны для претензии
Вам понадобятся паспорт и кассовый чек.
Если чека у вас нет, никаких прав потребителя вы не лишаетесь в соответствии с ч. 5 ст. 18 ЗОПП. Но придется приготовиться к тому, что вы должны будете подтвердить свою покупку свидетельскими показаниями.
Что делать, если требование не было удовлетворено в срок
Если продавец должен был отремонтировать товар или заменить его на другой и не сделал этого, то вы получаете право взыскать с него пеню. Ее размер составляет 1 % от цены товара за каждые сутки просрочки.
Помимо взыскания просрочки вы тогда теперь имеете право изменить свое первоначальное требование на любое другое, например, отказаться от товара и потребовать возврат денег.
В каком случае требования покупателя не будут удовлетворены
В соответствии со ст. 18 ЗОПП ваши требования не будут удовлетворены в случае, если продавец или изготовитель докажет, что качество товара снизилось:
- либо после передачи товара;
- либо по причине неправильного использования или хранения товара (то есть нарушения технических правил).
Но и тут у вас есть шанс: на основании ч. 6 ст. 18 ЗОПП вы все еще имеете право доказать, что это не так.
Вывод
Мы по полочкам разобрали, какие права у вас есть как у потребителя и что с ними можно делать. Не забывайте о том, что при должном стремлении и терпении добиться можно всего, но главное – быть уверенным в том, что закон наделил вас правами. А знать – это половина успеха, чтобы себя защитить.
Надеюсь, статья будет полезна в дальнейшем. Мы рассмотрели только основы, но есть и масса и других вопросов, связанных с доказыванием прав и подачей претензий и исков. Поэтому, так как опрос с этим не связан, пишите в комментариях, интересует ли вас вообще эта тема (чтобы мне сориентироваться). И, конечно, не забывайте писать случаи из своей жизни, а я уверена, что таких много. Не знаю, везение это такое или просто реальность, но я часто попадала в ситуации с продажей мне некачественных товаров.
Всем хорошего дня и настроения!

Удовлетворялись ли ваши требования, когда вы обнаруживали некачественный товар и заявляли об этом продавцу?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Закон о правах потребителя устаревший. Был принят в непонятно какое время в 1992 году, во времена прохвостов, не понятно по каким законам жили. В результате рынок до сих пор завален некачественными товарами. При советской власти такого кощунства и издевательства над людьми не было. Гарантийный срок не истёк, товары не отправляли на ремонт в соседние области, края за тысячи километров по причине отсутствия специалистов. И по полтора месяца не ремонтировали. Какой может быть ремонт у бракованного товара? На помойке такому товару место. Позор. Кого не спрошу все имеют опыт с некачественными телефонами, смартфонами, бытовой техникой. Что такое творится в нашем обществе сегодня? Почему магазины завалены бракованными товарами? Лукавство не качественными товары называть, которые обыкновенный брак. Юридически не подковано население? Куй не куй юридически, а из дерьма конфетки не сделаешь.
Закон, несмотря на то, что он принят в 1992 году, вполне действующий! Сравнение правовых порядков в СССР и в РФ - это тема отдельная, в комментарий явно не уместится
Как всегда, и преимущества есть, и недостатки.
Многие люди жалуются на то, какие товары сейчас отпускают в продажу и как слабо защищаются права, я юрист, а не государственный деятель, устанавливающий нормы и реализующий права граждан. Так же, как и все, я хожу в магазины и вижу бардак, который там творится. Поэтому пытаюсь донести до людей то, на что они имеют право в таких условиях и что могут сделать, пользуясь, как вы выразились, тем дерьмом, которое есть, потому что другого у нас нет. И это лучше, чем сидеть сложа руки и вообще не предпринимая никаких попыток. Это не выход, мы все-таки не в первобытном обществе живем.
У нас страдает в равной степени и медицина, и образование, и рынок труда, и экономика в целом - точно так же, как законодательство. Что это означает? Никому нигде не работать и ничего не посещать? Изолироваться в лесу? Ну можно, кто готов на это.
Никто не говорил, что у нас все хорошо и идеально, но нужно пользоваться тем, что есть. Кто-то делает это, кто-то - в этом вся разница и, собственно, выбор каждого!
Живая история времён СССР. Вторая половина 80-х. На работе наш руководитель купил ботиночки. Он был аккуратный, педантичный, всегда сохранял чеки и упаковки из-под товаров. Проносил ботиночки месяц, что-то слегка с ботиночками, то ли шов, строчка нарушилась. Он ботиночки отнес назад в магазин и получил новые взамен прежних.
Стал их носить. Опять проносил ботиночки месяц-полтора вновь отнес в магазин с чеком, с упаковкой. Ему опять заменили на новые. Потом он в другом магазине новые ботиночки купил. Опять через месяц отнес их на обмен. Мы все смеялись на работе. Он все время в новых ботиночках на работе ходил. Попробуйте сегодня месяц в новых ботиночках походить, а затем отнести их обратно в магазин на замену. Гарантии нет на такой срок у обуви.
Большинство населения решает вопросы непосредственно с продавцом. Будь закон более конкретным, жестким в отношении качества товара, его гарантии, а не такой туманный, то и товары продавали более надёжные и качественные.
С этим никак нельзя поспорить! Раньше просто хозяйственная система полностью находилась в централизованном государственном регулировании, сейчас рыночная система отношений. Для одних людей - больше плюсов, для других - больше недостатков. Ничего не поделаешь! Нужно уметь жить в любой системе, раз мы ее не строим, то хотя бы будем приспосабливаться!
По поводу туманности - очень много противоречивых моментов даже непосредственно в правовых нормах, причем это не просто коллизии федерального закона и, например, указа. Это Трудовой, Гражданский, Земельный кодексы. И, получается, все зависит не от того, как ты знаешь нормы, а как сумеешь истолковать их таким образом, чтобы право было на твоей стороне. Иначе помощь адвокатов не пользовалась бы такой популярностью. У меня давно такая мысль, и не только у меня одной, а большинства юристов, что законодательство не случайно построено на основе размытости. Как есть хорошие народные слова - закон нарушать нельзя, но если очень надо, то можно!
Отличная, важная тема публикации
Благодарю! Очень интересная статья!
Благодарю за интересную публикацию. И за конкретные Советы.
Надо везде доказывать свою правоту.
Именно так!
Вот это надо уметь, я не конфликтная и не умею свои права качать,. Вечно теряюсь, а потом "поезд ушёл"
А вы убедите себя в том, что это конфликт или скандальность, а самозащита - вы защищаетесь от собаки, которая хочет вас кусить
Спасибо за совет! Лишь бы не забыть
. Очень нужный совет для меня!