Обязательная маркировка 2020
Краткое содержание :
Маркировка товаров ― нанесение текстовой, цифровой или графической информации на товар или тару с целью учёта и идентификации. Задача маркировки ― защитить рынок от незаконного товарооборота. Информацию для уникального номера товара создаёт производитель, а предназначена она потребителю. Маркировка отображает главные данные о товаре: наименование производителя, дату производства, срок хранения, вес, состав продукта и пр. В процессе маркировки задействовано несколько участников: государство, производители, оптовые и розничные компании, потребители. Каждая сторона выполняет свои задачи и отвечает за результат.
Список товаров маркируемых в 2020 году
Список товаров обязательных для маркировки изложен в распоряжении Правительства от 28 апреля 2018 г. №792-р. Проставить уникальные номера в 2020 году нужно на следующие товары:
• блузки, блузоны для женщин и девочек;
• верхняя женская одежда (куртки, плащи, пальто и пр.);
• верхняя мужская одежда (куртки, плащи, пальто и пр.);
• кухонное, столовое, туалетное бельё;
• одежда из кожи;
• обувь;
• фотооборудование;
• молочная продукция;
• шины и покрышки;
• духи;
• табачные изделия.
Список постоянно пополняют новые позиции. Правительство уполномочено устанавливать правила маркировки, этапы перехода и даты маркировки отдельными распоряжениями.
Механизм присвоения товарам уникальных кодов
Нормы и положения о маркируемых товарах прописаны в Федеральном законе от 28 декабря 2016 года №488-ФЗ. Закон позволяет Правительству утверждать перечень маркируемых товаров и правила маркировки, а также порядок разработки системы наблюдения. Механизм создания, нанесения и учета уникальных товарных кодов изложен в распоряжении Правительства от 28 апреля 2018 года №791-р.
Товары маркируются двухмерным штрихкодом DataMatrix. DataMatrix ― это паспорт товара, в котором хранятся все данные. Форма штрихкода может быть квадратной или прямоугольной формы. Минимальный размер штрихкода 8*18 пикселей позволяет наносить его даже на товары небольшого размера.
Уникальный номер на товар наносит производитель. Сгенерировать номер необходимо при помощи системы Честный ЗНАК, которая отвечает за создание товарных кодов и отслеживает товарооборот. Стоимость генерации кода составляет 50 коп. Если товар является импортным, то промаркировать такой товар необходимо до декларирования. Для обеспечения прозрачности движения продукции ― документооборот по сделке между производителем и оптовым покупателем происходит в системе электронного документооборота. Оптовый покупатель при получении документов в электронном виде проверяет штрихкод и передаёт данные в систему наблюдения. При продаже товара в розницу данные в систему наблюдения передаёт продавец в момент сканирования уникального кода.
Функции маркировки
• распознавание товаров;
• контроль товаров;
• исключение фальсификации товара;
• обеспечение прозрачности товарооборота;
• соответствие товара нормам производства;
• улучшение качества товара.
Ответственность за несоблюдение правил маркировки
Законодательство предусматривает два вида ответственности за несоблюдение правил маркировки: административную и уголовную. В Кодексе об административных правонарушениях прописаны размер штрафных санкции и порядок взыскания за нарушение правил маркировки товаров. Штрафы предусмотрены для физических и юридических лиц, а также для индивидуальных предпринимателей. Величина штрафа зависит от характера противоправных действий и варьирует от 2 000 до 300 000 руб. Уголовная ответственность наступает за особо крупные нарушения процесса присвоения товарам уникальных кодов и регулируется Уголовным кодексом.