Водителей предупредили о ловушках, связанных с ОСАГО. В чем здесь дело?
Страховщики навязывают автомобилистам невыгодные условия ремонта и лишние услуги, а еще скрыто отказывают в оформлении ОСАГО. Об этом рассказали в Центробанке. Мы составили инструкцию для каждой из ситуаций
Результаты масштабных проверок страховых компаний опубликовал Центробанк — оказалось, что многие в общении с автомобилистами используют хитрые приемы для навязывания своих услуг и отказов в оформлении ОСАГО неинтересным клиентам. Эксперты предупредили: из-за кризиса после пандемии страховщики активизируют все способы, чтобы снизить издержки. Разбираемся, как не попасть в ловушку.
Скрытый отказ оформить ОСАГОВ Центробанке рассказали, что некоторые страховщики отправляют пришедших в офисы автовладельцев для оформления полисов ОСАГО проводить осмотр транспортных средств в другие подразделения. При этом когда водители приезжают по предложенным им адресам, только на месте выясняется, что в день обращения там не получится провести осмотр — из-за того, что они не записались заранее, а в отделениях большие очереди. Делается это для того, чтобы не отказывать автомобилистам напрямую в оформлении ОСАГО, а поставить их в ситуацию, когда они сами бросают попытки получить услугу.
В Центробанке заявили, что такая стратегия незаконна. Там объяснили, что в случае, если договориться о месте осмотра не получается, страховщики обязаны оформить договор без осмотра.
В свою очередь юрист, эксперт в области страхования Илья Афанасьев объяснил, что согласно законодательству, страховщики имеют право попросить провести осмотр автомобиля. «Иногда они этого просто не просят. Но при проведении осмотра страховщики обязаны согласовать с водителем удобное ему место. Если человек приезжает по назначенному адресу, а ему предлагают ехать в другой офис, это незаконно. Тогда автомобилист имеет полное право отказаться, а страховщик обязан оказать ему эту услугу. Сейчас прогрессивные страховщики вообще проводят осмотры удаленно, через мобильные телефоны. Но если возникает конфликт, то стоит попросить повторить отказ под запись. И отправить в приемную Центробанка. Большинству лень этим заниматься, страховщики этим пользуются. Саму услугу тогда можно просто оформить онлайн у надежных игроков из топ-10», — разъяснил процедуру Афанасьев.
Обман при попытках оформить ОСАГО на сайте
Рассказали в ЦБ и о случаях, когда автомобилисты из-за за искусственно созданных технических ошибок просто не могут оформить электронный полис на сайте страховщика. Чтобы система воспринимала заполненные формы обращений как ошибочные, страховщики используют сочетание латинских и кириллических символов, а также применяют одноцветные с фоном символы.
«Страховые организации при оформлении полиса Е-ОСАГО предоставляют нечитаемые коды «CAPTCHA», некорректное заполнение которых приводит к отсутствию возможности заключить договор», — уточнили в ЦБ.
В итоге система не принимает даже точные данные и после нескольких попыток заполнить обращение, раздраженный постоянными «ошибками» автомобилист вынужден отказаться от оформления.
Невыгодный договор по ремонту
Оказалось, что страховщики вынуждают потерпевшего заключать трехсторонний договор со станцией технического обслуживания и страховой организацией, условия которого отличаются от определенных законом условий по ОСАГО. В таких договорах страховщики не указывают сроки проведения ремонта либо оставляют себе возможность вносить дополнительную информацию без согласования с владельцем машины.
В Центробанке потребовали обеспечить водителям возможность самим указывать, согласны они на увеличение сроков ремонта или нет.
Юрист Афанасьев просто посоветовал автомобилистам, приезжающим сдавать машины в ремонт, ничего не подписывать. Все, что нужно сделать — сдать автомобиль и получить акт-приема передачи.
«Больше ничего подписывать нельзя. Категорически. По закону на ремонт есть 30 дней, за каждый день просрочки полагается пеня. Если не уложились — это проблема страховщика. Именно поэтому они до последнего оттягивают момент приема автомобиля и потом предлагают людям в договоры, которые в которых они не разбираются и подписывают не читая. Говорят, что это стандартная процедура. Но это не так, — предупредил эксперт. — Этим приемом пользуются все — и крупные и мелкие компании. Поэтому если автовладельцы совсем не разбираются в том, что их ждет, ну пусть позвонят юристам, такая консультация бесплатна. Или посмотрят ролики на Youtube, почитают статьи».

При покупке Е-ОСАГО незаметно включают другие услуги
Сейчас электронные полисы ОСАГО можно купить прямо в интернете. При выборке этой услуги страховые компании незаметно в качестве предустановленной покупки предлагают водителям оформить и оплатить другие продукты. Автоматически соглашаясь с заключение договора ОСАГО, автомобилисты оплачивают и другие услуги.
«Как правило, предустановленное согласие является заполненной ячейкой неяркого цвета, схожего с фоном сайта. Это вводит владельца транспортного средства в заблуждение относительно активности данной ячейки и приобретаемых им продуктов и услуг, что впоследствии приводит к нарушению его законных прав и интересов», — сказали в Центробанке.
В Центробанке, опять-таки, рекомендовали водителям дать возможность ознакомиться со всеми правилами до заключения договора и оплаты. Эксперт Афанасьев посоветовал водителям внимательнее проверять список всех услуг, которые им предлагается оплатить.
Заставляют платить за экспертизу после ДТП
Пользуясь незнанием автомобилистов, некоторые страховые компании проводят независимые оценки поврежденных в ДТП автомобилей за счет потерпевшей в аварии стороны. Хотя процедуру обязаны оплачивать сами страховщики. При этом водителей у водителей может даже не оказаться на это средств.
Страховщикам рекомендовали получать письменное согласие на проведение и оплату автовладельцем независимой технической экспертизы, а в направлении указывать, что потерпевшему возместят все расходы. Кроме того, у заявителя должно быть полное право отказаться от оплаты услуг осмотра и (или) независимой технической экспертизы, проводимых на основании направления страховщика: такая графа должна быть прямо в банке направления.
В свою очередь юрист Афанасьев отметил, что водители иногда сами не хотят идти на конфликт со стразовой компанией и соглашаются оплатить экспертизу в надежде без проблем получить свою выплату.
«Люди не хотят злить страховщиков, платят эти 3-6 тыс. рублей, а страховщики этим пользуются, снижают свои расходы, — сказал эксперт. — Платить водители в таких случаях ничего не обязаны и должны прямо говорить об этом».
Источник:https://www.autonews.ru/news/5f1597a39a79472d79f9eae6