Толерантность в школе - что это за зверь?
Фото слайда одной из опубликованных учительских презентаций
Как принято при проведении научных конференций: сначала договоримся о терминах. Или, как принято в юридических документах: в первых пунктах дадим определения терминов. Кстати, изображение на заглавной картинке находится не только на сервисе Яндекса, но и в составе размещённой презентации на одной из учительских платформ в сети - "Мультиурок" (внизу можно получить ссылку).
Предисловие
Популярный ресурс «Википедия» приводит такое определение термина: «Толерантность – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различным народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции». Совсем не похоже на радостное принятие всего, что ни предложат. Есть основания полагать, что в общественные науки термин перешёл из медицины, где он означает, если вкратце, неспособность организма сопротивляться инородному проникновению.

Фото взято из открытого источника - бесплатная площадка для размещения сайтов учителей "Мультиурок" https://multiurok.ru/
Подмена понятий
Если присмотреться к тому, как реализовалась и реализуется тема толерантности в российских школах, то невольно в очередной раз напрашивается мысль, что советская система создала, а постсоветская закрепила тип школьного учителя, которому всё равно чему учить детей. Чему прикажут, тому и научат, лишь бы методичку вовремя дали соответствующую. Для таких важно не предметное содержание обучения и воспитания, а методическое – какие способы и методы применять. Поэтому без всяких моральных или иных колебаний под толерантностью готовы понимать что угодно или что прикажут. А ещё хуже – из толерантности пытаются вылепить едва ли не высшую ценность, подчиняющую всё себе! Терпимость терпимости рознь – неплохо бы и этому учить, но, видимо, подходящих методичек не присылают.
А то в иных случаях доходит и до абсурда, когда наши педагоги-профессионалы не понимают опасности именно для мирного сосуществования представителей различных религий или национальностей. На одном из питерских учительских семинаров учителя истории и дополнительного образования одного общеобразовательного учреждения презентовали проект, как они в рамках программы «Толерантность» организовали среди пятиклассников казалось бы невинное мероприятие – написать обращение к древнеегипетскому божеству Ра с какой-нибудь просьбой. Вроде никого не обидели. Только петербургским горе-педагогам было невдомёк, что они приобщали несовершеннолетних детей без согласия их родителей к языческой молитве. И в том, что обошлось без скандала, никакой заслуги с их стороны нет.
Актуальность
В наших школах «толерантность» пока касается в основном межнациональных и межрелигиозных отношений. Из обмена опытом на учительских конференциях и семинарах: в одной из гимназий Санкт-Петербурга хвастались во истину масштабным участием в различных мероприятиях и конкурсах на тему толерантности, в которых добились завидных успехов. Только сразу возник вопрос: насколько актуальна проблема для самой гимназии. Оказалось, что очень актуальна – из нескольких сотен обучающихся аж целый один иностранец из Беларуси. Зато в школе, с которой начиналась карьера автора настоящей статьи в Санкт-Петербурге, выходцы с Кавказа и Средней Азии среди обучающихся составляли едва ли не четверть. Но, несмотря на отсутствие всего этого «модного» ажиотажа вокруг толерантности, никакой межнациональной розни наблюдать за несколько лет так и не довелось.
Стабильно каждый учебный год в списке памятных и праздничных дат, которым должны быть посвящены школьные мероприятия, красуется 16 ноября – Международный день толерантности.

Фото из собственных материалов автора, взято из рассылки по электронной почте
При том, что знания по отечественной истории современных школьников явно оставляют желать лучшего (популярность всевозможного интернетного псевдоисторического бреда тому свидетельство), в том же приведённом выше приложении Дню толерантности посвящён целый месяц и дням воинской славы примерно столько же, но в декабре – шикарно для конца четверти, конца полугодия и приближения новогодних праздников.

Фото того же документа

Фото того же документа
Как видно из иллюстрации, целый ряд памятных дат присоединено к Дню героев Отечества, в одну кучу свалены события чуть из всей более чем тысячелетней истории России. Комментарии, как говорится, излишни.
Итог
Вместо вывода хочется вспомнить русскую народную пословицу: «Заставь дурака Богу молиться, он себе лоб расшибёт».
Продолжение здесь:"Толерантность в школе 2 - чего хотели и что получили"
Примечание: презентация «Воспитываем толерантность в себе и в детях» на учительской платформе «Мультиурок» (Подробнее ➤).
Статья опубликована на моём канале "Записки строгого учителя" на площадке Яндекс. Дзен под названием "Толерантность в школе - что это за зверь?".
Отличная тема 👍🔥
Спасибо за отзыв.
Спасибо за очень интересную статью, Дмитрий Павлович!

Спасибо за отзыв.
Не надо катить на советское образование и педагогов того времени, оно было на высоком уровне и педагоги были самоотверженные, высокоинтеллектуальные и действительно грамотные. Причём и юристы тогда были грамотными, не то что сейчас, даже на этом сайте многие из них пишут безграмотно, причём делая ошибки в предложениях и словах, в которых раньше даже пятиклассник не ошибался. Ну это к слову)) А по теме. В русском языке есть отличное слово терпимость, оно гораздо шире и не отдаёт двусмысленностью западного словца.
Ну, качество советского образования явно переоценено, не такое уж оно было и замечательное, как сейчас кажется. А на счёт грамотности юристов в те времена - так тогда вся правовая система была по другим принципам построена, её и правовой то в полном смысле слова называть нельзя.
А по поводу двусмысленности термина "толерантность" согласен с Вами на все сто!
Интересно.
Спасибо.
Спасибо.