Дворцы Крыма (часть 1). Малая резиденция царя в Ливадии.
Крым — это потрясающее по своим природным условиям место, здесь много и архитектурных памятников, но есть на полуострове уникальный места, которые не увидеть — это значит, не увидеть Крым во всем его великолепии!
Краса и гордость Российской империи, резиденция русских царей, место, где определилась судьба планеты после Второй Мировой войны — это все о прекрасном и удивительном Ливадийском дворце, настоящем шедевре зодчества.
Есть две версии происхождения названия «Ливадия». По одной из них, имя городу дал польский граф Лев Потоцкий – от греческого λιβαδι, что в переводе означает «луг».
Согласно второй версии, название поселка происходит от греческого города Левадия: оттуда родом был национальный герой Греции Ламброс Кацонис, который купил в 1799 г. усадьбу в местечке Панас-Чаир и назвал ее именем своего родного города.
Внутри Ливадийского дворца 110 комнат, некоторые из них открыты для посещения. В отделке использованы разные сорта дерева, майолика, облицовка каминов плиткой, витражи.
Стены Белого зала (Парадной столовой) украшены лепниной, богато декорированы потолок и камин. Посетители также могут увидеть бильярдную, украшенную разными породами дерева, потолки искусно расписаны, бильярдные столы сохранились со времен Александра II. Доступны вестибюль, комната ожидания, приемный кабинет.
Во дворце имеются постоянно действующие и временные выставки:
Романовы в Ливадии;
Ялтинская конференция;
100 лет эмиграции Романовых;
весна 1944 года;
царская охота и другие.
Ливадийский дворец открыл свои двери для посетителей в 1974 году, здесь функционировал выставочный комплекс при профсоюзном санатории «Ливадия». На первом этаже были фрагментарно воссозданы интерьеры периода проведения Крымской конференции. В 1985 году была создана экспозиция «Крымская конференция руководителей трех держав: СССР, США и Великобритании», которая действует до сих пор.
1 ноября 1993 года официально открыт Ливадийский дворец-музей, а 16 июля 1994 года в залах второго этажа начала функционировать новая музейная экспозиция «Романовы в Ливадии».
В настоящий момент во дворце можно увидеть две мемориальные комнаты: это кабинет-библиотека Франклина Рузвельта и мемориальный кабинет-библиотека Уинстона Черчилля.
На первом этаже можно увидеть:
Вестибюль, где проводились важные совещания.
Белый парадный зал.
Кабинет, где во время приезда работал Рузвельт.
Царская бильярдная была приспособлена американской делигацией под столовую.
Арабский дворик для отдыха.
На втором этаже посетители могут увидеть:
Кабинет императора.
Будуар императрицы, в котором сохранилась оригинальная мебель, рояль и даже отделка.
Опочивальня обставлена великолепной мебелью с большой кроватью.
Малая столовая.
Классная комната цесаревен.
Немногие знают, что первоначально место, где стоит сегодняшний Ливадийский дворец, было выкуплено дипломатом графом Л.Потоцким в 1834 году. Местечко называлось Ливадией, что в переводе с греческого означало полянку, ибо ранее оно принадлежало греку. Место было действительно очень живописным.
Архитектором Эльсоном на этой «полянке» было построено имение с господским домом, оранжереей и ландшафтным парком. Заядлый коллекционер и любитель античного искусства, Потоцкий превратил свой крымский особняк в мини-музей, украшенный мраморными раннехристианскими скульптурами. А в его кабинете находились коллекционные древности разрушенной Помпеи. Особую заботу хозяин уделял планировке и оформлению парковой зоны, подбору декоративных растений для посадки в нем. Интересен был античный фонтан «Нимфа», который Потоцкий привез из Италии.
Фонтан представлял собой саркофаг из мрамора, на котором лежала нимфа, держа в руках урну с вытекающими струями воды. Данная античная реликвия была найдена на раскопках Помпеи и, естественно, вывоз ее из Италии был запрещен. Вопрос вывоза решен очень неординарно – саркофаг разбивается на отдельные части и в таком виде вывозится в Россию, где впоследствии склеивается цементным раствором.
Возраст помпейской гробницы исчислялся более чем двумя тысячелетиями и, кроме нимфы, на ней был изображен Гименей и арабески. Этот саркофаг пережил перестройку дворца начала 20 столетия, ибо архитектор Белого дворцового сооружения Н.Краснов оставил ее на своем месте. Но в годы Великой Отечественной войны она, к сожалению, бесследно пропала. Умер Л.Потоцкий в 1860 году, а его крымское имение было выкуплено казной. К этому времени ялтинский лечебный климат стал довольно популярен, и Усадьба Потоцкого в 1861 году была перепрофилирована в летнюю императорскую дачу Александра Второго. Основное предназначение новой дачи заключалось в поддержании состояния здоровья императрицы Марии Александровны, страдающей туберкулезом.
Архитекторы Монигетти, а затем Г.Венсан перестроили усадьбу Потоцкого в Большой дворец, кроме которого впоследствии в императорском дачном комплексе появляются Малый дворец Наследника, Крестовоздвиженская церковь, Свитский дом, Дача «Эриклик», Рущукская колонна, а также хозяйственные блоки.
В этом дворце умер отец последнего российского императора Александр Третий, а Николай Второй был по — настоящему влюблен в это место, где так много было связано с его юностью, поэтому он построил тут Вторую императорскую резиденцию.
По его указанию архитектор Краснов воздвиг на месте Большого Дворца Белый Дворец, величественное и монументальное творение, как будто олицетворяющее собой единение с фантастической природой полуострова.
Новый император Николай Второй перестраивает Ливадийскую дачу в другом стиле, разобрав перед этим прежний Большой дворец. Архитектором Н.Красновым возводится новый дворец, который получает название Белого. Сооружается и дворец для барона Фредерикса, который являлся Министром двора и был особо приближен к императору. После революции в помещении Большого Ливадийского дворца был организован крестьянский санаторий, позднее ставший климатическим лечебным комбинатом. Этот санаторий посещали В.Маяковский и М.Горький.
После войны, в 50-е годы во дворце возобновил работу санаторий. В середине 70-х часть дворцовых помещений была переоборудована под музейные залы, в которых размещается постоянная экспозиция по Ялтинской конференции и отдельный выставочный зал для временных мероприятий.
В 90-е годы Белый дворец, наконец-то, получает музейный статус, и на втором этаже дворца размещается экспозиция, посвященная трем поколениям Романовых, которые отдыхали в этих стенах.
Белоснежный дворец, окруженный парком – бывшая летняя резиденция российского императора Николая II и главная ценность Ливадии. Выстроенный в итальянском стиле, с его арочными окнами, галереями и колоннами, дворец поражает своей величественной красотой. Его интерьеры впечатляют изысканностью и богатством отделки.
Вокруг Ливадийского дворца расположен один из красивейших парков Крыма, заложенный еще в 1834 году. Это практически 40 га территории, засаженной 400 ценными видами субтропических растений: миртами, лаврами, крымскими соснами, кедрами, пиниями, олеандром, самшитом.
Солнечная Тропа, проложенная по приказу Николая II, ведет свое начало от Ливадийского парка и тянется до поселка Ореанда. Общая ее протяженность – 7 км. Сегодня эта тропа, по которой любили совершать прогулки венценосные Романовы, один из излюбленных пешеходных маршрутов, входящих в достопримечательности Ливадии.
В 1931 году на смену санаторию открылся санаторный комбинат имени Сталина, просуществовавший до начала Великой Отечественной войны.
Во время войны, когда Ливадия была оккупирована, были разрушены многие постройки на территории дворцового корпуса, в том числе Малый дворец. Белый дворец значительно пострадал, но уцелел. После освобождения Ялты в 1944 году в Ливадии разместились госпитали наркомата обороны.
С 4 по 11 февраля 1945 г. в Ливадийском дворце была проведена Ялтинская конференция глав стран антигитлеровский коалиции – СССР, Великобритании и США. В Белом дворце разместился президент США Франклин Рузвельт и другие члены американской делегации. Английская делегация с Уинстоном Черчиллем заняла Воронцовский дворец в Алупке, советская с Иосифом Сталиным — Юсуповский дворец в Кореизе.
После войны до 1953 года во дворце находилась государственная дача №1 для политэлиты и советского руководства. С 1953 года здесь был открыт корпус кардиологического санатория «Ливадия». С 1974 года Ливадийский дворец открыли для посещений, здесь разместился выставочный комплекс санатория. С 1 декабря 1993 года дворец стал государственным музеем.
В настоящее время Ливадийский дворец-музей предлагает две постоянные экспозиции. На первом этаже — «Крымская конференция руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании». На втором этаже в бывших личных покоях царской семьи — экспозиция «Романовы в Ливадии», где в исторических интерьерах можно увидеть мебель, картины, фотографии, книги, документы и вещи последней императорской семьи.
Самый красивым уголком первого этажа является открытый Итальянский дворик с мраморным фонтаном по центру. Это место для приятных прогулок и неспешного общения выполнено в виде патио. Здесь все напоминает далекий уголок солнечной Италии. И именно тут был сделан знаменитый снимок «Большой тройки».
ПЯТЬ ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ЛИВАДИЙСКОМ ДВОРЦЕ
Дворец неоднократно становился местом киносъемок: «Собака на сене», «Возвращение резидента», «Отелло», «Овод», «Анна Каренина», «Двенадцатая ночь» и многие другие советские фильмы снимались именно здесь.
В качестве туриста дворец посетил Марк Твен (об этом написано в его книге «Простаки за границей»). Также тут бывали и делились впечатлениями от экскурсий В.В. Маяковский и М. Горький.
Мария Александровна болела чахоткой, и лечебный крымский климат был ей показан. Она выбрала именно Ливадию для размещения своей летней резиденции и возвела здесь «царскую здравницу».
Николай II успел побывать в резиденции всего 4 раза. По одной из легенд, когда власть захватили большевики, Николай II готов был расстаться со всем имуществом и отречься от трона и просил дать ему возможность поселиться в Ливадии. К сожалению, его просьбу не выполнили.
В Крестовоздвиженской церкви отпевали Александра III, а невеста Николая II, Алиса Гессенская, приняла православие.
Что же касается тайн Ливадийского дворца, то его главной тайной, пожалуй, является то, что в нем есть изображение Бафомета — символа Сатаны. Расположено оно над нишей с изображением Афина Паллады в восточной части Белого зала и священники при Крестовоздвиженской церкви подтверждают, что, да, это действительно символ Сатаны. Однако о происхождении барельефа никто ничего не знает, кроме того, что со времени строительства дворца в 1911 году в его внутренней отделке официально ничего не менялось.
С частью второй дворцы Крыма можно ознакомиться по ссылке: https://www.9111.ru/questions/777777777936803/
С третьей частью можно ознакомиться по ссылке: https://www.9111.ru/questions/777777777936813/
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты