Международные транспортные коридоры
Морской сектор не единственный, кто получает выгоду от работы с китайскими компаниями. Учитывая, что большинство конечных потребителей азиатских товаров находятся в западной части России и в Европе, это также выгодно для железнодорожных и автомобильных транспортных компаний. Говоря об этом, есть много возможностей для роста транспорта.
В конце концов, нынешнее состояние инфраструктуры Восточного полигона (Байкало-Амурская магистраль и Транссибирская магистраль) замедляет поставки угля более чем на 20 миллионов тонн в год. Эксперты приходят к выводу, что к 2020 году этот дефицит может составить 30 миллионов тонн.
Чтобы избежать этой участи, Россия активно развивает новые транспортные маршруты. ОАО «РЖД» уже объявило, что инвестирует 700 млрд. Руб. в транспортную инфраструктуру в Сибири и на Дальнем Востоке России. Но в игре есть еще большие проекты. Например, международная инициатива «Один пояс, одна дорога». Проект, предложенный Китаем, предполагает модернизацию существующих и создание новых торговых путей (как по морю, так и по суше), транспортных и экономических коридоров, которые в будущем объединят более 60 стран. Скоростная железная дорога Москва-Казань будет частью этого проекта, а затем будет связана с Пекином.
Другим многообещающим крупным совместным проектом и одновременно мерой по увеличению мощностей портов по транспортировке угля является строительство угольного терминала в Вера. В настоящее время Ростех является ее единственным инвестором, но Китай, как основной потребитель угля Амурской области, не против присоединения к этой инициативе.
Многомиллионные рублевые инвестиции в угольные терминалы - это хорошая идея, но она требует некоторого предвидения и тщательного анализа рисков. Что делать, если эти инвестиции не могут быть возмещены? В настоящее время из-за нехватки портовых мощностей стоимость транспортировки угля высока: от 18–25 долларов США за тонну, когда всего четыре года назад она никогда не превышала 5 долларов США. Примечательно, что текущие доходы от инвестиций в уголь также высоки. Создание новых терминалов будет корректирующей мерой: после устранения дефицита стоимость транспорта снизится. Это означает, что деловым людям потребуется больше времени, чтобы окупить затраты на угольные порты.
Соединенное Королевство с его богатством угольных шахт закроет все электростанции, работающие на угле, к 2025 году. В Германии, которая является крупнейшим потребителем российского угля, говорят о полном прекращении использования угля к 2030 году. Даже в Соединенные Штаты, некоторые штаты планируют получить всю свою власть от возобновляемых ресурсов к 2045 году. Есть много причин для этого внезапного замораживания. Одним из наиболее очевидных, вероятно, является окружающая среда.
Большая часть (57%) финансирования проектов государственно-частного партнерства в портовой инфраструктуре будет осуществляться частными акционерами. Еще 23% поступят от банков развития, 15% - от правительства, и только 6% будут получены от коммерческих банков.
В то же время строятся новые угольные комплексы с учетом новых требований экологической безопасности. Выброс вредной угольной пыли при транспортировке в морском порту был снижен. Всего три года назад 45 тонн угольной пыли выпускалось на порт в год. В 2019 году благодаря внедрению новых технологий этот показатель был снижен до 18 тонн. План состоит в том, чтобы сократить выбросы угольной пыли до уровня ниже 10 тонн в год.
Эффективность порта также увеличится благодаря цифровизации. В ближайшее время доставка, транспортировка и обработка груза перейдут в цифровой формат. Другими словами, в России внедряется система Smart Port. Допустим, что компания покупает сырье через торговый портал. Сразу после получения оплаты, судно намечается и загружается автоматически. В то же время, также на «автопилоте» идет подготовка всех необходимых документов, включая таможенные разрешения.
Так рождается принципиально новый подход к логистике, за исключением человеческого фактора, бюрократии и волокиты. Система уже зарекомендовала себя на Западе. В России порт Усть-Луга уже перешел на автоматизацию в прошлом году. И теперь доставка, разгрузка и отправка вагонов на терминале на 98% цифровая. Управляющая компания порта, управляющая угольными терминалами Восточный порт и Ростерминал-уголь, уже выразила заинтересованность во внедрении технологий на станции Находка-Восточная.
В целом, мы можем с уверенностью сказать, что сегодня российские порты сталкиваются, если не с лучшими годами (мы надеемся, что они еще впереди), то, по крайней мере, с хорошими годами. Это шанс укрепить позиции России в регионе и мире, используя 67 ресурсных и финансовых «магнитов».
