Правовая основа государственной поддержки МСП
Одной из главных отличительных черт современного бизнеса является то, что он был начат «сверху» политическими средствами. В рамках национального регулирования предпринимательства новые формы новых форм являются ответом на внешние вызовы развитых стран. Его принцип и сущность не успевают захватить сознание большинства населения. Новым является то, что это не происходит как естественный результат изменений в образе жизни людей, традициях, мировоззрении и ценностной ориентации. В результате такого подхода к реформе социальная жизнь общества развивается не на основе его естественного частного эволюционного процесса, а на основе баланса политических сил и других соответствующих моментов. Реализация национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» направлено на оказание поддержки малому и среднему предпринимательству в реализации их предпринимательских инициатив.
Малое и среднее предпринимательство играет большую роль в решении текущих социально-экономических проблем и расширении занятости. Важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности российской экономики и будущего экономического роста является развитая корпоративная культура. МСП могут за короткое время создать значительное количество рабочих мест, расширить свою налоговую базу, способствовать увеличению национального дохода и обеспечить производство импортных альтернативных продуктов.
Предпринимательская деятельность является одной из форм экономической деятельности, направленной на создание особых экономических благ (ценностей) в виде эффективных динамичных структур, позволяющих удовлетворять различные потребности людей, общества в целом. Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ. Под предпринимательской деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке».
Малое и средние предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка.
Для малого и среднего бизнеса характерно: юридическая независимость; управление предприятием собственником капитала или партнерами-собственниками с целью получения предпринимательского дохода; небольшие размеры по основным показателям деятельности субъекта хозяйствования: уставный капитал, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода); численность персонала.
Мелкие и средние предприятия не являются уменьшенной моделью или промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляют собой особую модель со специфическими чертами и законами развития. Для них характерны особенности в управлении и используемых экономических методах. Их можно свести к следующим: высокая степень централизации и персонализации управления. Руководитель-собственник сосредоточивает в своих руках финансовые, экономические, социальные функции и полномочия, что ставит предприятие в зависимость от его деловых и личных качеств; высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм; дефицит финансовых ресурсов — как собственных, так и заемных.
Большинство практиков и исследователей определяют предпринимательство как деятельность, направленную на получение прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства. Однако предпринимательство является конечной целью поддержания непрерывности процесса воспроизводства, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся и постоянно растущих потребностей отдельных лиц, групп и общества в целом.
Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации).
Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек — как «малые», от 100 до 499 человек — как «средние» и свыше 500 — как «крупные».
В России в соответствии с ФЗ № 209 от 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства» существуют следующие виды предприятий по размерам: до 15 человек — «микропредприятия», до 100 человек — «малые» предприятия, от 100 до 200 — «средние». В налоговом законодательстве критерии малого бизнеса могут быть несколько другими. Предприятия с небольшим оборотом и небольшим количеством сотрудников, а также другими показателями могут иметь налоговые льготы.
Малый бизнес является единственным сектором, где примитивная, но абсолютно необходимая для эффективного функционирования рыночного хозяйства частная собственность существует в чистом виде.
Наконец, развитие малого предпринимательства – критерий того, насколько конкурентным является становящееся в стране рыночное хозяйство. Чем более развита конкуренция, тем более справедливыми являются цены, тем меньше у государства возможностей диктовать рынку свои условия, тем выше степень хозяйственной свободы каждого экономического агента.
В России малое предпринимательство рассматривается как надежная налогооблагаемая база для бюджетов всех уровней и как источник создания рабочих мест. Кроме того, малые предприятия создают здоровую конкуренцию на рынке товаров и услуг, что в целом благоприятно влияет на экономическую и социальную обстановку в стране.
Подводя итог выше изложенному, можно сказать, что малое предпринимательство - это деятельность, характерными признаками которой является ориентация на поиск изменений, на удовлетворение потребностей конечных пользователей в продуктах и услугах. Она направлена на достижение максимальной производительности труда при удовлетворении каждой потребности путем организации производства, маркетинга, логистики и управления. Малое предпринимательство является не только неотъемлемой частью рыночной экономики, но и оказывает существенное влияние на социальную структуру и политическую систему общества.
В связи с усилением государственной поддержки малому и среднему предпринимательству появилась необходимость в изменении некоторых федеральных законов. За 2013 г. были внесены поправки в некоторые ФЗ, в некоторые из них панируется внести в 2014 г. Так, в 2013 г. в ФЗ от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» были внесены изменения относительно размера страховых взносов для ИП. Страховые взносы стали исчисляться исходя из 2 МРОТ, а не 1 МРОТ как это было раньше. В результате число ИП сократилось из-за снятия их с государственной регистрации.
Благодаря ФЗ от 7 мая 2013 г. №78 ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимательства в Российской Федерации» появились бизнес-омбудмены. Они уполномочены отстаивать права и интересы представителей малого бизнеса в судах, перед надзорными органами и другими государственными структурами.
Национальный проект под названием «Поддержка МСП и индивидуальных предпринимательских инициатив» направлен на расширение доступа к финансовым ресурсам, включая финансовую поддержку, МСП [39, c. 12]. Это должно достичь следующих целей: Число работников сектора малого бизнеса, включая индивидуальных предпринимателей, увеличивается.
Проект должен решить следующие задачи:
-улучшение бизнес-среды, в том числе упрощение налоговой отчетности для предпринимателей, использующих кассовые аппараты;
-разработка цифровых платформ, ориентированных на поддержку производственной и маркетинговой деятельности МСП, в том числе индивидуальных предпринимателей;
-совершенствование системы закупок осуществляется крупными заказчиками малых и средних предприятий, в том числе индивидуальными предпринимателями;
-упростить доступ к трансфертному финансированию, включая ежегодное увеличение суммы льготных кредитов, предоставляемых малым предприятиям, включая частных предпринимателей;
-ускоренное развитие в таких областях, как городская среда, наука и техника, социальное и экологическое улучшение, а также создание систем ускорения для малых и средних предприятий, включая индивидуальных предпринимателей, включая инфраструктуру и вспомогательные услуги;
-модернизация системы поддержки экспортеров малого бизнеса, в том числе индивидуальных предпринимателей, доля этих экспортеров увеличилась более чем на 10% в общем объеме несырьевого экспорта;
-создание систем поддержки фермеров и развитие сельского сотрудничества;
-создание новой системы налогообложения обеспечивает благоприятные условия для самостоятельной деятельности. Передача информации о продажах в налоговые органы Российской Федерации по автоматическому налогу, освобождение от обязанности подавать отчеты, уплата разового платежа с доходов, включая страховые взносы.
Формирование комфортной бизнес-среды для малых и средних предпринимателей в настоящее время выступает одной из приоритетных задач региональных и муниципальных органов власти и управления.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты