ЭЛЕКТРОННЫЕ ТРУДОВЫЕ КНИЖКИ
С 1 января появился цифровой формат трудовых книжек. Перевести сотрудника на электронную книжку можно только с его согласия. Тем, кто впервые устраивается на работу после 31 декабря 2020 года, бумажный документ заводить не придётся.
Взаимодействие с ПФР
Работодатели должны сообщать в Пенсионный фонд данные о трудовой деятельности работников. ПФР будет хранить почти всю информацию, которую вносят в трудовую книжку. Исключение - записи о поощрениях и образовании.
Направлять данные в Фонд нужно в случае:
-приёма сотрудника;
-постоянного перевода;
-увольнения;
-написания им заявления о выборе формата трудовой книжки.
Подавать сведения также следует при других кадровых изменениях, например, при получении работником новой квалификации.
Когда передавать сведения
С 1 января направлять информацию нужно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчётным.
При подаче сведений в первый раз их следует дополнить данными о трудовой деятельности работника в организации на 1 января 2020 года.
Если к 1 января 2021 года не появится повод подать сведения, нужно будет не позднее 15 февраля 2021 года сообщить в ПФР о деятельности работника в организации. То есть к этому моменту у фонда должны быть сведения обо всех сотрудниках. За год может быть мало случаев их "передвижения", поэтому, возможно, вам придётся сообщать о большом количестве работников в феврале. Чтобы избежать нагрузки в начале 2021 года, лучше передать все сведения в течение 2020 года.
С 28 апреля уведомлять о приёме и увольнении работника нужно не позднее следующего рабочего дня после издания приказа.
Сведения нужно подавать по форме СЗВ-ТД.
Формировать данные о сотрудниках работодатели могут одним из способов:
-с помощью своих программно-технических средств;
-с использованием электронного сервиса Пенсионного фонда.
Направлять сведения нужно аналогично другой отчётности в ПФР. Так, представлять их требуется в форме электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью. Работодатели, у которых за прошедший месяц числилось меньше 25 сотрудников, могут передавать информацию на бумаге.
Не позднее 31 октября 2020 года (до самоизоляции срок был до 1 июля 2020 года) нужно уведомить каждого сотрудника о возможности сделать выбор: использовать оба вида книжек или только электронный формат.
Работник выбрал электронную трудовую книжку
Когда сотрудник подаст заявление о том, что выбирает электронный вариант сведений, ему нужно будет выдать трудовую книжку на руки.
С этого момента работодатель не будет отвечать за её ведение и хранение. Не придётся делать выписку из трудовой книжки по просьбе работника.
Сотрудникам, выбравшим цифровой формат, нужно будет предоставлять сведения о трудовой деятельности в организации на бумажном носителе или в электронном виде:
-в период работы - не позднее трёх рабочих дней со дня обращения работника;
-в день увольнения.
Выдавать данные нужно по форме СТД-Р.
Если работодатель не предоставит сотруднику сведения вовремя, он будет нести такую же ответственность, как за задержку выдачи трудовой книжки.
Работник выбрал бумажную книжку или промолчал
Сотрудники решают вопрос о формате данных в течение 2020 года. Если работник попросит сохранить бумажный вариант или не сообщит о выборе, придётся делать двойную работу: вести трудовую книжку и передавать сведения в ПФР.
Право на оба формата сохранится за работником, пока он не сделает выбор в пользу электронного варианта.
При приёме сотрудники могут предъявлять сведения о трудовой деятельности. Нужно проверять, есть ли в документе отметка о том, что работник отказался от бумажной книжки. Если есть, достаточно будет подавать в ПФР сведения. Отметки нет - попросите работника предоставить книжку. Если он потерял её или не может передать по другой причине, придётся завести новую.
Какая ответственность предусмотрена за неподачу СЗВ-ТД
В случае опоздания с отчётом или предоставления неполных или недостоверных сведений о трудовой деятельности сотрудника, работодателя может ждать предупреждение или штраф по общей норме. Для должностных лиц размер штрафа составляет от 1 тыс. до 5 тыс. руб., для организаций - от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
С 1 января 2021 года ответственность за такое нарушение станут нести только должностные лица. Им будет грозить предупреждение либо штраф от 300 до 500 руб.
Нормативные документы:
ФЗ от 16.12.2019 N 439-ФЗ
ФЗ от 16.12.2019 N 436-ФЗ
ФЗ от 01.04.2020 N 90-ФЗ
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Ох и путаницы будет у людей с этими электронными трудовыми книжками! Это такой документ, который должны хранить только работодатель и лично сам владелец трудовой! Как можно кому то доверить в цифровом формате!?
Согласен с вами

Все против человека. Раньше трудовая книжка была предметом гордости труженика. Хотя при таком состоянии промышленности, как сейчас, гордиться нечем при любом варианте ТК.
Сделали электронку... вякнули чего где не того в инете или среди знакомых... Хлоп-а у вас лет 10 стажа исчезли. Или вообще электронная трудовая стала чистой, будто нигде раньше не работали.
Или что-то полетело в программе и все данные не сохранились! Кто будет восстанавливать и собирать информацию по организациям!? Ответ-никто?
Бред. по отчислениям налогов можно поднять стаж.
Через суд. Кто к этому готов? А адвокаты в «подвязе» с пенсионным и договариваются так: «вы соглашаетесь на выплату за последний год, а про два предыдущих типа забудем, - при таком раскладе вы гарантированно суд выиграете!» ПФ получает откупную в виде невыплаты человеку положенной ему пенсии за два года. Мой отец (с Федеральной Почетной грамотой) и сотрудница (Заслуженный работник) так пенсию себе высуживали. По одной схемк, как под копирку. Через суд, конечно, все можно...
А потом случился сбой и вся информация пропала! И оказалось, что человек нигде не работал и пенсия ему не положена!
Кому мешают бумажные документы? Вот "рухнет " электронная база и останутся люди ни с чем. И будут они - никто.
Все что-то выдумывают какую-то хрень (извините), потому что больше никак не скажешь про это! Пример, я недавно потеряла где-то СНИЛС, обратилась в ПФР и мне распечатали какую то бумажку формы А 4, которая через год-два превратится в утиль! Кому мешают бумажные документы!?
Бумажные документы проще подделать...
Эй, Алексей, ты тут троллем, что ли устроился? Все уже давно понимают, что это очередной театр абсурда, этот перевод всех в виртуальный электронный формат. Один ты тут этой цифровой жизнью доволен! Совсем что ли, без мозгов? Или в офисе сидишь, по методичке работаешь?
Надо же оправдать хоть чем-то бешеные зарплаты!
На тот случай если "рухнет" - в различных организациях создаются резервные копии, в зависимости от важности данных копии создаются необходимым интервалом времени, при этом, насколько помню, бумажная трудовая никогда не была единым документом подтвержающая стаж, были записи в организации, пенсионном фонде и налоговой..
Вам лишь бы потрепать ерундой... )))
Далеко не во всех организациях есть возможность для создания и, тем более хранения резервных копий. К тому же, места хранения этих копий тоже вполне могут быть уязвимы по причине любых техногенных катастроф. От них, в условиях потребительского отношения к природе, никто и ничто не застраховано.