Парламентское расследование в Российской Федерации
Известно, что в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации (далее РФ), гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, является Президент РФ. Но помимо этого, существует еще один субъект, который позволяет говорить о безопасности основ, которые были заложены в Конституции 1993 г. Данным субъектом является Федеральное собрание в форме Парламентского расследования. Поэтому интерес данной темы, связан с увеличением правовой культуры граждан, в следствии чего, можно будет с уверенностью сказать, что традиционная схема «сдержек и противовесов», применяется и действует не только в рамках судебной, исполнительной, законодательной властей, но так же в отношении Президента РФ, как вид власть – не определенная в системе «сдержек и противовесов».

В первую очередь стоит поговорить о Конституции Российской Федерации. Конституция РФ – это высший нормативно правовой акт РФ, который был принят на всенародной референдуме 12 декабря 1993 г. и вступил в силу 25 декабря 1993 г. Смысл конституции сводится к тому, что данный нормативно правовой акт, обладает высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя России, государственное устройство, создание представительных, исполнительных, судебных органов власти, так же систему местного самоуправления, как отделенная от государственной власти, независимая власть муниципалитета; права и свободы человека и гражданина, а так же конституционные поправки и пересмотр Конституции. Так же немалой особенностью Конституции, является проектировка и образ наилучшего государства в будущем. Ведь, когда мы говорим о правовом государстве, с уверенностью мы не можем сказать о том, что оно построено в России, как и в других странах мира. Но при появлении Конституции, мы научились и стали обладать возможностью к приобретению такого статуса, где государство безукоризненно подчинено праву. Так же, немаловажным фактором к созданию возможности к реализации Парламентского расследования, послужило то, что Конституция РФ 1993 г., с уверенностью можно назвать самой выдающейся и наиболее демократичной за весь период Российского Государства. Трудно себе представить, чтобы данная функция, как Парламентское расследование, возникло и действительно работало, в тех странах, где политический режим не соответствовал принципах демократизма, законности и гласности.
В Российской Федерации функции парламента, как государственного органа с представительными и законодательными полномочиями, представляет Федеральное Собрание Российской Федерации. Федеральное собрание делиться на две палаты: Совет Федерации и Государственная Дума. Статус Федерального собрания определен в Главе 5 Конституции РФ. Федеральное собрание является постоянно действующим органом государственной власти на основании статьи 99 Конституции РФ.
Что же за собой подразумевает Парламентское расследование.
На основании ФЗ (далее Федерального закона) от 27 декабря 2005 г. № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации», можно сделать вывод, что Парламентское расследование – это обеспечение и соблюдение, исполнения и применения Конституции РФ, законов РФ; обеспечение и защита гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина; содействие выполнению общегосударственных, субъектных и местных программ и проектов социально-экономического развития, соблюдение установленного порядка исполнения государственных и муниципальных бюджетов, а так же бюджетов внебюджетных фондов и организаций, управлению и легитимному распоряжению государственной и муниципальной и иными видами собственности; оценка работы законодательных органов РФ, субъектов РФ, выявление и устранение причин его неэффективной реализации, выработка необходимых мер и рекомендаций по наиболее эффективному исполнению законодательства, приведению его в соответствии с принципами установленными в Конституции и законах РФ, а так же в виду реально, имеющих место быть, случаях. Совершенствование механизмов правоприменения и правотворчества, укрепления принципа законности, принятие и содействие принятию мер по предотвращению выявленных правонарушений, а так же осуществление превентивных мер к правонарушениям. Выявление и содействие устранению причин коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления; инициирование привлечения к установленной законодательством ответственности за выявленные в ходе парламентского контроля правонарушения. Для Российского федерального закона о Парламентских расследованиях, характерна особенность в отношении Президента РФ. Например, парламентскому расследованию не может подвергаться деятельность Президента РФ.

Известный отечественный правовед А.А. Спиридонов классифицирует принципы осуществления парламентского расследования на следующие группы:
1. Общие принципы осуществления парламентского расследования – общие принципы управления обществом и государством, определяющие основы конституционного строя России, закрепленные в Конституции Российской Федерации и присущие институту парламентского расследования как комплексному образованию, который, являясь одной из форм парламентского контроля над исполнительной властью, является органической частью социального управления.
2. Специальные принципы осуществления парламентского расследования – присущие институту парламентского расследования как специфическому виду контрольной деятельности, на которых базируется ее организация и реализация в процессуальном смысле.
Если обратиться к истории, то первое парламентское расследование было проведено конгрессом США еще в 1912 году по факту гибели теплохода «Титаник». Опыт этих расследований лёг в основу повсеместно расширяющейся мировой практике парламентских расследований и является образцом в области реального осуществления парламентского расследования. В дальнейшей истории, парламентские расследования позволяли установить справедливость и порядок внутри того или иного государства. Парламентские расследования меняли не только жизнь внутри государства, в рамках которого действовало парламентское расследование, но и на другие страны, вовлеченное в данное расследование. Ярким примером будет тот факт, что в Италии и Японии парламентские расследования заканчивались отставкой премьер-министра, министров, или же судом и даже иногда самоубийством государственных деятелей, чье служебное поведение расследовалось
На практике других стран, парламентское расследование осуществляется через создание палатами специализированных комиссий парламента по расследованию преступлений общественной значимости. К примеру, в Конституции Италии 1947 г., в ст.82 регламентировано: «что каждая палата парламента может проводить расследование по вопросам, представляющим общественный интерес. Для этой цели она назначает из своих членов комиссию в количественном составе, пропорциональном соотношению различных групп. Комиссия по расследованию ведет следствие или изучение с такими же полномочиями, как и судебные власти».
Такие комиссии создаются на основании регламента в соответствии с решением палаты. Положениями ст. 141 регламента Палаты депутатов установлено, что: «в тех случаях, когда палата решает провести расследование, комиссия назначается таким образом, чтобы ее состав отражал партийный состав палаты, при этом председателю палаты поручается назвать членов комиссии». Если по тому же вопросу проводит расследование Сенат, комиссии могут действовать совместно. Аналогично сформулирована ст. 162 регламента Сената.
Так же, важно будет отметить возможность образования двухпалатных парламентских комиссий по расследованию. Для этого требуется принятие специального закона, в котором устанавливается, что парламент проводит расследование, определяется предмет расследования, число членов комиссии - депутатов и сенаторов в равном количестве. Председателя комиссии по расследованию назначают председатели палат.
Парламент ФРГ также имеет право создавать следственные комитеты. Так, в Конституции (или Основном Законе) ФРГ 1949 г. прописан порядок учреждения следственного комитета, его взаимодействия с органами государственной власти, использования результатов расследований. На основании ст. 44 Конституции ФРГ:
«Бундестаг имеет право, а по предложению четвертой части его членов - обязан образовать следственный комитет, который на публичных заседаниях собирает требуемые доказательства.»
Очень часто, что указанные комитеты создаются по предложению оппозиционных партий, особенно, когда ответы правительства на вопросы депутатов, а также работа специальных комиссий не привели к получению необходимой информации. Возможность меньшинства в Бундестаге требовать проведения независимого расследования, является особенностью немецкого парламента.
Как показывает практика подобные следственные комитеты создаются довольно редко, к примеру с 1960 по 1980 года, в Бундестаге в каждой легислатуре работало не более 1-2 таких следственных комиссий, а с 1998 по 2002 годы (14 легислатурный период) был образован только один следственный комитет. Вот один из запоминающихся примеров работы следственного комитета при Парламенте: по факту подкупа концерном Флика - министра экономики ФРГ и ряда других должностных лиц следственный комитет был образован только в июне 1983 г. - спустя полтора года после того, как указанный факт стал известен общественности. Правительство согласилось передать все необходимые для расследования материалы только в июле 1984 г. после жалобы представителей оппозиции в Федеральный конституционный суд.
В России первое парламентское расследование планировалось провести по делу о конфликте в Сагре. Тогда Совет Федерации поручил сенаторам от Свердловской области Росселю и Чернецкому начать сбор необходимых материалов, однако вскоре большая часть подозреваемых была задержана, и парламентское расследование не потребовалось. Так же, о возможном инициировании парламентского расследования в связи с фальсификациями на думских выборах 2011 заявляют лидеры оппозиционных партий Справедливая Россия, КПРФ (Коммунистическая партия Российской Федерации) и ЛДПР (Либерально-Демократическая партия России) Сергей Миронов, Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский.
На основе данных отраженных в данной статье, можно сделать вывод, что осуществления парламентского расследования, является еще одной возможностью по реализации действительных принципов демократии. Исключением может быть то, что для осуществления справедливых и законных решений, парламентскому расследованию нужно обладать значительной открытостью, то есть не утрачивать доверие граждан, к парламентскому расследованию, а из опыта зарубежных стран можно заметить, что данный способ по охране прав и свобод, хоть и существует относительно недавно, но является очень эффективным. И на примерах решения задач, которые были поставлены перед парламентских расследованием и других подведомственных органов, таких как следственный комитет при Парламенте, можно сделать вывод, что Парламентское Расследование действительно соответствует интересам граждан в установлении справедливости и законности.
Список литературы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2005 г. № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации»
2. Спиридонов А.А. Институт парламентских расследований в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: Автореф. Дис. канд. Юрид. наук. — М., 2008. С.458
3. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
Электронные источники:
1. http://www.gesetze-im-internet.de/gg/index.html
2. http://www.senato.it/documenti/repository/istituzione/costituzione_inglese.pdf
3. http://www.lastampa.it/2018/05/18/italia/di-maio-contratto-di-governo-definito-sono-felice-al-via-il-voto-on-line-degli-iscritti-al-ms-R3pQwdUZIJPimdVWJUAjCP/pagina.html