Функциональная грамотность - «педагогика здравого смысла»!
Кажется, весь мир сейчас говорит о новых навыках, без которых современному человеку никак не прожить и которые обязательно нужно развивать начиная с детского сада. Но рекомендации часто противоречивы и необоснованны. Что не так с навыками, необходимыми каждому?
Подходов к выделению навыков будущего великое множество: международные организации вроде ОБСЕ или Всемирного банка, исследовательские институты, работодатели, успешные публичные люди — все они, как учителя в школе, считают свой предмет самым важным. Каждый эксперт выделяет то, без чего он не стал бы тем, кем стал: эмоциональный интеллект, креативное мышление, умение работать в команде, умение учиться и другие навыки, которые относят к soft skills.
Международная исследовательская команда ATC21S, чьи работы считаются особо авторитетными, выделяет четыре группы навыков.
Навыки мышления/когнитивные навыки — это креативность, решение нестандартных задач, умение учиться, критическое мышление, навык принятия решений.
Навыки совместной работы или навыки общения — умение сотрудничать, вести коммуникацию, разрешать конфликты.
Рабочие навыки — целеполагание, планирование и тайм-менеджмент, навыки работы с цифровыми инструментами.
Навыки жизни в обществе — гражданское самосознание, ответственность, осознание культурного многообразия.
В последние годы к этому списку все чаще добавляют личностные характеристики: способность размышлять о себе, инициативность или даже резильентность — способность преодолевать сложности, развиваться и добиваться успеха даже в трудных условиях, то есть cила воли, настойчивость и хватка в одном флаконе.
Казалось бы, теперь все ясно: берем пять направлений одно за другим, ищем курсы/книги/видео с похожими названиями, собираем в папочку дипломы с пройденными программами и... ничего не происходит.
Сложность в том, что все это комплексные высокоуровневые навыки. Они нуждаются в фундаменте — и это нечто более сложное, чем умение бегло читать и писать школьные сочинения.
Если простыми словами, критическое мышление не зависит от количества прочитанных букв, а тысячи часов стрельбы в команде MMORPG не гарантируют умения работать в команде. Работодатели сталкиваются с такой ситуацией: выпускник отличной программы по новым профессиям/навыкам говорит правильные вещи на собеседовании, выходит на работу и продолжает действовать по инструкции, оказывается неспособен адаптировать полученные знания и алгоритмы действий к новой ситуации.
Как развивать функциональную грамотность в себе и своих детях
Функциональную грамотность в профессиональной среде часто называют «педагогикой здравого смысла». Этот же здравый смысл подсказывает, что раз любой навык развивается через опыт, стоит создавать для себя, своих детей, а может, и родителей необходимый опыт самостоятельно.
Раз функциональная грамотность — это способность применять знания в быту и для решения разнообразных жизненных ситуаций, нужно погружать себя и свою семью в эти ситуации. Принимая решение об открытии счета в банке или регистрации в сервисе для хранения семейных фотографий, предложите подростку или родителям собрать информацию или проанализировать плюсы и минусы каждого варианта.
Разные жизненные ситуации требуют разного поведения. Обсуждайте с партнером, ребенком или родителями разные модели поведения, проговаривайте возможные стратегии — и результаты обсуждайте тоже вместе.
Покажите ребенку реальные документы: договор с подрядчиком, домашние счета, банковские выписки. Как минимум он не будет игнорировать эту сферу жизни, а в случае успеха — будет подготовлен к жизни лучше, чем сверстники.
Самая сложная, проблемная и самая важная составляющая функциональной грамотности и в дальнейшем более развитого мышления связана со способностью конвертировать один формат представленной информации в другой. Может, вы знакомы с такого типа заданиями по международным языковым экзаменам, где просят выбрать верную формулировку в описании графика или одно предложение, отражающее главную мысль. С такими заданиями не часто сталкиваешься в быту, так что важно искать образовательные программы, где нужно не просто слушать лекции или собирать роботов по шаблонам, а много писать, читать, проектировать самому, обсуждать свои решения в маленькой группе, описывать одну и ту же идею в разных форматах, воплощать в реальный продукт, рассказывать об идее и о своем продукте другим.

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Спасибо за статью! Теперь я знаю, что в достаточной мере обладаю когнитивными навыками, а мышление даже слишком эмоциональное. Еще в детстве Бог наградил меня способностью к самообучению и именно это стало моим стержнем во всей жизни от СССр до настоящего времени. Всем желаю - учиться, учиться и учиться! Всему, что попадает в поле вашей деятельности. Статья добавила в мозг некоторую системность. Спасибо.

Ещё бы учили в школе нормально, а то сволочи бросили 11 класс на произвол судьбы, выплывайте сами как хотите, подготовки к экзаменам "0", так ещё специально занижали баллы на экзаменах.