Сажин Дмитрий Павлович
Сажин Д.П. Подписчиков: 1945
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.2М

Зачем учителю правовой статус?

66 дочитываний
15 комментариев
Эта публикация уже заработала 3,35 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Проходившая на протяжении нескольких месяцев законотворческая чехарда в сфере образования, которая уже освещалась на канале ("Образовательная реформа - кто-нибудь руководит этим бардаком?", "Президентский законопроект, или Если сто раз сказать "халва", слаще всё равно не станет" и др.) заставила вспомнить ещё одну тему, обсуждавшуюся весной этого года. Тема эта - законодательное наделение учителя статусом.

С чего вдруг возник вопрос статуса?

В феврале 2020 года в СМИ и ресурсах сети Интернет прогремел очередной скандал в связи с неадекватным поведением школьника на уроке, заснятым на мобильный телефон. Случай, к сожалению, ставший почти уже банальным. Однако, в этот раз на удивление и медийные средства, и политики с администраторами взяли в большинстве своём учительскую сторону. И вылилось всё это, ни много ни мало, в большую дискуссию о необходимости изменения российского законодательства в области школьного образования. Якобы эта реформа может и уважение к учителям со стороны учащихся и их родителей вернуть, и самих учеников и учениц дисциплинированными сделать. Профсоюзное руководство разразилось даже законопроектом, которому прочили большое будущее, но который так никуда и не поступил ("Профсоюзный хайп - как с помощью бессмысленного законопроекта изображают защиту учителей"). Тогда же возникла и распространилась идея о том, что для решения проблемы просто необходимо законодательно определить юридический статус учителя. А то как же учитель и без статуса? Непонятно, как это должно было защитить учителей от учеников, а учеников - от учителей, но обсуждение началось. Одновременно с вопросом о статусе по мнению и политиков, и общественности должно было быть закреплено и положение о престиже учительской профессии, но это уже выглядело как производное от Прервала весь этот нарастающий бум объявленная пандемия коронавируса. Но, логично предположить, что с возобновлением нормальной работы школ и окончанием "морового поветрия" вопрос о статусе вновь должен стать актуальным. Но нужен ли очередной законопроект во всей этой законотворческой чехарде?

Если статуса нет, то что же есть?

Вообще то странно предполагать, что может существовать юридически значимая деятельность учителя без его же юридического статуса. То есть, итоги некоей деятельности признаются, а положение (статус) исполнителя в воздухе повисло? Чтобы разобраться с этой ситуацией логичнее всего заглянуть в федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 года № 273-ФЗ. Прежде всего определимся с тем, что учитель относится к педагогическим работникам как самая массовая категория внутри этого сообщества. Согласно ч. 21 ст. 2:

педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Таким образом, учитель - это состоящий в трудовых (то есть, работает по найму) или служебных (тот же найм, но обмен не зарплату за нормированный труд, а содержание за ненормированный) отношениях со школой или подобной организацией. В его функционал должно входить обучение и воспитание обучающихся, а также, возможно, и организация всей этой деятельности. Ну, общие принципы понятно, уже нельзя сказать, что никакого юридического статуса у учителей нет. Но, может быть, он недостаточен?

А если пролистать закон об образовании в РФ несколько дальше, то оказывается, что юридический (правовой) статус учителя является предметом одной из статей закона:

1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.
(Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации)

Выходит, статус школьного учителя в законе уже предусмотрен. Правда, он обозначен как статус педагогического работника, но учитель общеобразовательной школы ведь является одной из самых многочисленных групп педагогических работников. Часть 1 ст. 47 определяет правовой статус как совокупность прав и свобод с одной стороны и обязанностей и ответственности с другой, а часть 2 указывает на особый характер статуса учителя в связи с осуществлением профессиональной педагогической деятельности. И даже для повышения престижа педагогического труда нашлось место. Звучит вторая часть статьи 47 закона в значительной степени декларативно, но не менее декларативны и заявления о необходимых поправках: престиж нельзя объявить законодательным актом, престиж - это общественное понимание и отношение. Та же статья федерального закона подразделяет права и свободы педагогических работников на академические, трудовые и социальные гарантии. Перечислять их здесь не имеет смысла, желающие вполне могут ознакомиться с ними в тексте самого закона, пройдя по гиперссылке в статье. А вот насколько реализуемы они, это уже более важный вопрос. Чтобы проверить, насколько академические права и свободы доступны школьному учителю, достаточным может быть одного примера. Взять п. 4 ч. 3 той же ст. 47:

право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании

Норма в действительности почти нереализуемая. Редкий директор школы поставит вопрос закупки учебников в зависимость от желания учителя реализовать своё право выбора. А уж тем более, если в школе несколько учителей, ведущих один предмет, что, впрочем, самая обычная ситуация. Вот сразу и возникает вопрос: если в прежнем виде юридическая норма о статусности учителя не действует, то есть ли смысл плодить новые?

Другой стороне правового статуса - обязанностям и ответственности, посвящена вся следующая статья закона об образовании. Следуя моде на борьбу с коррупцией, частью 2 статьи 48 даже предусмотрена ситуация конфликта интересов, вполне реальная, учитывая низкие доходы педагогических работников.

Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

Возвращаясь к определению педагогического работника, следует обратиться к содержанию ст. 46 закона № 273-ФЗ, где очерчен круг лиц, которым может быть дано право на педагогическую деятельность. Главный признак здесь - уровень и характер образования. Необходимым составляющим этой части формулирования учительского статуса является отсылка к подзаконным актам, в данном случае к профессиональному стандарту, утверждённому Министерством труда и социальной защиты № 544 н от 18.10.2013 г., и номенклатуре должностей педагогических работников, утверждённой постановлением Правительства РФ № 678 от 08.08.2013 г.

Как итог, теперь можно с уверенностью сказать, что правовой статус у учителя вполне определён, хотя... нет предела совершенству. Есть широкое поле как для работы по реализации уже действующих норм, так и формулирования новых, но, предпочтительнее в подзаконных актах.

Статья опубликована на моём канале "Записки строгого учителя" на площадке Яндекс. Дзен под названием "Зачем учителю правовой статус?"

Нужен ли новый закон о статусе учителей?

Проголосовали: 18

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Комментировать
15 комментариев
Понравилась публикация?
27 / -1
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 15
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Многие учителя относятся к ученикам и к своим обязанностям формально. Многие забивают словами детей, натравливают на слабых. Защита нужна педагогам от самих себя и от распоясавшихся учеников. Ввести видеонаблюдение в детских садах и школах в государственном масштабе.

+2 / -4
картой
Ответить

Привет, это я — Большой Брат. Я занимаюсь тем, что слежу, как ты себя ведешь. Информацию о твоем поведении я получаю через видеокамеры на улицах, твой телефон, компьютер, смотрю твои запросы в Яндексе или Google, анализирую твои интересы и кому ты ставишь лайки.

Собрать всю-всю информацию о тебе в современном мире не составляет большого труда. Для этого в моих офисах трудятся сотни специалистов, которые раскладывают по полочкам данные о тебе, чтобы потом передать их мне в самом лучшем виде. В результате я знаю: какие фильмы ты любишь, куда ты ходишь, кем работаю твои родители, с кем ты дружишь, чем ты увлекаешься.

Иногда мои базы данных дают течь, как это случается с любой каравеллой в открытом море, и тогда вся информация о тебе может перейти в недобросовестные руки киберпреступников. А уж как они могут ею воспользоваться, лучше тебе не знать.

Поэтому я тебе дам пару простых советов, но только по очень большому секрету.

Чтобы поменьше попадаться в поле моего зрения, не будь чересчур искренним в интернете, не оставляй много данных о себе: свою фамилию, свой класс, номер своей квартиры. Не рассказывай в своем профиле о своих интересах. Твои друзья и так ведь знают, чем ты увлекаешься? Зачем это знать кому-то еще? Не выкладывай много своих фотографий в ленту. Гораздо лучше пригласить друзей домой, показать им фото и обсудить их в живой обстановке. Если родители очень хотят выложить твое фото к себе в ленту, чтобы порадоваться за тебя, попроси этого не делать. Объясни им всё то, что я сегодня рассказал тебе. Они могут этого не знать.

Этими простыми шагами ты сможешь обезопасить себя и свою семью в интернете и защититься от моей слежки. И, пожалуйста, не говори никому о том, что я тебе рассказал. Чем больше людей об этом знают, тем меньше работы будет у меня.

Большой Брат.

Автор и создатель Telegram-канала "Большой брат" · tele.click/mediainsider

+4 / 0
Ответить
07.08.2020, 13:27
Невинномысск

Я смотрела этот фильм - с Ириной Купченко в главной роли. А ведь это всё правда. Моя крестница и племянница Анютка несколько лет назад хотела идти учиться на педагога. Пришлось отговорить, теперь учится на журналиста. Не скажу, что это безопаснее, но по крайней мере - "четвёртая власть," если, конечно, будешь говорить правду и не плясать под дудочку местных, да и не только местных властей. Учителя... То, что "забивают словами детей и натравливают их на слабых," - в наше время было не совсем так. Надо быть сильной. Обычно всегда натравливают на сильных. Было такое, что одноклассники, прямо как в фильме "Чучело" окружали со всех сторон и говорили: "Стоит, как Зоя Космодемьянская." Так что надо читать сейчас в школах поэму Маргариты Алигер "Зоя" и - стоять до конца. Кстати, классная была в курсе травли и на их стороне. Надо поставить сейчас в школьную программу поэму Николая Мельникова "Русский крест," - отличная профилактика против будущего пьянства, безверия и рукоприкладства подрастающего поколения. Да, и ещё в этой поэме, кроме главного героя, есть мудрый старец и дружелюбный пёс Кубик. Это поможет некоторым директорам школ не вызывать зондер-команду на уничтожение 8-месячного щенка, случайно забежавшего на территорию школы. А если ещё некоторые фрагменты из этой поэмы будут заучиваться наизусть как школьниками, так и педагогами, то, я думаю, это будет на пользу всему обществу в целом.

+3 / 0
Ответить
07.08.2020, 18:19
Санкт-Петербург

Мне тоже понравился фильм, "то, что нас не убивает, делает нас сильнее", нам всем надо стараться ради общего будущего.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
07.08.2020, 18:14
Санкт-Петербург

С одной стороны, ввести видеонаблюдение за всеми и всем вокруг не так сложно, но средства на это государство будет изыскивать либо отменяя другие статьи расходов, либо увеличивая налоговое бремя. Да и неправильно это - постоянно за всеми следить, нормальное общество обустраивается так, что никакой постоянной слежки не нужно, потому что это дорого, глупо, малоэффективно и развращает людей. Но и оставлять всё как есть тоже ни в коем случае нельзя. Нужно менять саму философию образования.

+2 / 0
Ответить
08.08.2020, 00:05
Невинномысск

"Найти своих и - успокоиться." Свою любимую учительницу я нашла только во второй школе, куда мне пришлось перейти после конфликта с классной в своей родной школе. Перспектива получить на руки характеристику, с которой меня "в тюрьму не возьмут," ни меня, ни мою маму не устраивала, поэтому, как директор школы ни уговаривала, но пришлось уйти. Суть конфликта: подружки доложили классной, что я якобы назвала её дурой. А может, и назвала, я не помню. Помню, я о ней сочинение написала: "Человек, на которого я хочу быть похожа." Ошиблась, что поделаешь... И вот - новая школа, старшие классы. От новой классной в свой адрес - только "Оксаночка." Она преподавала русскую литературу. И я пошла на филологический, факультет журналистики. Тамара Павловна, добрая душа. Надежда Алексеевна - первая учительница, светлый человек, Царство ей Небесное. Помню, как я в свои 7-8 лет уже сидела за рулём, ехала по трассе и везла на заднем сидении свою первую учительницу, не опасаясь, что кто-то снимет на свой телефон и выложит в сеть. Да, в такое время мы жили, тихонько нарушали ПДД и все только умилялись.

+1 / -1
Ответить
09.08.2020, 06:44
Санкт-Петербург

В этом и есть свобода: делать выбор и брать ответственность на себя. Не важно, в чём именно, но самому.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)

Нужен ли новый закон о статусе учителей?

Если за его неисполнение не будет предусмотрена ответственность, то не нужен.

Ибо и так декларативных норм, не подтверждённых никакими мерами принуждения, в российских НПА предовольно.

+3 / 0
картой
Ответить
09.08.2020, 22:01
Санкт-Петербург

Полностью с Вами согласен, какая-то фабрика по штамповке благих намерений, а не парламентская система.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Если и принимать закон, то двусторонний, потому как и ученики сейчас есть такие, что ужас охватывает, но и учителя есть не лучше.

+2 / 0
картой
Ответить
09.08.2020, 22:02
Санкт-Петербург

Вполне резонно.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Думаю, нужен.

+1 / 0
картой
Ответить
09.08.2020, 11:25
Санкт-Петербург

Так он, вроде как, уже есть?

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Благодарю! Очень интересная статья!

+1 / 0
картой
Ответить
09.08.2020, 22:02
Санкт-Петербург

Спасибо.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (15)

Какие права имеют дети и их родители в сфере образования. Берём на заметку.

Добрый день, уважаемые читатели юридического сайта! Обучаясь в школе, у школьников и их родителей есть определённые права. Это официально должно отражаться во внутренних документах администрации школы.

📚 Духовно-нравственная культура России: новый школьный предмет или повод для юридических споров?

С 2024 года в российских школах появился новый предмет — «Духовно-нравственная культура России», а сейчас стало известно, что для 5-7 классов этот предмет станет обязательным. Родители, учителя и юристы спорят:...

Садоводство без СНТ

Здесь я изложила, коротко, идею сохранения садоводства без участия в нём юридического ...

Красный штамп

Ниже укажу ссылку на ответ МВД и пост.
00:33
Поделитесь этим видео

Песков объяснил, почему назвал СВО войной

Пресс-секретарь президента в своём обращении к СМИ подчеркнул, что правовой статус спецоперации не изменился, но де-факто Россия действительно находится в состоянии войны.