Мосгорсуд признал право москвичей распоряжаться землей во дворах.

Столичные власти не могут распоряжаться придомовыми территориями многоквартирных домов, отрезая от них участки для стройплощадок на том основании, что земля не размежевана и не стоит на учете в кадастре. Тогда как жители вправе владеть и пользоваться участками «в тех границах, в которых придомовая территория была ранее определена в установленном законом порядке», даже несмотря на отсутствие регистрации права долевой собственности. Об этом говорится в решении Мосгорсуда, рассматривавшем иск жителей Останкино против строительства 22-этажного дома по программе реновации. Депутат Мосгордумы Сергей Митрохин, который назвал подобные конфликты типичными для Москвы, считает решение революционным и выразил надежду, что итоги разбирательства помогут горожанам отстаивать права на дворы своих многоэтажек. Столичный департамент имущества готов подать кассационную жалобу на решение, поскольку, уверены там, «передав земельный участок под строительство стартового дома по программе реновации, город не нарушил права жителей многоквартирного дома».
Мосгорсуд опубликовал мотивировочную часть решения по иску жителей двух домов на улицах Цандера и Королева к столичным властям
Предметом разбирательства стало запланированное в общем для этих домов дворе строительство многосекционного здания по программе реновации высотой от 14 до 22 этажей.
В марте 2019 года жильцы вступили в потасовку со строителями, протестуя против точечной застройки: здание, подсчитали противники проекта, будет строиться на месте сквера в 10 м от соседнего дома. С августа 2019 года спор рассматривается в судах: жители требовали расторгнуть договор аренды земельного участка площадью 8,6 тыс. кв. м под будущую стройку между департаментом имущества Москвы и городским казенным предприятием «Управление гражданского строительства» (УГС).
Жители Останкино обжаловали отказ в Мосгорсуде, который счел такую юридическую логику неверной и признал договор аренды земли с УГС недействительным в июле 2020 года. В мотивировочной части решения суда говорится, что предыдущая инстанция не изучала, для каких целей земельный участок передавался УГС в безвозмездное пользование, и не устанавливала, пересекаются ли его границы с другими территориями. Мосгорсуд также приобщил к делу представленное истцами заключение кадастрового инженера (со ссылкой на планы МосгорБТИ 1973 года) о том, что от дворов для будущей стройки было отрезано 1,7 тыс. кв. м земли.
Ошибочным было названо и отсутствие регистрации права долевой собственности жителей на дворовую территорию как «основание для отказа в удовлетворении иска».
Так, в суде подчеркнули, что бремя доказывания по данному делу лежит на ответчиках, то есть властях, а не на жителях. Мосгорсуд уточнил, что городской департамент имущества был не вправе распоряжаться спорной частью земель, даже если они не размежеваны. Тогда как жильцы домов, в свою очередь, вправе владеть и пользоваться участками «в тех границах, в которых придомовая территория была ранее определена в установленном законом порядке». Наконец, Мосгорсуд установил, что земля выделялась УГС в 2016 году, а упомянутое властями постановление правительства Москвы об адресной инвестиционной программе было издано в 2018 году и к настоящему времени утратило силу. К тому же согласно этому документу на участке предполагалось построить школу на 550 мест, а не многосекционный жилой дом.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: