Коваленко Андрей Александрович
Коваленко Андрей АлександровичПодписчиков: 4658
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг5.6М

Что происходит с детьми, которые лишаются родителей?

362 просмотрa
102 дочитывания
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 9,10 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Когда дети остаются без попечения родителей, органы опеки помещают их в сиротское заведение. Дальше они могут определяться на временное устройство. Но когда родителей лишают свободы и не лишают родительских прав, ребенка очень сложно устроить в приемную семью. Приемные родители понимают, что может выйти мама и начать восстанавливаться в правах. Поэтому не любая семья, а только специально сориентированная на задачи временного устройства может взять такого ребенка. И в подобных случаях дети часто зависают в системе на много лет — к сожалению, их судьба очень печальна.

Психологическая работа с детьми, которые лишились семьи, проводиться должна, но по факту это случается далеко не во всех учреждениях. Дети часто не понимают, что произошло, за что их забрали, куда делись родители и когда они вернутся домой. Помимо того, что они находятся в абсолютном информационном неведении, часто они получают негативную оценку в отношении своей семьи. При этом родителей могут посадить за правонарушения, которые не мешали им выполнять свою функцию: детям дома было хорошо, а осужденная женщина могла быть совершенно замечательной матерью. И у детей появляется искаженное представление о том, что с ними было. Это сильно влияет на психологическое и эмоциональное состояние, а также на перспективы развития. Часто это может стать необратимой ситуацией. Какие есть учреждения для сирот?

Учреждения могут делиться по возрастам. Это дом ребенка, где находятся дети до 4 лет, дошкольный детский дом, детский дом для детей от 4 до 18 лет, школы-интернаты. Также есть учреждения, в которых живут дети с диагнозами: например, восьмой вид или интернат для умственно отсталых детей, куда попадает ребенок с тяжелой инвалидностью. Также учреждения могут относиться к разным ведомствам: Министерство социальной защиты, Министерство образования, Министерство здравоохранения. Эта сепарация — устаревший вариант, хотя сейчас мы в полной мере можем наблюдать такое везде в нашей стране.

Как должна работать эта система?

В 2014 году вышло современное 481-е постановление, которое говорит о том, что учреждения не должны делиться по типам и видам, в них должны приниматься все дети. Это нужно в том числе для того, чтобы снизить травматичный опыт разлучения с братьями и сестрами. Ведь часто дети теряют не только родителей, но и друг друга. Постановление требует перестройки системы под сохранение сиблинговых связей и размещение братьев и сестер не только в одном учреждении, но даже в одной разновозрастной группе. При этом учиться в разных местах: кто-то в детский садик, кто-то в обычную школу, кто-то в коррекционную.

Правда ли, что в России закрывают детские дома?

У нас в стране действительно закрываются детские дома, дома ребенка, интернаты. Причем в большом количестве. Это происходит, потому что количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снижается.

К сожалению, можно сказать, что чаще закрываются маленькие, уютные детские дома, где дети учатся в обычной школе и имеют более высокие возможности социализации рядом с другими детьми. Обычно сокращают нерентабельные учреждения, где становится мало воспитанников, и большие интернаты здесь выигрывают по экономическим соображениям. Хотя было бы лучше, если бы детские дома были маленькими, детям хватало бы индивидуального внимания, а учреждение было бы нацелено на работу с каждым ребенком.

Могут ли ребенка без диагноза отправить в специальное учреждение?

Я не знаю случаев, когда детей отправляли бы в интернат определенного типа без всяких медицинских обследований. Такое было, возможно, в 90-х или в начале 2000-х. Но случается, что ребенка выводят на комиссию формально, то есть сам он на ней не присутствует: в детский дом приехала ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия. — Прим. ред.) и заочно, по характеристикам сотрудников, поставила диагноз. И ребенок может не знать об этом.

Здесь есть еще один важный момент. Ребенок может действительно не тянуть общеобразовательную школу и не очень справляться с учебной программой. Но часто это связано не с тем, что у него проблемы с интеллектом, а с той травматичной историей, которая произошла в его жизни. Можете себе представить, что такое переживать потерю семьи в детском возрасте? В момент, когда человек остро переживает горе, его интеллектуальные, коммуникативные и когнитивные способности показывают более низкие результаты. Но это совершенно не значит, что они снижены по причине его интеллектуальных нарушений. Коллеги, которые ставят диагнозы, редко понимают специфику ребенка-сироты и тех процессов, которые происходят в его жизни. Для них низкие результаты однозначно связаны с его интеллектуальными отклонениями. Хотя мы прекрасно знаем, что они могут нормализоваться, если социальное положение тоже выправится.

Что происходит с детьми после интернатов и детских домов?

Путь у детей, вышедших из учреждения, приблизительно один. В 18 лет они остаются один на один со всеми своими проблемами, хотя до этого возраста их контролировали, воспитывали, на них влияли. И здесь возникает громадное количество сложностей — от психологических до бытовых. Куда пойти и как решать свои проблемы — в этих вопросах ребенок из детского дома совершенно не компетентен. Если домашний ребенок хорошо знает, что на еду кто-то должен заработать денег, то ребенок из детского дома такой связки совершенно не видит. Для ребенка, который долго прожил в системе, это очень сложный опыт.

А что насчет образования?

Образовательный маршрут выпускника коррекционного интерната строится исходя из тех возможностей, которые ему предоставили как ребенку с легкой степенью умственной отсталости. Это никогда не высшее образование, а отдельные виды училищ и техникумов, где, например, готовят маляров-штукатуров, швей, поваров — и то в последнем я не уверена. То есть это труд, который не предполагает напряженной интеллектуальной работы. При этом у детей с сиротским опытом бывает завышен диагноз, который не отвечает реальному положению дел. Но судьба у них все равно, к сожалению, такая.

Я хочу помочь сиротам, но что я могу сделать? Отправить подарок — это хорошая идея?

Почему мы дарим детям подарки? Обычно этим мы хотим сказать, что ребенок нами любим, что он нам дорог. Нам хочется подчеркнуть его интересы и принести ему радость. Также подарки дарят по понятному поводу либо это делают близкие люди. Чужая тетя, дядя ребенку ничего просто так не дает.

А дети в детских домах получают подарки просто за то, что они сироты. Это, во-первых, подчеркивает их очень нерадостный статус и формирует кривое отношение к собственному сиротству, во-вторых, ценности от подарка не может быть никакой, а в-третьих, волонтерский подарок лишает ребенка понимания того, как строится бюджет и как эти вещи можно купить. Часто ребенок, попавший в семью, начинает требовать подарки у приемных родителей просто так и регулярно. Или, допустим, он рвет кроссовки, но не видит в этом проблемы. И с этим потом очень трудно справляться. Если хотите помочь конкретному ребенку, для этого есть временная опека, когда его можно забрать к себе. Но я бы не советовал делать это неподготовленным людям. Если есть такая идея, лучше найти организацию, которая готовит волонтеров и наставников, рассказывает обо всей специфике и оказывает дальнейшее сопровождение, если возникают трудности. Потому что здесь есть, конечно, высокий риск навредить, если делать это без понимания дела.

Проголосовали:10

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

1 комментарий
Понравилась публикация?
9 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 1
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Озереденко Светлана Николаевна
Подписчиков 23428
30.09.2020, 09:42
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг6.8М
Администрация в Крыму, а так же весь административный корпус, административные ...
Подробнее
Неинтересно
0
2