"Наши ребята не дождались помощи".20 лет назад затонула подлодка "Курск"
Еще в 1980 году известная прорицательница Ванга произнесла пророчество, которое не воспринял бы серьезно любой здравомыслящий человек. Кто знал, что это предсказание в точности сбудется, заставив похолодеть от ужаса миллионы людей.«В конце века, в августе 1999 или 2000 года, Курск окажется под водой, и весь мир будет его оплакивать». Кто тогда, в далекие восьмидесятые, мог понять, что речь идет не о городе Курске, который находится на большом отдалении от ближайшего моря, а о будущей субмарине, названной в честь этого города. Пророчество оказалось страшной правдой, и 12 августа 2000 года весь мир узнал об ужасной трагедии в холодных водах Баренцева моря.
Атомная подводная лодка «Курск» — субмарина, долгое время считавшаяся лучшей в Военно-морском флоте России. Проект подводных кораблей 949 А «Антей» был разработан в СССР в конце 1960-х годов.
Перед отплытием

Советский союз значительно уступал своему главному противнику, США, в количестве авианосцев, поэтому главной целью атомоходов «Антей» — была возможность тихо подойти к хорошо охраняющемуся вражескому кораблю на расстояние удара и уничтожить цель.
Подводная лодка «Курск» была заложена в Северодвинске в 1992 году.
Уже в 1994 году ее спустили на воду и прикрепили к составу Северного флота. Субмарина считалось особой гордостью еще и потому, что ее построили в очень тяжелое для страны время. Она считалась символом новой России.
Вооружение
АПЛ «Курск» вооружилась ракетами «Гранит» и торпедами для противодействия атомным подводным лодкам противника. Являясь малозаметным судном, с низким уровнем шума, она могла доставить противнику массу неудобств одним своим нахождением в акватории базирования вражеских кораблей. Вооружение подводной лодки было самым современным и позволяло наносить высокоточные удары как по надводным, так и подводным целям.
Размеры субмарины впечатляли. Ее длина составляла исполинские 154 метра, а водоизмещение в режиме погружения оценивалось почти в 24 тысячи тонн.

Подводная лодка «Курск» была гордостью и флагманом не только Северного флота, но и всего ВМФ России.
Неоднократно субмарина была задействована в военных учениях, в том числе и широкомасштабных.
Так, в 1999 году в акватории Средиземного моря подлодка в режиме автономного плавания успешно произвела учебное уничтожение кораблей НАТО. Тем самым, «Курск» ликвидировал основные силы противника в одиночку, на деле доказав свою высокую эффективность.
Катастрофа и спасательные работы
Учения, проходящие на Баренцевом море в августе 2000 года – считались крупнейшими с момента распада Советского союза. Разумеется, важнейшую роль в сценарии играла лучшая подводная лодка России – АПЛ «Курск».
Субмарина должна была в ходе испытаний скрываться от вероятного обнаружения, а в намеченное время произвести учебное торпедирование корабля условного противника. Но планам не суждено было сбыться.

В 11-28 по местному времени раздался взрыв, мощностью по разным данным от 1.5 до 4 баллов по шкале Рихтера. Известно, что он был зафиксирован многими сейсмическими станциями и датчиками. Сообщалось, что его уловили даже на Аляске. Через 135 секунд случился второй взрыв, гораздо более мощный, чем первый.
Уже в 13-50 раздаются первые «звоночки» о случившемся несчастье. Экипаж подводной лодки не выходит на связь в намеченное время. Командующий Северным флотом сразу же вылетает на базу, в Североморск. Пока никаких официальных объявлений не следует, но становится понятно, что произошло непоправимое.
В этот же день, в 23-30 объявляется режим «тревога» — с этого момента военные начинают поиск пропавшего судна.
В середине ночи, 13 августа, проясняется примерный район поиска, но лишь к 16-20 удается обнаружить АПЛ «Курск». С ней устанавливается технический контакт, но очевидно, что подводная лодка лежит на грунте, то есть потерпела аварию.

Можно сказать, что уже с этого момента начинаются действия руководства, которые вызывают как минимум шок. Спасательная операция долго не объявляется – только 14 августа в 7 утра первые спасатели приступают к робким попыткам спуститься на глубину. Большие чины выглядят так, будто сами не понимают происходящего и не знают, как действовать в сложившейся ситуации.
Это вызывает шквал негативных эмоций от всех россиян, но прежде всего от родственников терпящих бедствие моряков. Мир облетают кадры с отдыхающим в Сочи президентом страны. После, многие становятся свидетелями не менее душераздирающих видеозаписей, когда Владимир Путин встречается с родственниками подводников. Без преувеличения, за судьбой атомохода следит весь мир.

Практически сразу свою помощь предлагает Норвегия, обладающая хорошо обученным поисковым флотом. Ее батискафы, способны вести поисково-спасательные работы на большой глубине. Но руководство России долго отказывается от любого вида помощи, а когда соглашается, становится понятно, что бесценное время потеряно безвозвратно.
Только 21 августа первые спасатели смогли открыть люк и проникнуть на затонувшую лодку. В этот момент стало понятно, что спасать уже некого. «Курск» был полностью затоплен.

По итогам расследования командование Северным флотом объявило, что причиной гибели подводной лодки «Курск» стала взорвавшаяся учебная торпеда. После этого субмарина ударилась носовой частью о грунт, что привело к детонации остального боезаряда. Экипаж практически полностью погиб, а тем, кому удалось чудом остаться в живых, отмеряно было не более 6 часов.
Список погибших составил 118 человек:АНЕНКОВ Юрий Анатольевич, старшина, АНИКЕЕВ Роман Владимирович, старшина, АРЯПОВ Рашид Рамисович, капитан-лейтенант; БАГРЯНЦЕВ Владимир Тихонович, капитан 1 ранга; БАЙБАРИН Валерий Анатольевич, мичман; БАЙГАРИН Марат Ихтиярович, капитан 3 ранга; БАЛАНОВ Алексей Геннадьевич, мичман; БЕЗСОКИРНЫЙ Вячеслав Алексеевич, капитан 3 ранга; БЕЛОВ Михаил Александрович, мичман; БЕЛОГУНЬ Виктор Михайлович, капитан 2 ранга; БЕЛОЗЕРОВ Николай Анатольевич, капитан 3 ранга; БЕЛЯЕВ Анатолий Николаевич, старший мичман; БОРЖОВ Максим Николаевич, матрос; БОРИСОВ Андрей Михайлович, старший мичман; БОРИСОВ Арнольд Юрьевич, ст.л-т;БОРИСОВ Юрий Александрович, матрос; БОРКИН Алексей Алексеевич, матрос; БОЧКОВ Михаил Александрович, мичман; БРАЖКИН Александр Владимирович, старший лейтенант; БУБНИВ Вадим Ярославович, старший лейтенант; ВАСИЛЬЕВ Андрей Евгеньевич, капитан-лейтенант; ВИТЧЕНКО Сергей Александрович, матрос; ВИШНЯКОВ Максим Игоревич, мичман; ВЛАСОВ Сергей Борисович, старший мичман; ГАДЖИЕВ Мамед Исмаилович, гражданский специалист.-ГЕЛЕТИН Борис Владимирович, старший лейтенант; ГЕСЛЕР Роберт Александрович, ГКС К/С;ГОРБУНОВ Евгений Юрьевич, старший мичман; ГРЯЗНЫХ Сергей Викторович, мичман; ГУДКОВ Александр Валентинович, старший лейтенант; ДРЮЧЕНКО Андрей Николаевич, матрос; ДУДКО Сергей Владимирович, капитан 2 ранга;. ЕВДОКИМОВ Олег Владимирович, матрос; ЕРАСОВ Игорь Владимирович, старший мичман; ЕРАХТИН Сергей Николаевич, старший лейтенант; ЗУБАЙДУЛИН Решид Рашидович, ст. 1 ст. к/с;ЗУБОВ Алексей Викторович, мичман; ИВАНОВ Василий Эльмарович, мичман; ИВАНОВ-ПАВЛОВ Алексей Александрович, старший лейтенант; ИЛЬДАРОВ Абдулкадыр Мирзаевич, старший мичман; ИСАЕНКО Василий Сергеевич, капитан 2 ранга; ИШМУРАДОВ Фанис Маликович, мичман; КАЛИНИН Сергей Алексеевич, старший мичман; КИСЛИНСКИЙ Сергей Александрович, мичман; КИРИЧЕНКО Денис Станиславович, старший лейтенант; КИЧКИРУК Василий Васильевич, старший мичман; КОЗАДЕРОВ Владимир Алексеевич, старший мичман; КОЗЫРЕВ Константин Владимирович, мичман; КОКУРИН Сергей Сергеевич, капитан-лейтенант; КОЛЕСНИКОВ Дмитрий Романович, капитан-лейтенант; КОЛОМЕЙЦЕВ Алексей Юрьевич, матрос; КОРОБКОВ Алексей Владимирович, старший лейтенант; КОРОВЯКОВ Андрей Владимирович, старший лейтенант; КОТКОВ Дмитрий Анатольевич, матрос; КУБИКОВ Роман Владимирович, матрос; КУЗНЕЦОВ Виктор Викторович, старший мичман; КУЗНЕЦОВ Виталий Евгеньевич, старший лейтенант; ЛАРИОНОВ Алексей Александрович, матрос; ЛЕОНОВ Дмитрий Анатольевич, старшина 2 статьи к/с;ЛОГИНОВ Игорь Васильевич, матрос; ЛОГИНОВ Сергей Николаевич, капитан-лейтенант; ЛЮБУШКИН Сергей Николаевич, капитан-лейтенант; ЛЯЧИН Геннадий Петрович, капитан 1 ранга; МАЙНАГАШЕВ Вячеслав Виссарионович, гл.ст. к/с;МАРТЫНОВ Роман Вячеславович, матрос; МИЛЮТИН Андрей Валентинович, капитан 3 ранга; МИРТОВ Дмитрий Сергеевич, матрос; МИТЯЕВ Алексей Владимирович, старший лейтенант; МУРАЧЕВ Дмитрий Борисович, капитан 3 ранга; НАЛЕТОВ Илья Евгеньевич, матрос; НЕКРАСОВ Алексей Николаевич, матрос; НЕУСТРОЕВ Александр Валентинович, главный старшина к/с;НЕФЕДКОВ Иван Николаевич, матрос; НОСИКОВСКИЙ Олег Иосифович, капитан-лейтенант; ПАВЛОВ Николай Владимирович, матрос; ПАНАРИН Андрей Владимирович, старший лейтенант; ПАРАМОНЕНКО Виктор Александрович, мичман; ПОЛЯНСКИЙ Андрей Николаевич, мичман; ПШЕНИЧНИКОВ Денис Станиславович, капитан-лейтенант; РВАНИН Максим Анатольевич, старший лейтенант; РЕПНИКОВ Дмитрий Алексеевич, капитан-лейтенант; РОДИОНОВ Михаил Олегович, капитан-лейтенант; РОМАНЮК Виталий Федорович, мичман; РУДАКОВ Андрей Анатольевич, капитан 3 ранга; РУЗЛЕВ Александр Владимирович, старший мичман; РЫЧКОВ Сергей Анатольевич, мичман; САБЛИН Юрий Борисович, капитан 2 ранга; САДИЛЕНКО Сергей Владимирович, капитан-лейтенант; САДКОВ Александр Евгеньевич, капитан 3 ранга; САДОВОЙ Владимир Сергеевич, старшина 2 ст. к/с;САМОВАРОВ Яков Валерьевич, мичман; САФОНОВ Максим Анатольевич, капитан-лейтенант; СВЕЧКАРЕВ Владимир Владимирович, старший мичман; СИДЮХИН Виктор Юрьевич, матрос; СИЛОГАВА Андрей Борисович, капитан 3 ранга; СОЛОРЕВ Виталий Михайлович, капитан-лейтенант; СТАНКЕВИЧ Алексей Борисович, капитан М/С;СТАРОСЕЛЬЦЕВ Дмитрий Вячеславович, матрос; ТАВОЛЖАНСКИЙ Павел Викторович, мичман; ТРОЯН Олег Васильевич, мичман; ТРЯНИЧЕВ Руслан Вячеславович, матрос; ТЫЛИК Сергей Николаевич, старший лейтенант; УЗКИЙ Сергей Васильевич, старший лейтенант; ФЕДОРИЧЕВ Игорь Владимирович, старший мичман; ФЕСАК Владимир Васильевич, старший мичман; ФИТЕРЕР Сергей Геннадьевич, капитан-лейтенант; ХАЛЕПО Александр Валерьевич, матрос; ХАФИЗОВ Наиль Хасанович, старший мичман; ХИВУК Владимир Валерьевич, мичман; ЦЫМБАЛ Иван Иванович, старший мичман; ЧЕРНЫШОВ Сергей Серафимович, старший мичман; ШАБЛАТОВ Владимир Геннадьевич, мичман; ШЕВЧУК Алексей Владимирович, капитан-лейтенант; ШЕПЕТНОВ Юрий Тихонович, капитан 2 ранга; ШУБИН Александр Анатольевич, капитан 2 ранга; ШУЛЬГИН Алексей Владимирович, матрос; ЩАВИНСКИЙ Илья Вячеславович, капитан 3 ранга; ЯНСАПОВ Саловат Валерьевич, гл.кор. ст. к/с
Так закончилась история подводной лодки, на которую российское военное руководство возлагало особые надежды. А причины ее гибели до сих пор окутаны чередой тайн и случайных совпадений.
Альтернативные версии гибели подводной лодки
Так случилось, что катастрофа «Курска» стала одной из самых больших загадок в российской истории. И причин для этого оказалось более, чем достаточно.
Во-первых, действия руководства России подчас не поддаются логическому обоснованию.
Во-вторых, очень много сомнений порождает спасательная операция, которая, казалось, искусственно затягивалась, насколько это возможно.
В-третьих, российские военные крайне неохотно отнеслись к идее поднять субмарину, хотя логично предположить, что это упростило бы следствие и пролило бы свет на причину трагедии. В итоге, решено было поднимать АПЛ по частям, с отпиленной носовой частью, а это как минимум настораживает.
Оправдания руководства страны, что это была необходимость из-за непонятного состояния атомного двигателя все же оставляли сомнения.
В-четвертых, на сегодня известно огромное количество материалов, похожих на правду, доказывающих пребывание в акватории Баренцева моря американских подводных лодок, которые могли по чистой случайности послужить причиной гибели флагмана российского флота.
Подъем деталей

Узнать всю правду о трагедии с «Курском», вероятно, не получится уже никогда. Понять, что это было: возможное начало Третьей Мировой войны или банальная безалаберность, скорее всего, не удастся даже будущим поколениям.
И вся эта загадочность, безусловно, порождает большое количество конспирологических версий и теорий с массой доказательств и опровержений. Самые популярные альтернативные версии трагедии с «Курском» следующие:
Случайное столкновение с американской субмариной-шпионом;
Преступная халатность при установке боевых торпед;
Умышленный саботаж учений. Известно, что на флоте были представители Китая, которые были заинтересованы в заключении больших контрактов на поставки русского оружия. Вероятно, из-за действий некой третьей стороны подводная лодка по неизвестной причине была ликвидирована. Разумеется, на высшем уровне правда была раскрыта быстро, но дальше последовала политическая игра, а народу «скормили» наиболее правдоподобную версию произошедшего.
Пожалуй, ни одна версия не была столь популярна, как вероятное столкновение со слишком «любопытными» натовскими субмаринами.
Точно известно, что масштабные учения на Севере России привлекли особое внимание со стороны США.
Позже выяснилось, что подводная лодка «Мемфис» имела задачу максимально близко приблизиться к арене учений и наблюдать за разворачивающимися событиями. С этого момента начинаются самые спорные гипотезы, которые зачастую подкрепляются множеством фактов.
Внутри лодки

Многие очевидцы и спасатели утверждают, что слышали сигналы бедствия с «Курска», а это означает, что экипаж мог оставаться в живых долго. Это не вяжется с официальным заключением, что практически все моряки погибли мгновенно от взрывов и затопления.
С другой стороны, сигналы бедствия могли исходить с поврежденного «Мемфиса», который либо столкнулся с русской подводной лодкой, либо был подбит ответным запуском торпеды.
О возможной «перестрелке» говорит и доказанный факт фиксации двух взрывов.
Кроме того, в акватории неподалеку от места катастрофы был найдет спасательный буй, выпущенный с подводной лодки. В свою очередь, в большинстве источников утверждается, что на «Курске» буй остался на своем месте.
Большой резонанс вызвала и официальная версия взрыва учебной торпеды на борту АПЛ. В некоторых источниках можно встретить факты, которые гласят просто о недопустимом разгильдяйстве на российском флоте.
Новейшая торпеда, заправляемая водородным топливом, была поставлена неправильно, что привело к утечке горючего вещества, его дальнейшему воспламенению, а потом и детонации основного боезаряда. Согласно этой теории подводная лодка не была приспособлена к установке вооружения такого класса, а при подготовке к учениям был допущен ряд вопиющих ошибок, которые, накладываясь друг на друга, в итоге привели к трагическому исходу.

Через некоторое время после трагедии набрала высокую популярность версия, согласно которой Владимир Путин умышленно скрывал от общественности истинные причины катастрофы в Баренцевом море. В пользу данной теории говорит тот факт, что все большие начальники, которые имели доступ к информации или вели спасательные работы, были отправлены на отдых вскорости после окончания расследования.
Принятое, безусловно, президентом решение, согласно которому субмарину поднимали в распиленном состоянии – тоже заставило общественность усомниться в прозрачности расследования.
Всему экипажу присвоили ордена мужества посмертно, а капитан удостоился чести стать героем России. И даже здесь создавалось впечатление, что правительство пытается выкрутиться, потому что формально высокие звания давались за учения в Средиземном море в 1999 году.
Существует большое количество доказательств того, что руководство России плотно контактировало с американскими спецслужбами сразу после случившегося. Кроме того, стало известно, что через несколько дней США простили России большой долг, а директор ЦРУ тайно посещал Россию уже через несколько часов после случившегося, когда лодку еще даже не искали. В свою очередь, это заставляет поверить, что президент России умышленно принял во внимание версию с ошибкой собственных военных и придал ее огласке для того, чтобы избежать вероятного военного конфликта с США.
Минута молчания

Народное недовольство спровоцировало и последовавшее значительно позже интервью Владимира Путина известному американскому журналисту и телеведущему Ларри Обрайану. На вопрос ведущего «Что случилось с подводной лодкой «Курск»?», президент России с ухмылкой ответил: «Она утонула».
Широкий общественный резонанс вспыхнул вновь, когда были подняты тела подводников. Среди прочего стало известно о письме капитана Дмитрия Колесникова. Народные умы взбудоражила часть записки, которая сразу подверглась грифу «Секретно». Руководство сослалось на то, что вырезанная часть письма носит сугубо личный характер, но жена капитана до сих пор не получила оригинал записки своего мужа.
Кто знает, возможно, выжившие моряки, в полной темноте, на ощупь, написали слова, которые простым людям знать не положено.
Память

Трагическая гибель новейшей российской субмарины не оставила равнодушным, казалось бы, никого. С той поры написано много стихов и книг, которые посвящены памяти погибших моряков. Широкий успех в кинотеатрах получил снятый по мотивам трагедии фильм «72 метра».
Народная память увековечена в множестве памятников и монументов, которые установлены по всей стране.
Наиболее известные из них расположены в Москве, Курске, Северодвинске и Мурманске.
Все это свидетельство того, что трагедия с АПЛ «Курск» — большая рана в памяти народа России, именно поэтому в этой истории так много непонятого и непринятого, а недосказанное до сих пор отзывается болью и бессилием в умах миллионов человек.

Спасибо всем, кто дочитал, кто вместе со мной вспомнил наших ребят, которые так и не дождались помощи.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Версия с американской подлодкой наиболее предпочтительна.
Более чем.
Помним... Скорбим...
Захлебнулось Баренцево море
Мертвою титановой волной.
И Россия, черная от горя,
Мысленно в пучине ледяной.
Там еще сердца стучат
надрывно.
Там не верят в свой
последний час.
И, реактор заглушив от взрыва,
Умирая, думают о нас...
Благодарю Вас, Иван Николаевич, очень красивый душевный стих.
Вечная память...
Татьяна Черкасова
Последнее письмо
с АПЛ «Курск»
«…Лежим на грунте, счёта времени не зная.
Над корпусом – сто восемь глубина.
Пишу на ощупь. Береги себя, родная.
Ведь ты мне больше воздуха нужна.
Давлением закладывает уши.
Плюс восемь и не видно ни шиша.
Стучим ключом: Спасите наши души!-К тем, у кого за нас надеется душа.
Здесь как в гробу. Смят корпус субмарины.
На этот раз тяжёлая вода...
За «сильную» прости меня, любимая,
За смерть, а остальное – ерунда...
Который час дышу тобой, моя родная,
Здесь, в Баренцевом … в общем, глубина…
Ведь ты не веришь в смерть мою? я знаю.
И ты мне больше воздуха нужна….
Ребята надеялись до последнего, что помощь во время придёт,но увы...
Людей в России никогда не ценили..
Нечванства ради а гордости гордого народа.
Такая цивилизационная культура.
Это точно.