Севастополь, как колыбель для кораблей.
Гра́фская при́стань — памятник истории и архитектуры в Севастополе. Находится на западном берегу Южной бухты, на площади адмирала Нахимова. Пристань обязана названием графу М. И. Войновичу, командующему Севастопольской эскадрой в 1786—1790 годах и Черноморским флотом в 1789—1790 годах, который причаливал здесь, приезжая со своего хутора на Северной стороне. Официальное название пристани —Екатерининская было малоупотребительно. В 1925 году Екатерининскую пристань переименовали в пристань III Интернационала. В 1990-е ей вернули историческое название.
Графская пристань была построена в 1783 году как деревянный шлюпочный причал. В 1787 году к приезду в Севастополь Екатерины II деревянные ступени пристани были заменены каменными.
В 1846 году по проекту инженер-полковника Джона Уптона, утверждённому в октябре 1844 года, была построена новая пристань как парадный вход в Севастополь со стороны моря. Сдвоенная колоннада дорического ордера образует пропилеи, парадный вход на пристань. Колонны несут антаблемент, увенчанный аттиком, на который нанесена дата постройки. Перед колоннадой четырьмя пологими маршами к морю спускается широкая парадная лестница, украшенная мраморными львами работы итальянского скульптора Фердинандо Пелличио (1808—1892). Графская пристань сложена из инкерманского камня.
В период первой обороны Севастополя через Графскую пристань проходило снабжение всех бастионов боеприпасами и продовольствием. В ночь на 26 августа 1855 года вражеская ракета подожгла баржу с порохом, стоявшую у Графской пристани, что вызвало взрыв и значительные разрушения.
Разрушенная в годы Великой Отечественной войны, Графская пристань была отремонтирована в послевоенные годы. В 1968—1969 годах, по проекту архитектора В. М. Артюхова и инженера А. И. Михайленко, был выполнен ремонт лестницы, а в 1987—1988 годах отреставрирована колоннада.
Графская пристань является главной пристанью города. Здесь начинается военно-морской парад кораблей Черноморского флота России в День Военно-Морского флота, собираются ветераны Великой Отечественной войны. Рядом с Графской пристанью находятся Портофлотские причалы, которые связывают центр Севастополя с площадью Захарова, посёлком Голландия, Инкерманом.
С октября 2015 года — объект культурного наследия федерального значения.


С пристани всегда можно покататься на катере и посмотреть дрейфующие корабли. И, так отправимся на прогулки по бухте Севастополя.

Госпитальное судно "Енисей" было построено на судоверфи "Адольф Барский" в Щецине, Польша в 1980 году. 31.01.1981 г. на судне был поднят Государственный флаг CССР. 23.02.1981 г. судно зачислено в состав вспомогательного флота ЧФ, и на нем был поднят флаг вспомогательных судов ВМФ, а в августе 1981 года судно вошло в состав бригады обеспечения Черноморского флота. Первым командиром "Енисея", принявшим судно от промышленности, был Ежель Анатолий Иванович. Первым начальником госпиталя - Леськов Иван Акимович.
Судно оснащено современным навигационным, штурманским и медицинским оборудованием. На судне размещены: госпиталь на 100 коек, профилакторий на 200 мест, поликлиника, имеется вертолетная площадка, ангар и один вертолет КА-25. В составе госпиталя имеются 11 лечебных отделении, аптека и хозяйственное отделение, три операционных зала, реанимация.
Основными задачами госпитального судна являются:
1. Прием, оказание квалифицированной и отдельных видов специализированной медицинской помощи и лечение личного состава кораблей и береговых частей в удаленных районах базирования.
2. Оказание неотложной медицинской помощи личному составу аварийных надводных кораблей и подводных лодок в
море.
3. Углубленный медицинский осмотр и внутрипоходовой отдых личного состава подводных лодок и лётного состава авианесущих кораблей, находящихся в длительном плавании.
4. Оказание консультативной медицинской помощи военным контингентам и населению в прибрежных и островных районах при возникновении в них групповых инфекционных заболеваний и особо опасных инфекций.
5. Транспортировка групп усиления, медицинских частей, а также медицинского имущества для снабжения кораблей в море.
6. Эвакуация раненых и больных с кораблей и береговых частей, расположенных на зарубежных территориях.
Уникальная особенность "Енисея" - его госпиталь с медицинским оборудованием и возможностями, который предназначен для медицинского обеспечения личного состава Вооруженных Сил в морях, океанах и пунктах маневренного базирования боевых кораблей ВМФ. Также может быть использован для выполнения эвакуационных задач флота и сухопутных войск.
После ходовых испытаний на Балтийском море, пройдя государственные испытания, "Енисей" 17 мая 1981 года вышел с Балтики для осуществления перехода в Средиземное море, для решения задач боевой службы в составе Средиземноморской эскадры ВМФ СССР. Перед Перед экипажем были поставлены задачи по медицинскому обеспечению надводных кораблей, подводных лодок и судов, обеспечению отдыха подводников. Первая боевая служба длилась 91 сутки. Экипаж судна в этот период в Индийском океане обеспечивал медицинским обслуживанием моряков Индийской эскадры ВМФ. По окончанию боевой службы "Енисей" пришел в Севастополь.
В 1982 году "Енисей" совершил переход на Северный флот, где участвовал в ряде показных мероприятий.
За 20 лет службы "Енисей" выполнял задачи в трех океанах, совершил переходы с Балтики в Севастополь и из Севастополя на Северный флот, 16 раз выполнял задачи боевой службы в Средиземном море, а так же выполнял специальное задание правительства СССР по борьбе с малярией на острове Дахлак в Красном море.

Судно совершило заходы в иностранные порты семи государств мира (Алжир, Югославия, Сирия, Йемен, Тунис, Эфиопия, Польша). Только за приделами Черного моря экипаж судна находился 1210 суток. За период длительного плавания в операционных госпиталя в сложных морских и океанских условиях выполнено более 1200 операционных вмешательств, из них 250 полосных. В полном объеме работал профилакторий госпиталя, за этот период поправили свое здоровье и отдохнули в условиях плавания тысячи подводников и авиаторов. В ходе выполнения задач боевой службы было пройдено 124369 миль, оказана медицинская помощь экипажам 189 боевых кораблей и подводных лодок - это более 20 тыс. военнослужащих. В ходе несения боевой службы на корабли было подано 1370 т различных грузов, в первую очередь медицинское имущество. В период военных действий в зоне грузино-абхазского конфликта в 1992 году экипажем "Енисея" с госпиталем из горячих точек было вывезено более 7 тыс. человек.
На борту "Енисея" находились высокопоставленные гости. В 1981 году судно посетил Генеральный консул СССР в Анабе (Алжир) Костягин П. Осмотрев судно, поликлинику, отделения госпиталя и профилакторий, он оставил благодарственную запись в Книге почетных гостей судна. В том же 1981 году "Енисей" в порту Тиват (Югославия) посетил ГК ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков. В 1983 году судно в Средиземном море посетил начальник-Главного штаба ВМФ адмирал В. Н. Чернавин с группой адмиралов ГШ ВМФ. В 1984 году на борту "Енисея" побывал командующий ВМС САР дивизионный генерал флота Мустафа Вазир Гаяра. В декабре 1984 года "Енисей" в п. Мензель-Бургиба посетил Чрезвычайный и Полномочный посол СССР в Тунисской Республике Тунис В. Кизиченко.
В 1990 году судно было зафрахтовано Крымским отделением общества "Милосердие" для оздоровления детей, пострадавших при аварии на Чернобыльской АЭС. В четырех двухнедельных лечебно-оздоровительных круизах вдоль берегов Черного моря поправили свое здоровье 1200 детей.
Судно выполняя задачи длительного плавания в водах Балтийского, Черного, Средиземного, Красного морей, Атлантического, Индийского и Северного Ледовитого океанов, побывало более чем в 10 портах стран мира. За это время стационарное лечение в госпитале получили более 1000 больных. На борту судна на профилактическом отдыхе находилось свыше 2200 корабельных специалистов. Только в длительных плаваниях за пределами Черного моря экипаж "Енисея" выполнял свойственные ему за дачи 1210 суток. Им пройдено без малого 125 000 миль.
В настоящее время базируется на Южную бухту Севастополя. Команда судна - гражданская, в штате госпиталя - все военнослужащие, используется для расширения полномочий 1472 ВМКГ им. Н.И.Пирогова.
Госпитальное судно "Енисей" планируется к ремонту с модернизацией.

Фрегат «Херсонес», построенный для ознакомления и обучения кадетов морскому делу. Приписным адресом «Херсонеса» является город – курорт Сочи. Фрегат «Херсонес» - это известный на весь мир корабль, имеющий в своей истории огромное достижение нашего времени. «Херсонес» под полными парусами и с выключенными двигателями огибает южноамериканскую оконечность - мыс Горн, в 1997 году, проплыв из Тихого океана в Атлантический. В 1949 году, однотипный по назначению «Памир». Капитан, руководивший обходом, М.И. Сухина, имеет международный морской титул «Альбатрос». Все попытки других подобных кораблей, проделать путь «Херсонеса» не увенчались успехом, они не смогли избежать включения механизмов для того, чтобы преодолеть этот непростой участок. В 1991 году «Херсонес» отошел Украине, и был на балансе Керчи и на протяжении 15 лет использовался как круизное судно, взятое в аренду немецкой компанией «Инмарис». Корабль ходил в морские круизы с немецкими туристами и курсантами вдоль европейских и африканских берегов. В период эксплуатации немецкая компания отреставрировала корабль и перекрасила в более броский ярко-красный цвет с золотистой полосой. А с 2006 года, после разногласий с украинской властью и «Инмарисом» «Херсонес» стоял и гнил в Керченском отстойнике. С воссоединением Крыма с Россией на Севморзаводе, парусник возродили. В данное время парусник продолжает служить, как школа для будущих моряков. Первые курсанты вступили на трап корабля в августе 2016 года, тогда же судно было освящено. В этом же году судно вновь приняло участие в международной яхтенной регате.

Большой десантный корабль "Азов"
Водоизмещение: 4080 т.
Размеры: длина - 112,5 м, ширина - 15 м, осадка - 3,7 м.
Скорость полного хода: 18 узлов.
Дальность плавания: 6000 миль при 12 узлах.
Силовая установка: 2 дизеля, 2 винта, 19200 л.с.
Вместимость: до 500 тонн техники и грузов и 225 десантников, танковый трюм длина - 95 м, ширина - 4,5 м, высота - 4,5 м.
Вооружение: 1 76-мм артустановка АК-176, 2 х 6 30-мм артустановки АК-630, система залповой стрельбы УМС-73 "Град", 4 х 8 ПУ ПЗРК.
Экипаж: 87 чел.
Большой десантный корабль "БДК-54" проекта 775/III был заложен 22.11.1988 г. в Гданьске (Польша) на "Северной верфи". Спущен на воду 19.05.1989 г., вступил в строй 12.10.1990 г. Вошел в состав Черноморского флота.
23.11.1998 г. корабль был переименован в "Азов", получив это имя от одноименного большого противолодочного корабля ЧФ.
В 2001 году участвовал в операции по перевозке российской военной техники с территории Грузии.
В настоящее время большой десантный корабль "Азов" входит в состав 197-й бригады десантных кораблей ЧФ и активно используется в учениях и боевой подготовке флота.

Ракетный крейсер "Слава" ("Москва")
Водоизмещение: 11280 т.
Размеры: длина - 186 м, ширина - 20,8 м, осадка - 6,28 (габаритная – 8,4) м.
Скорость полного хода: 32,5 узла.
Дальность плавания: 8070 миль при 18 узлах, 2500 миль при 30 узлах, 2200 миль при 32,5 узлах.
Силовая установка: газотурбинная, 2 х 71000 л.с., 2 вала.
Вооружение: 8 х 2 пусковых установок комплекса "Вулкан" (16 ракет П-1000), 8 пусковых установок Б-204 зенитно-ракетного комплекса "Форт" (боекомплект 64 зенитных ракеты 5 В 55 РМ), 2x2 пусковых установки ЗИФ-122 зенитно-ракетного комплекса "Оса-М" (боекомплект 48 зенитных ракет 9 М 33), 1x2 130-мм артустановка AK-130 (боекомплект 600 выстр.), 6 6-ствольных 30-мм артустановок АК-630 (боекомплект 48000 выстр.), 2x5 533-мм торпедных аппарата (боекомплект 10 торпед СЭТ-65), 2x12 реактивные бомбометные установки РБУ-6000 (боекомплект 144 реактивных глубинных бомб РГБ-60), 1 противолодочный вертолет Ка-27 ПЛ (или поисково-спасательный Ка-27 ПС).
Экипаж: 485 чел.

В начале декабря 1989 г. ракетный крейсер "Слава" принимал участие в обеспечении первой встречи Генерального секретаря Компартии СССР Михаила Горбачева с президентом США Джорджем Бушем на о. Мальта.
В 1990 г. "Славу" поставили на стапеля Николаевского завода для частичной модернизации. Плановые восемь месяцев превратились в восемь с половиной лет. Финансирование не поступало вообще, и первые пять лет крейсер сохранялся только благодаря самоотверженности экипажа. Шефская помощь столичной мэрии и лично Юрия Лужкова позволили найти средства для окончания ремонта.
22 июня 1995 г. приказом Главнокомандующего ВМФ РФ крейсер получил новое имя - "Москва". 12 июня 1997 г. на корабле был поднят Андреевский флаг.
19 июля 1999 г., после нескольких переносов времени выхода, "Москва" наконец покинула Николаев. В районе Очакова крейсер приняли флотские буксиры, и спустя три дня, 21 июля, корабль известил вечерний Севастополь о своем возвращении залпами салютных пушек. 25 июля, в День ВМФ России, флагман ЧФ России стоял в парадном строю в Севастопольской бухте.
В апреле 2000 г. впервые за 10 лет "Москва" вышла в море для проверки ходовых механизмов. После проверки оружия, в ноябре крейсер вошел в состав сил постоянной готовности.
В 2002 г. "Москва" снова вышла в на боевую службу в Средиземное море, а в 2003 году в составе соединения кораблей ЧФ участвовала в совместных учениях с Тихоокеанским флотом и ВМС Индии в Индийском океане.
С 9.08 по 10.09.2008 г. крейсер в составе группировки кораблей ЧФ принял участие в проведении миротворческой операции российских войск на территории Южной Осетии, направленной на принуждение грузинских властей к миру.
С 8.02 по 24.02.2014 г. крейсер выполнял задачи по обеспечению проведения зимних Олимпийских игр в Сочи.
ГРКР "Москва" с сентября 2015 г. по январь 2016 г. выполнял задачи боевой службы в восточной части Средиземного моря по противовоздушному прикрытию с морского направления авиабазы российских Воздушно-космических сил в Хмеймим (Сирия).
Всего на счету корабля 19 боевых служб, в том числе в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах.
22.07.2016 г. министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу вручил орден Нахимова гвардейскому ракетному крейсеру "Москва" в соответствии с Указом Президента России "За заслуги в обеспечении безопасности государства, высокие показатели в боевой подготовке, мужество и самоотверженность, проявленные личным составом в ходе выполнения учебно-боевых задач". Церемония прошла в Севастополе на борту крейсера.
В настоящее время корабль находится в составе 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота РФ.




Гидрографическое судно «Донузлав» (вооружения не имеет). В ВМФ с 1983 года.
Постоянно ходит в дальние морские походы. Гидрографических работ приходится проводить много. Это судно "снималась" в знаменитом советском боевике Пираты ХХ века.



Ну и не много фото современных яхт и кораблей, а также бухты с разных сторон.



Надеюсь экскурсия была познавательная и вам захотелось посетить славный город - герой Севастополь.
Использованы материалы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Графская_пристань, https://www.kchf.ru/photos/photo_vspomog/enisey_04.htm
https://www.kchf.ru/ship/desant/azov.htm
https://otzovik.com/review_4675164.html
Вы бывали в Севастополе?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Какие хорошие тексты о путешествиях. Вам можно открывать личный канал на Ютубе.
Была в Севастополе. Город очень понравился. Сейчас у меня подруга живёт в этом городе. Зовёт в гости).
Очень интересная статья

Севастополь очень интересный город, кто в нем не был, советую обязательно побывать.
Отличные фото и рассказ! Была в Севастополе, но еще в школьные годы, на экскурсии с классом.