Владимир
ВладимирПодписчиков: 4828
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг9.2М

Кинокомпании СССР, ч.1

782 просмотрa
199 дочитываний
61 комментарий
Эта публикация уже заработала 13,50 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Азербайджанфильм

Азербайджанфильм им. Джафара Джаббарлы (азерб. Azərbaycanfilm) — азербайджанская киностудия художественных и документальных фильмов.

История

Основана в 1920 году в Баку при Наркомпросе республики. Изначально называлась Азербайджанское фото-киноуправление в 1923—1926, «Азгоскино» (1926—1930), «Азеркино» (1930—1934). «Азгоскинпром» (1934), «Азерфильм» (1935—1939), «Бакинская киностудия» (1939—1959). С 1960 года — «Азербайджанфильм» им. Дж. Джабарлы.

В разные времена на киностудии снимались как документальные фильмы (например: «Покорители моря»), так и известные музыкальные фильмы, а также выпуски киножурналов «Мозалан» и «Фитиль».

Деятельность

В связи с 90-летием киностудии азербайджанский телеканал «Space» организовал показ фильмов, снятых в различные годы на ней.

В мае 2013 года на кинофестивале в Каннах был открыт собственный павильон.

В 2013 году на киностудии было снято 2 полнометражных и 8 короткометражных фильмов. С 2013 года также Азербайджанфильм организовал прокат фильмов в регионах Азербайджана.

Перед зданием киностудии поставлен памятник Джафару Джаббарлы работы Камала Алекперова.

Арменфильм

Киностудия «Арменфильм» имени Амо Бекназаряна, — армянская киностудия художественных фильмов в Ереване.

История киностудии

1923 — в системе Главполитпросвета Наркомата просвещения Армении была создана организация «Госкино», в том же году создано общество «Госфотокино»

1928 — переименовано в киностудию «Арменкино»

1938 — переименовано в «Ереванскую киностудию»

1957 — переименовано в «Арменфильм»

1959 — сектор кинохроники и телефильмов выделен в самостоятельную Ереванскую студию документальных фильмов

1966 — присвоено имя Амо Бек-Назаряна

2005 — кинокомпания была продана компании «Armenia Studios» (являющейся частью холдинга «CS MEDIA CITY», который в свою очередь принадлежит нескольким представителям армянской диаспоры в США — Джерарду Гафесчяну и семье Саркисян. Новый владелец взял на себя обязательства в течение 10 лет вложить в студию 66 миллионов долларов.

На киностудии снимались игровые фильмы, документальные фильмы, короткометражные фильмы, мультфильмы

Беларусьфильм

Беларусьфильм (белор. Беларусьфільм) — советская и белорусская киностудия, основана в 1924 году.

История

«Беларусьфильм» — национальная киностудия Белоруссии.

После решения правительства Белорусской ССР от 17 декабря 1924 года об организации собственного кинопроизводста и создании для этого специального управления «Белгоскино» (в городе Минске здание «Белгоскино», не сохранившееся до наших дней, располагалось в районе пересечения улиц Карла Маркса и Ленина) сначала весной 1925 года была оборудована кинолаборатория для выпуска кинохроники в Минске, художественные же фильмы в 1926—1927 годах снимались на базе киностудий Москвы, и только в 1928 году в арендованном здании бывшего театра «Кривое зеркало» на канале Грибоедова в Ленинграде открылась собственно белорусская киностудия художественных фильмов «Советская Белорусь» (наименование «Советская Белорусь» киностудия носила с 1928 по 1946 год), находившаяся там до 1939 года и за этот период на ней было снято более 50 художественных фильмов.

Название «Беларусьфильм» киностудия обрела лишь в 1946 году. С 1996 года — Национальная киностудия «Беларусьфильм».

Премьера «першай нацыянальнай фільмы» — первого белорусского художественного фильма, который увидели кинозрители — «Лесная быль» состоялась в минском кинотеатре «Культура» 26 декабря 1926 года.

В советское время, кроме экранизаций произведений белорусских писателей, на студии было создано много детских фильмов и фильмов о войне (благодаря чему студию в шутку прозвали «Партизанфильм»). Кроме того, за без малого 85 лет здесь выпущены тысячи документальных, научно-популярных и учебных фильмов, а начиная с 1972 года — ещё и более 125 различных по технике мультипликационных лент.

В постсоветский период важнейшим полем деятельности и источником к существованию киностудии стали совместные проекты, прежде всего с российскими режиссёрами. Так, с использованием материально-технической базы студии и привлечением её персонала было снято двадцать два российских фильма. На «Беларусьфильме» работали такие крупные российские мастера, как Никита Михалков, Дмитрий Астрахан, отец и сын Тодоровские. Многие именитые кинорежиссёры из России предпочитают работать в Белоруссии.

В 2007 году киностудия выпустила семь художественных и пять анимационных фильмов и вышла из кризиса, закончив год с прибылью. С 1 сентября 2007 года на киностудии проводится реконструкция, с целью уплотнения.

Мировой финансовый кризис отразился на кинопроизводстве в России, что сказалось на объёме совместных проектов. Российские сценарии перестали поступать на студию, зато стали поступать белорусские. Однако руководство студии категорически не устраивает их качество: «Они подобны на „Очень русский детектив“, „Гитлер капут“. Такое мы ставить никогда не будем!».

В 2008 году киностудия выпустила 34 документальные, пять анимационных, четыре телевизионные и три полнометражные кинокартины. На производственно-технической базе киностудии «Беларусьфильм» за 2008 проводились съёмки 25 российских фильмов и сериалов.

В 2014 году белорусскому кино исполнилось 90 лет. В выпуск юбилейной DVD-коллекции под общим названием «Золотая дюжина Беларусьфильма» вошли двенадцать знаковых советских фильмов, любимых многими поколениями зрителей. На киностудии снимались игровые фильмы, мультфильмы; было налажено производство российских фильмов и сериалов. Также известна Студия документальных фильмов «Летопись»,

которая снимала полнометражные кинофильмы, короткометражные кинофильмы, видеофильмы, социальные ролики.

Награды

На XVIII Международном кинофестивале «Золотой витязь», прошедшем в Липецке и городах области, киностудия завоевала наибольшее количество наград среди всех участников. Всего белорусы представили вниманию жюри 14 работ. По итогам фестиваля художественный фильм «Кадет» белорусского режиссёра Виталия Дудина завоевал «Бронзового Витязя» и приз Парламентского Собрания Союза Беларуси и России за экранное воплощение темы Великой Отечественной войны. Кроме того, дипломы «За яркий дебют в кино» получили молодые актёры Полина Сыркина, Руслан Чернецкий и Андрей Сенькин.

Востоккино

Востоккино — Киноорганизация существовала в 1928—1934 года, была создана на базе двух кинокомпаний «Чувашкино» и «Немкино» для обслуживания национальных республик и областей РСФСР, так как фильмы, выпускаемые этими компаниями были слишком низкого качества и их существование было признано нецелесообразным. В задачи «Востоккино» входила помощь этим республикам и областям в развитии киносети и проката, а также производство художественных картин и культурных фильмов на материале истории и современности малых народов России. В 1930 году в состав треста вошла Ялтинская кинофабрика. Всего за время существования Востоккино им было произведено, частью самостоятельно, частью в содружестве с другими киноорганизациями, свыше двадцати пяти полнометражных фильмов. Фильмы как правило были невысокого качества, они в какой-то степени отражали жизнь, историю и быт народов, которым были посвящены, что способствовало лучшему пониманию друг-друга различными народами СССР.

Всеукраинское фотокиноуправление

Всеукраинское фотокиноуправление (ВУФКУ) — государственная кинематографическая организация, период существования с 1922 по 1930 год.

Основание

13 марта 1922 года ВУФКУ был создан на базе Всеукраинского кинокомитета, получив юридический статус от Украинского экономического совета 2 мая 1922 года. Государственная организация объединила всю отрасль, включая киностудии, кинопрокат, кинопромышленность, кинообразование и кинопрессу Украины и Крыма в период с 1922 по 1930 год.

В совет ВУФКУ входило пять человек, выбранных административной властью и утверждённых правительством.

В распоряжение организации попадают ателье Ермольева и Ханжонкова в Ялте, а также студии Гроссмана, Харитонова и Борисова в Одессе. Через 3 года ВУФКУ становится второй по мощности государственной кинофирмой в СССР после «Совкино», если взять за экономический критерий принцип самофинансирования.

Начало деятельности

ВУФКУ подписывает договоры про сотрудничество с Турцией и начинает переговоры с фирмами Кодак (Kodak) и Пате (Pathe). Но экономическая блокада, которую держат западные страны против СССР, приводит к тяжелым условиям для кинопроизводителей. За новые фильмы им предлагают лишь чистую плёнку. Регулярное производство фильмов начинается 15 июня 1923 года после получения плёнки и химикатов из Германии. Тем временем экономическая ситуация ухудшается в связи с массовым закрытием кинозалов из-за повышения налогов. Государственная монополия и непомерные налоги тормозят работу студий (в Крыму даже действовала двойная монополия московского Госкино и ВУФКУ).

Как только новая фискальная политика приводит к уменьшению налогов, начинает расти количество кинозалов. На протяжении 1924—1925 годов число кинозалов увеличилось с 110 до 714, в период с 1925 по 1927 года количество киноустановок в сёлах выросла с 215 до 715. Улучшенные фотоаппараты КОК закупают у компании Пате, частично изготовляют самостоятельно (в 1925 году их произвели 120 штук). В состав киноустановок входят киноэкран, киноаппарат для демонстрации фильмов, комплект запасных ламп (125 штук по 25 ампер каждая). Кинопоказ проводится бесплатно, дополнение кинопрограмм тоже бесплатное, а в 1929 году эксплуатацию киноустановок отдают под контроль сельскохозяйственной сети. На этот же год зарегистрировано 2336 киноустановок на Украине, в ВУФКУ работает уже около тысячи творческих, инженерно-технических работников и обслуживающего персонала.

Растет количество собственных выпущенных фильмов, в 1922 их было только 3, а в 1928 — уже 36. В течение 1928—1929 годов в прокат попадают 30 игровых полнометражных и 38 культурно-образовательных фильмов, которые смотрели 16 миллионов 890 тысяч зрителей (на тот момент киностатистика считала оптимальным прокатом какого-нибудь боевика 2 миллиона проданных билетов)

В эти же годы создается два новых завода для потребностей киноиндустрии: оптико-механический КИНАП в Одессе и завод по изготовлению киноплёнки «Свема» в г. Шостка.

С приходом НЭПа и свободного рынка республикам предоставляется прокатная монополия. Начиная с 1923 года, ВУФКУ сохраняет эксклюзивность кинопроката, благодаря чему получает прибыль от собственной продукции (от 12 % в 1924 году до 34 % в 1937 году). Прокатом занимаются и национализированные и частные компании (такие как «Билиани и К°», «Эллин», «Донатель», «Левин и К°»), они ведут безжалостную конкуренцию за влияние на иностранные фирмы.

В 1924 году ВУФКУ взяла контроль над тиражированием контратипов, ликвидируя тем самым систему подпроката. Так же организация привлекла талантливых писателей из влиятельных литературных групп «Гарт» и «Плуг» для создания нового репертуара Ю. Яновского, В. Радыша, М. Йогансена, Г. Косынку, О. Досвитного, В. Ярошенко, И. Бабеля, О. Корнейчука. На объявленный сценическим советом призыв отовсюду начали приходить рукописи сценариев — в течение только одного года пришло около 1300 сценариев, в основном от неизвестных авторов, лишённых какой-либо творческой или общественно-политической ценности.

С 1925 года ВУФКУ начало выпускать собственный ежемесячный журнал «Кино». Постоянным автором и фактическим редактором журнала был Н. Бажан. Кроме него на страницах журнала регулярно печатались не только журналисты, режиссёры, писатели, которых активно привлекали к участию в кино, но и работники производственной и административной сфер. Авторы боролись за возможность выхода на международные рынки для союзных республик, рассказывали о дискриминационных мерах союзных указов, касающихся украинского кино, а также бюрократизм и формализм в отношении творчества. В конце 1920-х годов протест против посягательств на независимость украинского кино был одной из главных тем журнала. Номера журнала «Кино», в которых освещалась борьба ВУФКУ против централизации, были изъяты из оборота на Украине (сейчас их можно прочитать в Москве в библиотеке имени Ленина). Журнал «Кино» получали парижская и лондонская библиотеки, академическая читальня в Праге, киночитальня в Берлине. В Киев и Одессу приходила зарубежная пресса с отзывами на украинские фильмы

В 1925 году создается конфликтная ситуация около национальных кинематографов республик, входящих в состав СССР. Одновременно с продлением монополий на прокат, вводится ряд внутренних таможенных границ между республиками Союза. Комиссариаты народного образования, в компетенцию которых входит подбор фильмов для проката, в первую очередь интересуются фильмами, которые отвечают их собственным критериям и языком, на котором написаны титры. Начинается перестройка киноорганизаций, характеризующаяся более строгим контролем над местными самоуправлениями, направленное на их тотальное отчуждение. В этом же году «Совкино» (созданное на базе объединения российских кинофирм) получает монополию проката, экспорта и ввоза кинокартин. Устанавливаются квоты: за 20 российских картин, продемонстрированных на Украине, украинских в России показывают только 6. Качественные фильмы, заказанные ВУФКУ, со временем запрещает московский Репертком. ВУФКУ решает вести собственную репертуарную политику. Оно отказывается или откладывает импорт российских картин (так, например, это случилось с известным фильмом С.Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин»). Происходит ряд, компрометирующих обе стороны предупреждений от правительства, но ситуации это не улучшает: Госкино и ВУФКУ игнорируют друг-друга годами. Не улучшает ситуацию и договор, подписанный 25 мая 1927 года между ВУФКУ и Госкино про обмен фильмами. В 1924—1925 годах украинские фильмы составляли 7 % в кассовых поступлениях российских кинозалов, в 1927 — 39 %, в 1928 — 20 % от всей советской кинопродукции.

В конце 1927 года руководитель ВУФКУ О. Шоб прогнозировал, что в ближайшие годы Украина доведет кинопроизводство до ста фильмов в год. Экономика опиралась не только на внутренний рынок, а и на зарубежный — были подписаны соглашения со всеми киноорганизациями союзных республик, планировалось печатать по 70 копий каждого фильма. Не хватало плёнки: то что привозилось из-за границы распределялось так Совкино — 65 %, ВУФКУ — 20 %, остальное шло другим национальным киноорганизациям. Но это не останавливало руководителей украинской киноотрасли. «Все факторы говорят про то, что Украина из-за своих природных, технических и материальных возможностей в течение ближайших лет станет центром советской кинематографии» — сообщал журнал «Кино».

Украинское фильмопроизводство до 1926 года было сосредоточено на Одесской и Ялтинской студиях. 1 декабря 1928 года начала работу Киевская кинофабрика, которая в 1929 году должна была выпустить 11 художественных и 37 полнометражных культурно-образовательных фильмов.

Международный резонанс

В октябре 1926 года ВУФКУ переехало из Одессы в Киев, поскольку тут должно было начаться строительство кинофабрики. ВУФКУ приглашало в Киев зарубежных кинодеятелей. Журнал «Кино» писал в ноябре 1927 года про приезд известного французского кинокритика и теоретика Кино Леона Мусинака. Зарубежные коллеги советовали украинским кинематографистам ориентироваться на мировой кинорынок. Как свидетельствовал Евгений Деслав, корреспондент журнала в Париже, за дату выхода украинского кино на международный форум, следует считать вторую половину 1927 года — с этого времени про украинское кино регулярно пишет заграничная пресса.

С 1926 года Украина становится вторым после США поставщиком кинопродукции для Германии. В 1927 году ВУФКУ отослало в Париж и Берлин фильмы. Реакция деловых кругов была благоприятной: ряд французских, немецких, австрийских и чешских фирм показали желание закупить украинские фильмы для своего проката, журналы разных стран печатали двухнедельные обзоры текущей продукции ВУФКУ. Международный альманах «Все кино» за 1927 год имел адреса всех филиалов ВУФКУ, информацию и статистику украинского кино. В 1928 году для фирмы Пате-Норд (Pathe-Nord) закуплено 13 фильмов уже известных на Украине режиссёров П. Чардынина, Г. Гричер-Чериковера, Г. Тасина, Г. Стабового, Ф. Лопатинского, П. Долины, М. Терещенко, Д. Вертова, А. Довженко С 1929 года ВУФКУ экспортирует в США, Германию, Францию, Японию свои фильмы. На заработанные с продаж средства появляется возможность закупать материалы, чистую плёнку и новые фильмы. «Совкино» за 1926 год от заграничного проката получило больше 1 миллиона рублей, ВУФКУ прогнозировало: «Сто картин в год, пусть и не полностью использованных на заграничном рынке, дадут украинской кинематографии несколько миллионов валютой» (журнал «Кино», 1927, № 18).

Корреспондентами печатного органа ВУФКУ журнала «Кино» становятся Евгений Деслав в Париже, Мирослав Ирчан в Нью-Йорке и Канаде, Лео Кац в Вене. Они присылают свои репортажи на Украину, где их включают в строго контролируемые партией кинохроники «Маховик» (1924—1925 года), «Хроника ВУФКУ» (1925 год), «Кинонеделя» (1924—1929 года).

Развитие кинопрессы и кинокритики

Считается что именно развитие кинопрессы благоприятствовал развитию наиболее авангардной деятельности кино. Наилучшие периодические издания пестрят статьями про теорию, историю, эстетику, фильмологию и технику киносъёмок. Про это пишут «Зритель» (Одесса, 1922), «Фото-кино» (Харьков, 1922—1923), «Силуэты» (Одесса, 1922—1923), «Экран» (Харьков, 1923), «Кино» (Харьков, 1925—1927, Киев 1927—1933), «Кинонеделя», орган ВУФКУ (1927), эстафету которого приняла «Киногазета» (1928—1932), «Юголеф» (Одесса, 1924—1925). Очень активной является и деятельность кинокритиков: Н. Бажана (основателя украинской кинокритики и редактора журнала «Кино»), А. Вознесенского, О. Полторацкого, Л. Скрипника, Г. Затворницкого, Д. Бузько. Они поднимают вопросы и начинают дебаты, касающиеся эстетических и идеологических концепций Седьмого Искусства. Выходит значительное количество монографий и исследований на переломе 30-х годов: «Зарисовки по теории искусства» Л. Скрипника, «Кино — оружие масс» Д. Батурова, «Что такое кино?» Ю. Кривина, «Живет кино» и «Три оператора» М. Ушакова, «Самое важное из искусств» М. Буша, «Искусство экрана» А. Вознесенского, «Звуковое кино» Й. Сивого, «Трюки в кино» Н. Вороного, «Зарубежное кино» О. Фомичёвой, «Кино в селе» К. Солодаря, «Рождение украинского советского кино» Я. Савченко, «Голливуд на Чорном море» Ю. Яновского, «Актеры и продюсеры» П. Нечесы, «Записки кинорежиссёра» С. Орловича, «Александр Довженко» Н. Бажана.

Основные направления деятельности ВУФКУ

Игровое кино

В период с 1921 по 1929 годы на Украине расцветает настоящее национальное киноискусство во главе с выдающимися творцами золотого века ВУФКУ — режиссёрами Лесем Курбасом, Владимиром Гардиным, Петром Чардининым.

Из-за нехватки квалифицированных режиссёров и технического персонала на протяжении определённого времени украинское кинопроизводство выглядит не очень профессиональным. Государственный техникум кинематографии, подчинённый ВУФКУ, ещё не в состоянии насытить национальную киноиндустрию специалистами. Печатный орган ВУФКУ журнал «Кино» сообщал, что на базе Одесского кинотехникума будет создан киноинститут и отделение кино-фото-театра в Киевском художественном институте. Поэтому ВУФКУ вынуждено приглашать к себе на студии выдающихся деятелей русского кинематографа. В Ялте устраиваются режиссёр Владимир Гардин и оператор Борис Завелев, актёры Николай Панов, Олег Фрелих, Зинаида Баранцевич, Иван Худолеев. Петр Чардынин, Николай Салтиков и оператор Евгений Славинский поселяются в Одессе. На протяжении нескольких лет эти люди будут стимулировать кинопроизводство национального и европейского устремления, с большевистской доминантой.

Владимир Гардин, уже сформированный режиссёр, который имел свыше 30 поставленных ещё до революции картин, за два года осуществляет несколько постановок для ВУФКУ. Контракт с Гардиным прервется неожиданно, в период его подготовки к съёмкам «Тараса Бульбы».

Петр Чардынин имел свыше двухсот поставленных ещё до революции картин, признанный самым компетентным и самым заметным русским режиссёром, основоположник украинского и русского кинематографа, снял для ВУФКУ на Одесской киностудии 16 картин.

Исключением является работа для ВУФКУ театрального режиссёра, украинца Леся Курбаса, который начал интересоваться киноискусством в 1924—1925 годах. На протяжении этих лет Курбас вместе с ближайшими сотрудниками О. Ватулей, П. Долиной, К. Кошевским, П. Нятко, М. Терещенко, Ф. Лопатинським и В. Меллером снимает свои фильмы.

Начиная с 1925 года ВУФКУ приглашает к сотрудничеству также немецких кинематографистов: операторов Мариуса Гольдта и Иосифа Рону, декораторов Генриха Вайзенгерца, Гаакера, Ойстховского для Одесской кинофабрики, Николая Фаркаша и Г. Рейнгольдта для Ялтинской. Короткое время также работает на Одесской кинофабрике приглашённый из Турции режиссёр Эртугрула Мухсин-бей (ставит фильм «Спартак») и Александр Грановский, основатель еврейского театра в России, который снимает на Одесской кинофабрике фильм «Еврейское счастье» по заказу «Совкино» на американское финансирование.

После 1926 года происходит интенсивное привлечение к работе всего украинского творческого потенциала — писателей, журналистов, драматургов, фотографов, художников-декораторов. Планируется создание спецфонда сценариев на основе украинских произведений до-и послереволюционного периода и зарубежной литературы, идеологически безукоризненных и загодя одобренных властью. Следить за отбором материала поручено литературно-художественному совету, в состав которого входят представители партии, профсоюзов, комиссариатов народного образования, гигиены, прессы, а также «Общества друзей советского кино». Устанавливая идеологический надзор, партия направляет кинопроизводство в сторону осуждения независимых кругов. Так появляются заказанные ВУФКУ фильмы «П К П/Пилсудский купил Петлюру» Г. Стабового и А. Лундина, «Трипольская трагедия», снятая О.Анощенком, о зверствах петлюровцев. Появляется ряд агитмелодрам, среди которых «Синий пакет» Ф. Лопатинского, «Ордер на арест» Г. Тасина.

После периода относительно короткого формирования ВУФКУ доказывает, что овладело системой планирования кинопроизводства. Сметы полнометражных картин уменьшаются благодаря эффективности такой плановой работы (например, в 1925 году смета в среднем представляла 103 тысячи рублей, а в 1926 уже 69 тысяч). Половина сценариев пишется штатными писателями. Писатели положили начало тематическому ряду сценариев, на основе которых были снятые фильмы о безработице и забастовке в западноевропейских странах — «Борьба гигантов» В. Турина, «Гамбур» В. Баллюзека. Этот революционный и интернациональный дух будет ещё долго пронизывать все советское кино. Были популярными и темы коллективизации. Не остается и в стороне ВУФКУ в экранизации классиков литературы. Овладение современной проблематикой в украинском кинематографе происходит медленнее, чем в литературе или изобразительном искусстве. Только в 1927 году появляются картины на тему нынешнего времени, где порою рядом, неразделёнными стоят производственная и любовная линии. Борьба с капитализмом также часто переплетена с любовными интригами.

1927 и 1928 годы отмечены появлением фильмов-шедевров, которые получили мировую славу и международное признание: «Два дня» (1927) Георгия Стабового, снятого на Ялтинской кинофабрике и «Звенигора» Александра Довженко, снятая на Одесской кинофабрике ВУФКУ. Впечатление американских критиков «Таймса» от фильма Г. Тасина «Два дня», что демонстрировался в Нью-Йорке: «Художественная сторона фильма не была слишком нагружена пропагандой, как бы мы могли надеяться из страны Сталина. (…) Фильм „Два дня“ отличается от всех других советских фильмов, какие мы видели, тем, что он концентрирует драматизм не на массе, а на индивидууме». В этот же период для ВУФКУ работает Дзига Вертов (Давид Кауфман), ставя документальную картину «Одиннадцатый» о сооружении гидроэлектростанции. Леонид Могилевский ставит на основе 40 тыс. метров хроники о революционных событиях фильм «Как это было» в 1928 г. и «Документ эпохи», где использованные неизвестны общественности кадры хроники о входе белогвардейцев в Киев, провозглашение УНР в 1918 году и банкет у гетмана. Он же вместе с А. Довженко организует первую на Украине кинотеку, в которую входят 350 негативов ВУФКУ и приблизительно 2100 копий советских и заграничных фильмов.

Два раза для экранизации своих сценариев на Украину приезжает Владимир Маяковский, сначала в 1922 году, потом между 1926 и 1928 годами. Но как и в России, он сталкивается в ВУФКУ с непониманием и нерешительностью директоров, не находит режиссёра, способного экранизировать его новаторские сценарии. 10 сценариев ВУФКУ заказало Маяковскому, и только 2 из них экранизировало, загодя выхолостив сатирические элементы.

Анимационная кинематография

ВУФКУ также даёт дорогу молодым аниматорам. Ещё в 1926 году ВУФКУ организует анимационный комбинат во главе с В. Левандовским и В. Девяткиным а также с их художниками-фазировщиками С. Гуецким, Е. Горбачем, И. Лазарчуком. Для киножурналов, которые сопровождали показ фильмов, комбинат создаёт фильм об изучении украинского языка. Для создания своих работ В. Левандовський изобретает автоматический карандаш — далекого предвестника компьютерной анимации. Впоследствии его приглашают в Москву. В 30-е годы он будет участвовать в создании «Союзмультфильма». В 1929 году аниматоры Б. Зейлингер, Г. Злочевский и Д. Муха ставят первый на Украине объемный анимационный фильм «Клубничное варенье». Ещё один украинец по происхождению Александр Птушко оказывается в Москве, где создаст первую в мире полнометражную кукольную анимационную ленту «Новый Гулливер».

Культурно-образовательные фильмы

Культурфильмам в ВУФКУ уделяется особое внимание. Большая часть кинопроизводства в начале деятельности ВУФКУ (не менее 165 фильмов в течение первых трёх лет) попадает на научно-популярные, сельскохозяйственные, антирелигиозные, учебно-инструктивные и санитарно-образовательные ленты. Начиная с 1922 года для демонстрации таких фильмов даже обустраиваются специальные залы, а в обычных залах любой сеанс обязательно состоит из игрового фильма, хроникальной ленты и культурфильма. Фильмы созданы таким образом, чтобы их понимали малограмотные и необразованные зрители. ВУФКУ регулярно приглашали на международные конференции, посвящённые научно-популярному кино. Благодаря этому и украинские ленты имеют возможность экспортироваться за границу (например «Бешенство и борьба с ним» Д. Волжина для Института Пастера или «Аскания-Нова» Г. Тасина, которая была премирована в 1925 году в Париже)

Упадок и уничтожение ВУФКУ

Благодаря тому, что Украинская ССР на длительное время сумела сохранить свои дипломатические представительства и торгпредствительство за рубежом, украинские фильмы имели возможность демонстрироваться на выставках и кинематографических мероприятиях в Лейпциге, Милане, Париже, Кенигсберге, Вене, Праге, Марселе, Кельне, Мадриде. Украинское кинопроизводство было предметом заинтересованности австрийских историков и Пражского киномузея. Повсюду были публикации о ВУФКУ. Известные люди Франции регулярно пишут об украинском кино: Анри Барбюс, Леон Мусинак, Рене Маршан, Евгений Деслав. Последний даже создал филиал «Общества друзей советского кино» «Друзья украинского кино» и рекламирует фильмы, невзирая на отсутствие настоящих рынков сбыта в результате изоляции советских стран. В 1927 году нарком образования Н. Скрипник во время своего визита к Французской республике даже пытался установить прямые культурные связи между Советской Украиной и Францией. Украинский нарком пытался дать как можно больше информацию относительно фильмов ВУФКУ, которые слишком часто считали русской продукцией.

Тем временем в Москве в конце 1927 года появилась идея подчинить кино союзных республик центру. О. Шуб, директор ВУФКУ на то время, опротестовывает эти намерения на страницах журнала «Кино» : «Ясно, что задаваться вопросом об объединении всех национальных киноорганизаций под одним руководством, ставить это дело так и решать её легким движением руки, как это пытается тов. Луначарский — это все равно, что задаваться вопросом об объединении под единственным руководством школьного дела всех национальных республик. Установление какого-то единого управления всей союзной кинематографией приведет к разрушению этого участка национальной культуры, к гегемонии одной киноорганизации над всеми другими» (1927 № 21 — 22). Руководство ВУФКУ обратилось к Председателю Наркомобраза М.Скрипнику, отправлялись делегации в Москву, которые на разных уровнях отстаивали независимость кино. Но в марте 1928 года, после Всесоюзного партийного киносовещания, руководство ВУФКУ было изменено, О. Шуб был отправлен в отставку, а на его место пришёл Иван Воробьёв (успехи следующих 2-х годов — это результаты работы ещё предыдущего руководства). Пионеров, которые подняли ВУФКУ — Чардынина, Гардина, Лундина, Сазонова — называют реакционерами, ностальгирующими по дореволюционному кино. 1929 год стал годом большого перелома, в кино Украины свертывались достигнутые за семь лет деятельности ВУФКУ успехи — как творческие, так и экономические. Происходят многочисленные реорганизации на киностудиях, рассылаются циркуляры, в которых главными пунктами является идеологическая точность, культурная революция, комсомолизация и пролетаризация, а также контроль над совместным производством с заграницей. Начало конца золотого времени украинского возрождения в кино было положено.

Кино Украины было независимым, то есть подчинённым Наркомобразу Украины, формально — до 1933 года (год принятия постановления Совнарокма СССР «Об организации главного управления кінофотопромисловості при Совнаркоме СССР»), а фактически — до 1929 года. Но силы оказались неравными. Падение производства началось в 1929 г., длилось оно и в 1930-м. В ноябре 1930 года ВУФКУ было реорганизовано в «Украинафильм», подчинённое «Союзкино» (какое возникло на остатках «Совкино»), а ещё через несколько лет, с окончательной потерей экономической независимости, это учреждение прекратило своё существование.

Грузия-фильм

«Грузия-фильм» (груз. ქართული ფილმი) — киноконцерн художественных фильмов в Тбилиси.

История

Киноконцерн основан в 1921 году как киносекция при Наркомпросе Грузинской ССР. В 1923—1938 годах — трест АО «Госкинпром Грузии» (Тифлисская киностудия).

В 1938—1953 годах — Тбилисская киностудия. В 1948—1952 годах Тбилисская киностудия была единственной в СССР, которая ежегодно выпускала по 2 — 4 фильма (остальные киностудии союзных республик выпускали меньше или вовсе ничего).

С 1953 года — киностудия «Грузия-фильм». С 1930 года, помимо игровых, производит мультипликационные фильмы. В 1958 году на базе сектора кинохроники к/с «Грузия-фильм» создана Грузинская студия хроникально-документальных и научно-популярных фильмов.

Дальтелефильм

Дальтелефильм — советская, а позже российская кинокомпания. Полное наименование — киностудия «Дальтелефильм». Штаб-квартира компании была расположена во Владивостоке.

История

С 1 января 1968 года Главная редакция производства программ на плёнке, преобразована в «Дальтелефильм».

Главным редактором был назначен Павел Шварц, в сценарную коллегию входили: Борис Лившиц, Владимир Пушкин, Константин Шацков, старший режиссёр Альберт Масленников, режиссёры Юрий Шепшелевич, Олег Канищев, Леонид Сафрошин, Николай Ермоленко, Эдуард Тополага, Валерий Соломин.

Это была единственная киностудия от Владивостока до Новосибирска.

В сентябре 1994 года решением Генерального директора ГТРК «Владивосток» студию «Дальтелефильм» закрывают. Здание кинокомплекса передают в аренду коммерческой студии телевидения «Российская вещательная корпорация».

9 Мая 1995 года под брендом «Дальтелефильм» на остатках цветной киноплёнки снимается последний фильм-репортаж «В тот день закончилась война».

Фильмы

В год на студии «Дальтелефильм» создавали в среднем по 4 часа 50 минут фильмов — 12-14 картин на широкой 35-мм киноплёнке. Каждый режиссёр снимал по две, реже три ленты в год, и темы распределяли следующим образом: один фильм обязательный, один по выбору. Всего за годы существования студии было создано 393 ленты — «многотомная» хроника жизни и преобразования Дальнего Востока.

Ереван (киностудия)

Студия телефильмов «Ереван» — студия художественных и документальных телевизионных фильмов в Ереване. В основном, выпускает игровые художественные фильмы. Занимается также оцифровкой армянских фильмов советского периода. На киностудии снимались игровые фильмы, документальные фильмы, фильмы-концерты.

Казахфильм

«Казахфильм» имени Шакена Айманова (каз. Шәкен Айманов атындағы «Қазақфильм» киностудиясы) — крупнейшая казахстанская киностудия художественных и документальных фильмов, расположенная в городе

История

1934 — организована Алма-Атинская студия кинохроники.

1936 — на Алма-Атинской студии кинохроники начали выпускаться документальные фильмы.

1939 — на киностудии «Ленфильм» снят первенец казахского художественного кино — фильм «Амангельды».

12 сентября 1941 — на основании Постановления Совета Народных комиссаров Казахской ССР № 762 от 12 сентября 1941 года организована Алма-Атинская киностудия (художественных фильмов).

15 ноября 1941 — Алма-Атинская киностудия слилась с эвакуированными в Казахстан киностудиями «Мосфильм» и «Ленфильм» — в Центральную Объединённую киностудию художественных фильмов — ЦОКС, которая работала в Алма-Ате до 1944 года и выпускала в годы войны 80 % всех отечественных художественных фильмов.

25 января 1944 — Алма-Атинская киностудия переименована в Алма-Атинскую киностудию художественных и хроникальных фильмов.

За 1945—1952 годы на киностудии сняты всего три фильма: «Песни Абая», «Золотой Рог» и «Джамбул».

9 января 1960 — приказом Министерства культуры Казахской ССР Алма-Атинская киностудия художественных и хроникальных фильмов переименована в киностудию «Казахфильм».

8-9 января 1963 — состоялся Первый Учредительный съезд Союза кинематографистов Казахстана, первым секретарём избран Ш. К. Айманов.

28 мая 1963 — создан Государственный Комитет Совета Министров Казахской ССР по кинематографии — Госкино Казахской ССР (1963—1988).

1967 — в Казахстане начат выпуск мультипликационных фильмов.

До 1968 года киностудия была размещена в здании Дворца культуры (улица Богенбай батыра, 134), где в настоящее время располагаются Казахская Государственная филармония имени Жамбыла.

В 1968—1981 годах для киностудии был построен новый комплекс зданий киностудии в южной части города на площади в 19 Га (проспкт Аль-Фараби, 176), где в настоящее время и расположена студия.

1984 — киностудии «Казахфильм» присвоено имя выдающегося деятеля национальной кинематографии «Шакена Кенжетаевича Айманова» (Киностудия «Казахфильм» «имени Ш. Айманова»).

1985 — Республиканское творческо-производственное объединение — РТПО «Казахфильм» «имени Ш. Айманова».

20 августа 1996 — РТПО «Казахфильм» имени «Ш. Айманова» (1988) реорганизована путём разделения на Казахскую кинофабрику «имени Ш. Айманова» (материально-техническая база) и Национальный продюсерский центр РК (организация творческого процесса, работа с независимыми продюсерскими студиями).

28 марта 2000 года: Казахская кинофабрика «имени Ш. Айманова», Национальный продюсерский центр РК, Казкинопрокат и Госфильмофонд реорганизованы путём слияния в Республиканское государственное казенное предприятие — РГКП Национальная компания «Казахфильм» «имени Ш. Айманова». Генеральным директором назначен — Касымжанов Баккожа Касымжанович.

2005 год: постановлением Правительства Республики Казахстан от 06 июня 2005 года № 563 «О некоторых вопросах республиканских государственных предприятий» республиканское государственное казённое предприятие «Национальная компания „Казахфильм“» «имени Ш. Айманова» преобразовано в Акционерное общество «Казахфильм» «имени Ш. Айманова».

Отчуждение территории киностудии

После распада СССР киностудия со своей территорией, находящаяся в предгорьях в элитном районе города, общей стоимостью в 300 млн. долларов, стала представлять большой интерес для предпринимателей. В советское время вся территория киностудии в 16 га (по другим данным, 19 га) находилась в республиканской собственности на балансе киностудии. В середине 2000-х годов территорию киностудии передали из республиканской в коммунальную собственность акимата г. Алма-Аты, после чего городские власти получили право распоряжаться землёй студии. С 2006 года на части территории «Казахфильма» стали претендовать крупные застройщики-девелоперы. В 2007 году министр культуры Ермухамет Ертысбаев заявил, что министерством подготовлен проект переноса киностудии в пригород и если решение о переезде киностудии утвердят, у застройщиков появится весьма привлекательный актив в виде участка, который будет использован для возведения коммерческих и жилых объектов элитного класса. Кинематографическая общественность выступила в защиту киностудии, против планов её переноса и продажи земельного участка. В 2009 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев высказался за сохранение киностудии и её имущества.

В 2010 году киностудия вынуждена была взять свою бывшую территорию в 16,5 га в аренду у акимата сроком на 49 лет, с целевым назначением «производство кино».

С 2017 года акиматом г. Алма-Аты был предпринят ряд шагов по отчуждению у «Казахфильма» земельного участка площадью 5,5 га (из 16,5 гектаров общей площади) с целью последующего строительства национально-культурного комплекса «Ethnoland»[7], что встретило протест кинематографического сообщества, коллектива киностудии и творческой интеллигенции.

Структура

В состав киностудии «Казахфильм» входят:

Территория

На территории в 16,5 га расположены павильоны для съёмок, корпуса декоративно-технических сооружений, тонстудии, производственно-лабораторный корпус. Все необходимые для кинопроизводства цехи и технологические участки, расположены в трёх специализированных зданиях.

Павильоны для съёмок

Здание двухпавильонного корпуса имеет два киносъёмочных павильона каждый площадью — 735 м²; высота павильонов — 8,2 м, полезная высота — 5,2 м. Есть возможность съёмки без использования операторских рельс. Полная звукоизоляция для синхронной записи «чистого звука». Возможность использования осветительной аппаратуры на уровне 4-го этажа. Наличие съёмочного приямка (для бассейна, подвала и другого). Возможность съёмки живого реквизита (овцы, лошади и другие), игрового транспорта.

Производственно-лабораторный корпус

Производственно-лабораторный корпус имеет общую площадью 9113,2 м² 1984 года постройки. В нём размещены: лаборатория обработки киноплёнок и копировальное отделеление, где проводится проявка и печать материалов и копий кинофильмов.

Тонстудия

Площадь тонстудии составляет 5967,4 м², построена в 1978 году. Большой зал тонателье построен по принципу «коробка в коробке» с независимым фундаментом. Зал имеет переменную акустику. В здании также размещены: ателье записи музыки, большое тонателье для записи крупных музыкальных коллективов (до 50 инструментов одновременно) и перезаписи фонограмм, эталонный зал, аппаратные для монтажа фонограмм, кинопросмотровые залы, комнаты монтажа кинофильмов, видеомонтажный комплекс. В этом здании также располагается администрация киностудии «Казахфильм». Тонстудия оснащена оборудованием записи звука на съёмочной площадке по системе Dolby Stereo.

Цех подготовки съёмок

На студии есть цех подготовки съёмок, располагающий участками по изготовлению различного игрового реквизита, пошиву костюмов, фактуровке материалов. Большое количество различного реквизита и костюмов хранится на складах этого цеха (более 25 тысяч единиц хранения). Изготовлением декораций занимается отделение декоративно-технических сооружений, которое состоит из бутафорского участка, деревообрабатывающего, слесарно-механического участков.

Кроме основных зданий имеются следующие объекты:

Фильмохранилище общей площадью 413,7 квадратных метров построено в 1989 году. В этом здании в специальных помещениях хранятся: комплекты исходных материалов кинофильмов, коллекция игровых и документальных кинофильмов, созданных киностудией «Казахфильм», а также кинолетопись и киножурналы.

Автотранспортный цех

Ветрогенератор на базе самолёта

Собственники и стоимость студии

С момента основания киностудия находилась в ведении центральных органов государственного управления. В начале деятельности студии её собственником и управляющим было Министерство культуры, с 1963 года киностудия находилась в собственности и управлении Государственного Комитета Казахской ССР по кинематографии при Совете Министров (Госкино Казахской ССР). В 1996 году в связи с ликвидацией Госкино Казахской ССР собственником и управляющим киностудии стала Государственная компания «Казахкино» при Кабинете Министров РК (с 1997 г. при Министерстве культуры Республики Казахстан). В 2000-м году «Казахская кинофабрика им. Шакена Айманова», Национальный продюсерский центр РК, Казкинопрокат (Казахкино) и Госфильмофонд реорганизованы путем слияния в Республиканское государственное казенное предприятие — РГКП Национальная компания «Казахфильм» им. Шакена Айманова при Министерстве культуры Республики Казахстан.

По состоянию на май 2014 года 100 % акций принадлежит государству в лице Министерства культуры РК, но в результате комплексного плана приватизации в 2014—2015 году 49 % акций будет продано в частные руки посредством прямой адресной продажи. Общая стоимость киностудии «Казахфильм» оценена в 3 398 529 000 тенге (18 370 427 долларов), доля киностудии «Казахфильм» в 49 процентов, выставленная на продажу оценена в 1 665 279 210 тенге (9 001 509 долларов).

Руководство

1953—1970 годы — Шакен Айманов, художественный руководитель, руководитель киностудии «Казахфильм».

С 1978 года — Азербайжан Мамбетов, директор киностудии «Казахфильм».

C 1992 года — Ардак Амиркулов, директор киностудии «Казахфильм».

С 12 мая 2002 года — Сергей Азимов, генеральный директор РКГП НК «Казахфильм».

С 27 июня 2006 года — Сергей Азимов, президент АО «Казахфильм» имени Ш. Айманова.

С 21 ноября 2007 года — Анар Кашаганова, президент АО «Казахфильм» имени Ш. Айманова.

С 30 мая 2008 года — Ермек Аманшаев, президент АО «Казахфильм» имени Ш. Айманова.

С 30 января 2015 года — Бахыт Каирбеков, президент АО «Казахфильм» имени Ш. Айманова.

С 12 августа 2019 года — Асенов, Арман, президент АО «Казахфильм» имени Ш. Айманова.

С июля 2020 года — Ахан Сатаев, президент АО «Казахфильм» имени Ш. Айманова.

Киевнаучфильм

«Киевнаучфильм» (укр. «Київнаукфільм») — киевская киностудия научно-популярных фильмов, действовала в Украинской ССР с 1 января 1941 года.

Правопреемником студии после распада СССР стало государственное предприятие «Национальная кинематека Украины» (укр. «Національна кінематека України»).

История

Студия «Техфильм» была организована на базе отдела «Техфильм» Киевской кинофабрики 1 января 1941 года.

В годы Великой Отечественной войны студия была эвакуирована в Ташкент, где выпускались образовательные и агитационные фильмы для Красной Армии.

В 1944 году студия вернулась в Киев.

В 1954 году название «Техфильм» сменилось на «Киевнаучфильм», которое являлось сокращением от «Киевская киностудия научно-популярных фильмов».

В 1959 году на студии появился цех мультипликации. Кроме того, в 1966 году по улице Андрея Малышко (с 1971 года улица Киото, 27) был построен современный комплекс, в который входили павильоны для съёмок и звукового оформления фильмов, цехи художественной, кукольной и технической мультипликации, а также кинолаборатория.

Каждый год на студии выпускалось более 400 научно-популярных, художественно-мультипликационных, технико-пропагандистских, образовательных и рекламных фильмов, но больше всего студия прославилась приключенческими мультипликационными комедиями про пиратов, казаков и моряков. Самыми известными примерами считаются такие работы Давида Черкасского.

Более 300 фильмов, созданных на студии, были отмечены призами и дипломами на всесоюзных и международных кинофестивалях.

В 1984 году киностудия была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

В 1990-х годах, после распада СССР, студия постепенно пришла в упадок и производство фильмов почти прекратилось.

Правопреемником «Киевской киностудии научно-популярных фильмов» является «Национальная кинематека Украины», мультипликационных фильмов — образованная в 1990 году «Укранимафильм».

Коллектив

Среди ведущих творческих работников студии: режиссёры Ипполит Лазарчук, Феликс Соболев, Давид Черкасский, Владимир Дахно, Роман Дёмин, Анатолий Борсюк, Альмар Серебреников, Андрей Загданский, Ольга Самолевская, Валентин Соколовский, Ефрем Пружанский, Вячеслав Прокопенко, Александр Викен, Александр Роднянский, Таймураз Золоев; сценарист и главный редактор студии (1961—1979) Евгений Загданский, сценарист и главный редактор (1979—1988) Юрий Аликов, сценаристы Эдуард Дубровский, Владлен Кузнецов, Михаил Вепринский.

Долгие годы директором студии работал Борис Остахнович.

На киностудии снимались научно-популярные, художественные фильмы, мультфильмы.

Киностудия имени А. Довженко

Национальная киностудия художественных фильмов имени Александра Довженко (укр. Національна кіностудія художніх фільмів імені Олександра Довженка) — государственная советская и украинская киностудия.

История киностудии

План строительства производственно-технической базы украинской кинематографии — Киевской кинофабрики — был утверждён в 1925 году. Работы начались весной 1927 года по проекту архитектора-художника Валериана Рыкова. В разработке архитектурного проекта принимал участие Павел Савич. Рабочие чертежи выполняли Иван Малозёмов, М. И. Малозёмов, Семён Барзилович.

В октябре 1927 года начались съёмки первого фильма «Ванька и „Мститель“» (режиссёр Аксель Лундин).

С именем Дзиги Вертова связано появление первого советского звукового документального фильма «Симфония Донбасса», который был снят именно на Киевской кинофабрике. В 1929 году было выпущено уже 10 фильмов. Наиболее выдающийся из них — «Земля» Александра Довженко. В 1930-х годах в кино появился звук и цвет. Первой цветной лентой киностудии стал фильм «Сорочинская ярмарка» Николая Экка в 1939 году.

За 80 лет работниками киностудии создано около тысячи фильмов. Многие из них становились призёрами престижных международных кинофестивалей. Два фильма: «Земля» Довженко — в номинации художественного кино, и «Человек с киноаппаратом» Вертова — в номинации документального кино, вошли в сокровищницу мирового киноискусства. Высший приз Американской ассоциации кинокритиков и премию газеты «Daily News» (за лучший иностранный фильм, демонcтрировавшийся в США в 1944 году) получил фильм «Радуга» Марка Донского.

С 1957 года киностудия носит имя Довженко, именно здесь Александр Петрович снял лучшие свои фильмы: «Земля», «Иван» и «Щорс», которые стали классикой.

1960—1970-е годы считаются периодом наибольших успехов режиссёров, работавших на студии имени Довженко, и украинского кино в целом. На студии начали свою деятельность выдающиеся киноактёры: Николай Гринько, Борислав Брондуков, Иван Миколайчук, Раиса Недашковская, Маргарита Крыницина.

В конце 1960-х годов на студии начинает работать телевизионный художественный кинематограф. В 1979 году открывается Театр-студия киноактёра. В то же время студия начинает работу в области дубляжа иностранных кинофильмов.

В 1981 году Григорий Кохан снял исторический кинофильм «Ярослав Мудрый». В 1987 году на киностудии начало работать молодёжное объединение «Дебют», целью которого было обнаружить молодые таланты и помочь им пробиться в мир большого искусства.

В 1990-е годы, после распада СССР, на студии снимаются немногочисленные фильмы в основном на украинскую историческую тематику. Во второй половине 1990-х студия практически прекращает выпуск кинопродукции. Павильоны предприятия используются преимущественно для съёмок видеоклипов и телепередач.

Территория киностудии занимает площадь более чем 13,5 га. Здесь расположены шесть съёмочных павильонов, созданы все условия для полноценной работы над кино-телепроектами. Один из павильонов, площадью 2520 м², является одним из самых больших в Европе.

При киностудии работает Музей национальной киностудии художественных фильмов им. А. Довженко, имеется собственная гостиница киностудии — «Ника».

С 1985 года главным редактором киностудии был Виктор Положий. В 1987—2004 годах генеральным директором и художественным руководителем студии был Николай Мащенко

В августе 2017 года в СМИ появились сообщения о предстоящей приватизации киностудии, которые позднее были опровергнуты генеральным директором предприятия Олесем Янчуком.

На киностудии снимались художественные фильмы, мультфильмы, игровые, документальные.

Киностудия имени М. Горького

Акционерное общество «Творческо-производственное объединение „Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени Максима Горького“» — советская и российская кинопроизводственная компания (акционерное общество). Основана в 1915 году в Российской империи как «Киноателье „Русь“». Одна из старейших и крупнейших кинокомпаний в России.

За годы работы киностудия выпустила более тысячи художественных фильмов и телесериалов, среди которых такие выдающиеся произведения, вошедшие в «золотой фонд» отечественного и мирового кино.

История

1915 — Киноателье «Русь» (создано костромским купцом-старовером Михаилом Трофимовым, регулярное кинопроизводство началось в 1916 году).

1924 — «Межрабпом-Русь» (кинематографический орган организации «Международная рабочая помощь» — «Межрабпом»).

1928 — «Межрабпомфильм».

1936 — «Союздетфильм».

1948 — Московская киностудия имени М. Горького.

1963 — Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького.

1967 — Награждена орденом Трудового Красного Знамени и стала именоваться «Центральная ордена Трудового Красного Знамени киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького».

1974 — Награждена орденом Октябрьской Революции и стала именоваться «Центральная ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького».

2003 — 4 декабря 2003 года киностудия была акционирована, получив новое название — Открытое акционерное общество «Творческо-производственное объединение „Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького“».

Киностудия имени М. Горького — одна из старейших и крупнейших в России. В 2015 году студия отпраздновала свой столетний юбилей, а на территории киностудии были заложены первые памятные знаки «Аллеи звёзд», которая по планам должна ежегодно пополняться.

В разное время на студии работали такие прославленные режиссёры, как Яков Протазанов, Исидор Анненский, Александр Роу, Сергей Юткевич, Марк Донской, Лев Кулешов, Леонид Луков, Марлен Хуциев, Сергей Герасимов, Василий Шукшин, Станислав Ростоцкий, Ричард Викторов и другие.

Киностудия является членом Ассоциации анимационного кино России (AAKР).

В апреле 2018 года было объявлено о продаже семи зданий Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького. С молотка также уйдут земельные участки и автобаза общей площадью восемь тысяч 693 квадратных метра.

Собственники и руководство

По состоянию на май 2020 года киностудия на 100 % принадлежит Росимуществу.

Председатель совета директоров — Дмитрий Пристансков.

Генеральный директор — Юлиана Слащёва.

Деятельность

Основным направлением деятельности является производство фильмов (игровых, мультипликационных, документальных), а также предоставление полного комплекса услуг для создания кино-и телепроектов.

Среди других направлений деятельности:

организация натурных и интерьерных съёмок;

дублирование фильмов;

пост-продакшн;

подбор актёров;

пошив и прокат костюмов;

строительство декораций.

Одним из основных источников дохода для киностудии в последние годы стала сдача в аренду своих помещений.

Показатели деятельности

В 2018 году выручка киностудии по РСБУ составила 423 млн руб. (+5 % к 2017 году), чистая прибыль — 29 млн руб. (+13 %).

Понравилась статья? Ставьте лайки!

61 комментарий
Понравилась публикация?
20 / -1
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 61
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Мусатова Дарья Олеговна
Подписчиков 355
позавчера, 11:30
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг63.2к
Какое же зловонное болото я нашла! Отвлечемся от жизни в Корее и обратим внимание ...
Подробнее
Неинтересно
-2
9
Руслан
Подписчиков 9106
24.04.2024, 18:37
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг11.6М
Горьковская область 1942 год. Великая Отечественная война.
Подробнее
Неинтересно
-10
79
Владимир
Подписчиков 4828
позавчера, 15:28
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг9.2М
Черный ворон кризиса закрыл крылья над Украиной, когда Владимир Зеленский решил завершить продажу страны.
Подробнее
Неинтересно
-1
4
Тинишов Сергей
Подписчиков 110
вчера, 14:38
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг277.5к
В королевстве Эльдория, где изумрудные леса шептали древние тайны, а сапфировые реки струились волшебством,...
Подробнее
Неинтересно
0
4
Ахунзянов Артур Сиреневич
Подписчиков 101
вчера, 14:05
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг26.9к
В глубокой осенней угрюмости 1890-го с нешироких платформ Варшавской колеи, в шаге от Гатчинских владений,...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Олег
Подписчиков 201
вчера, 13:55
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг149.5к
Подробнее
Неинтересно
02:05
Поделитесь этим видео
0
0
Игорь
Подписчиков 5302
вчера, 13:06
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4.5М
28 апреля 2024 года — Вербное воскресенье: традиции и смысл церковного праздникаВербное воскресенье,...
Подробнее
Неинтересно
0
1