Байкал снова под угрозой, новое законодательство вступило в силу
Государственная Дума приняла закон №254-ФЗ от 31 июля 2020 года (федеральный закон «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Этот закон вносит поправки, в том числе и в закон №94-ФЗ от 1 мая 1999 года «Об охране озера Байкал».
Этот закон принят в целях расширения транспортной инфраструктуры и прежде всего – увеличения пропускной способности Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей. Но кому сейчас, в рамках нынешней российской экономики, в первую очередь это нужно? Бенефициары этого закона – сырьевые корпорации, которые хотят вывозить за рубеж еще больше российского сырья.
С целью развития транспортной инфраструктуры закон на период до 31 декабря 2024 года разрешает проведение сплошных рубок леса, в том числе непосредственно на берегу озера Байкал. РЖД заверяет, что будут вырубать лишь небольшие лесные полосы шириной 10-15 метров вдоль действующих железных дорог. Но никаких правовых гарантий, что будет именно так, нет. Ничто не мешает этим рубкам захватить более обширные территории.
Список объектов, под которые можно проводить вырубку леса, будет определяться правительством. Причем это могут быть не только объекты, непосредственно связанные с железной дорогой, но и автодороги общего пользования, мосты, порты…
Этим же законом вносятся поправки в закон об особо охраняемых природных территориях. Теперь региональные и муниципальные власти могут изменять границы особо охраняемых природных территорий регионального или местного значения, исключая из них земли, предназначенные для строительства объектов Транссиба и БАМа. Опять же масштабы наступления на охраняемые природные территории трудно представить.
Изменения вносятся также в закон об экологической экспертизе. На период до 2025 года проводить ее при модернизации магистральной инфраструктуры БАМа и Транссиба не требуется.
Наибольшие опасения вызывает даже не сама вырубка лесов, а именно предусмотренная законом временная отмена государственной экологической экспертизы при строительстве объектов транспортной инфраструктуры.
Институт экологической экспертизы – это сегодня единственный закрепленный законом механизм предварительной экологической оценки проектов хозяйственной деятельности. Временная отмена этой экспертизы означает, что на всех особо охраняемых территориях, в том числе и на Байкале, без какой-либо проверки экологической безопасности можно будет строить все что угодно.
Закон уже вызвал острую реакцию научной и экологической общественности, и российской, и международной. С просьбой не подписывать закон к президенту России обратились два научных совета РАН – по лесу и по экологии биологических систем, а также экологические общественные организации. К сожалению, ученых-экологов не услышали, закон вступил в силу.

Как Вы относитесь к принятию этого закона
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Железная дорога нужна. И ее нужно расширять и модернизировать, чтобы существенно сократить время поездов в пути и увеличить обьемы перевозок. От этого не уйти. Экологическая экспертиза нужна в первую очередь по новым проектам. Здесь расширение уже существующего пути. Поэтому соглашусь с принятым решением. Больше вреда принесут местные царьки. Вот их как раз нужно обязать строить по всем правилам.