Выдержат даже пандемию: как облака помогут изменить российское образование
Аналитики Gartner и IDC ежегодно обозначают общемировые тренды, которые изменят технологический ландшафт образования. Количество трендов постоянно варьируется, однако некоторые из них уже несколько лет лежат в основе развития цифровой трансформации университетов и школ в России.
Так, согласно недавно опубликованному исследованию Gartner, облачные инфраструктуры в образовании уже успешно выходят на плато продуктивности. А такие тренды, как внедрение моделей цифрового университета, геймификация и ускорение внедрения новых digital-продуктов, подчеркивают глубину трансформационных процессов, происходящих в образовании по всему миру.
Более того, в России цифровизация образовательного процесса и гарантия равного доступа к образованию, в том числе за счет дистанционного обучения и облачных инфраструктур, становится ключевым направлением национальной политики. Так, в рамках проекта «Образование» на цифровизацию школ до 2024 года планируется направить более 79 млрд рублей.

Однако пандемия показала, что реальность российского сегмента образования не совсем соотносится с декларируемыми стратегиями развития. Школы и университеты столкнулись сразу с несколькими технологическими вызовами с переходом на дистанционный формат обучения: пиковые нагрузки на информационные системы, хранение и доступность образовательного контента, техническая и, что не менее важно, методологическая поддержка преподавателей, поиск инструментов контроля (прокторинг) для проведения ЕГЭ и других экзаменов. Учебные заведения оказались в поиске принципиально нового подхода к ИТ-индустрии, которая позволит увеличить скорость реакции на окружающие изменения.
Чего?, Какой равный доступ?, Где енто его после союза видели?, - никакого равного доступа никто не планирует! Сие чушь!,-начнем с того, что ежели бы хотели, уже давно пустили бы на профильные каналы, в том же Ютуб, прямые (да и в записи) трансляции уроков в специально отобранных школах по всей школьной программе, а также вузовские лекции и семинары, а потом тупо пришли и сдали экзамены (в рамках школы, сие организованно в плане сдачи (ЕГЭ, только организовано халатно), но не изучения материала, а вот по вузам и колледжам-почти никак). Увы, таких каналов единицы и инициатор их появления - далеко не государство. Причем, я не имею ввиду полную дистанционку, ибо очное посещение школ-необходимо (есть конечно исключения), не только по причине школьной программы. Сию возможность можно было предоставить тем, кто не доучился в свое время (по разным причинам), а таковых-великое множество., чем не реальный способ проверить систему дистанционки?, причем, казна не понесла бы почти никаких расходов-благо кабинеты утыканы камерами, чуть ли не с 2005 года. К тому же, сейчас стали выпускать учебники, зачем-то разбитые на несколько частей (прим.-для ученика и учителя), делая весьма затруднительным самостоятельное обучение в старших классах. Далее, постоянные скандалы с ЕГЭ, из года в год, как раз и говорят, о далеко не равных возможностях, кои, в конечном итоге, ограничиваются толщиной кошелька и нужными связями, для прохода нужных фамилий, даже с пустой, двоечной работой. Конечно новые технологии, прогресс это хорошо, однако, пользоваться сими благами будет лишь горстка избранных, определяемая вышеизложенными факторами. Более того, государству невыгодно большое число специалистов с высшим, ибо сразу станет заметна коррупционная составляющая конкуренции дипломов, только не как соринка, а как гора валежника. Ведь нет ничего проще, чем выкладывать уроки в сеть, сие было бы полезно и самим школьникам, допустим тем, кто недопонял тему, прослушал, ворон считал. Причем, особо п-здодельным поведаю-ваших чад видеть никто не будет, камеру можно направить на учителя, а отвечающих у доски замылить, тем более, сие уже давно можно делать без участия человека, все сделает машина. Почему не создать для дистанционников центры, кабинеты приема выпускных экзаменов по программам тех же вузов?, а ведь-почитайте отзывы про вузы, где люди кричат о том, что знания они добывают сами, а не даёт их вуз. Вуз только скидывает список литературы и задания, неужели эти списки стоят от 100 к рублей в год? Почему, ежели на сем построено дистанционное образование, сокращать в вузах вечерние и заочные, по сути, копеечные для бюджета места, а в противовес им развивать дистанционку?, а, ну да, дистанционки за счёт бюджета не бывает, а на нее и задрать цену можно, а проще говоря - продать диплом, вместо знаний. Ежели бы, вся демократия нашей страны не строилась на жополизании и кумовстве, коррупции-наше государство давно бы обогнало по числу специалистов разных уровней, а равно технологическому прогрессу-многие зарубежные страны. Замечу, кто не хочет учиться, тот и не будет, равно как и работать-никогда, но зачем ставить крест на людях, кои раздолбайничали в свое время. Почему не дать возможность освоить материал самостоятельно?, неужели дорого устроить прием экзаменов у самообразовывающихся?, - нет не дорого!, просто невыгодно, в плане управления массами. Я об этом уже 10 лет тележу, а воз и ныне там.
П.С.-вынужден добавить, из-за неких личностей, кои любят якалку свою выказывать. Конечно, некоторые профессии подразумевают очное присутствие (медицина, ядерные технологии), так почему не создать некие центры практики, под руководством специалистов, где все сдавшие экзамены, смогут доказать свои знания, тем самым получив *полный* диплом?