Дети и родители в современном обществе как духовные и интеллектуальные идеалы и реальность
Тема идеала волновала людей с очень давнего времени. И не случайно ведь идеал по своей сути является одной из очень важных составляющих мировоззрения. Общество и каждый отдельный человек в нем не может обойтись без стремления к какому-либо идеалу. Это относится и к человеческим взглядам на позицию чего-либо и взглядам большого количества людей. Как написано в учебнике члена-корреспондента РАН, создателя популярнейших в 60-80-е годы учебников по философии А. Г. Спиркина: «Человек испытывает потребность измышлять идеалы: без них нет на свете ни одного разумного человека, ни общества; без них не могло бы существовать человечества»[4, c.19].
Тема идеала в семейной жизни очень важна, тем более что сегодня, когда существует утрата семейных ценностей, существуют и многообразные современные кризисные проявления [3, с. 29-30].
Идеальная модель семьи невозможна, в первую очередь без так называемых идеальных типов семейных ценностей. К которым можно отнести следующие: понимание и взаимопонимание родителей и детей, бабушек и родителей, детей друг с другом, и пр.; легитимность подчинения в семейной иерархии; общечеловеческие ценности, к которым можно отнести патриотизм, толерантность, нравственность, любовь, уважение к старшим, младшим и больным людям и пр. [3, с. 26-27].
Прочитав и проанализировав литературу в пособии для классного руководителя известного психолога и педагога Дереклеевой мы нашли социологический опрос за 2008 год. Где написаны следующие данные:
Идеальная мать в представлении молодых людей, эта мать, которая вступила в брак и в течении всей своей жизни остается нужной и незаменимой, прежде всего, собственным детям и мужу. Идеальный отец – это человек, который: заботиться о своих детях и, конечно же, жене; не находится «под каблуком у жены», имеет свое мнение; знает обо всем происходящем в семье; много общается с детьми, учит их жизни в обществе. Идеальный ребенок – это ребенок который: слушается во всем своих родителей; выполняет все то, что ему поручают в школе и дома; помогает братьям, сестрам, взрослым и многое другое [2].
Это исследование показало: зачастую то, что значимо для взрослых в воспитании их детей, совершенно не значимо для самого ребенка. Все это приводит к тому, что взрослые и дети никак не могут понять друг друга, и это сказывается на их взаимоотношениях [2, c. 11-12].
Поэтому чтобы приблизиться хотя бы чуть-чуть к идеальным взаимоотношениям запомните некоторые правила общения и ведения спора: 1.Умейте слушать собеседника; 2.Будьте терпимы к иной точки зрения; 3.Избегайте выводов, которые могут обидеть вашего собеседника; 4.Не позволяйте себе грубо разговаривать с людьми; 5.Не хвастайтесь; 6.И помните: «Великие мудрецы давно заметили: каждый лентяй труслив и безволен, безвольный же человек всегда хвастлив, хвастливый, кроме трусости, еще и глуп, а глупый всегда невежествен и бесчестен» [1]!
Список использованных источников:
1. Гайдина, Л.И., Кочергина, А. В. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий 3-4 классы Тест / Л.И. Гайдина, А. В. Кочергина // Гайдина, Л.И., Кочергина, А. В. Умеем ли мы общаться? Культура спора. / Авт.-сост. Л.И. Гайдина, А. В. Кочергина.– 2-е изд., перераб. – М., 2015. С. 161-163.
2.Дереклеева, Н. И. Новые родительские собрания 1-4 классы [Текст] / Н. И. Дереклеева // Дереклеева, Н. И. Раздел 1 особенности воспитательного процесса в семье. Глава 1. Дети и родители: идеалы и реальность. / Н. И. Дереклеева. –М., 2008. – С. 7-13.
3.Прохорова, О. Г. Любовь, брак, семья: жизнь без ошибок [Текст] / О. Г. Прохорова // Прохорова, О. Г. Семья и брак: основные понятия. / О. Г. Прохорова. - СПб., 2008. - С. 26-41.
4. Спиркин, А. Г.Философия [Текст] / А. Г.Спиркин // Спиркин, А. Г. Философия и мировоззрение. / А. Г. Спиркин. – М., 2005. - С. 15-21.
