Призраки борьбы за свободу и демократию
"Всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются её плодами отпетые негодяи" (историк и философ Томас Карлейль)

Скриншот видеоматериала сайта газеты "Известия"
Протестующие во всём мире вот уже не одно столетие выходят на улицы с требованиями свободы и демократии. Есть, конечно, и другие требования, насущные именно здесь и именно сейчас или именно там и именно тогда. Но свобода и демократия остаются неизменными целями. А зачем она им нужна, эта свобода? Что они с ней собираются делать?
Острая потребность в свободе возникает, вопреки расхожему мнению, не там, где царит крайняя нужда в хлебе насущном. Острая потребность в свободе чаще всего признак некоторого достатка. Знаменитый лозунг революционеров прошедшего века: "За вашу и нашу свободу!". Но в самом этом лозунге лежит великая прелесть, если слово прелесть понимать в его первоначальном и истинном значении - обман. Великий обман - борьба за общую свободу. Народные массы, включаясь в яростную борьбу за полную и всеобщую свободу, явно не догадываются, что после победы как раз их свобода и закончится. Те, кто призывают к расширению границ свободы, расширят эти границы, но расширят их для себя, уничтожив свободу других. А те, кто по доверчивости отказались от защиты сильного лидера в сторону призрачной свободы, на самом деле растеряют остатки той свободы, которую имели.
Объявление так называемой всеобщей свободы развязывает руки тем, кто сильней и наглей. "Кинжал хорош для того, у кого он есть, и плохо тому, у кого он не окажется в нужную минуту", как говорил герой известного советского фильма. Вот это и есть та самая свобода, к которой ведут революционеры. Только они не предупреждают, что кинжал будет только у них. Пролетарии в 1917 г. активно поучаствовали в создании пролетарского государства. В результате их жизненный уровень снизился более чем в 20 раз. Цена обретения призрачной свободы.
В такой борьбе очень много всегда говорится о так называемой свободе слова. Так заманчиво это звучит, но забывается, а кому прежде всего нужна эта свобода слова? И что это значит - свобода слова без ограничений? А это значит безнаказанную возможность для некоторых деятелей отравлять сознание и эстетические чувства народа из соображений выгоды либо тщеславия.
Другой призрак - призрак демократии. Ленинское положение о каждой кухарке, которая должна учиться управлять государством. Вот только на кухне трудиться будет некому, когда кухарки займутся познаванием государственного и общественного управления. И познавание это, по учению того же Ленина, должно проходить на практике. То есть та самая кухарка должна таки участвовать в управлении государством. А кухня подождёт, сами же приняли, что не хлебом единым жив человек.
Как выразился когда-то Аристотель, демократия невозможна потому, что для этого нужно, чтобы все люди были богами. На самом деле демократия - это самый лицемерный политический строй, который существовал в истории человечества. Лицемерный потому, что люди принуждаемы в реальность своего призрачного выбора.
Статья опубликована на моём канале "Записки строгого учителя" на площадке Яндекс. Дзен под заголовком "Призраки борьбы за свободу и демократию".
Поясните набор слов в последнем предложении статьи.
"Лицемерный потому, что люди принуждаемы верить в реальность своего призрачного выбора." При копировании одно слово потерялось. Спасибо за подсказку.
любопытно