«Серые» государственные компании

Не секрет, что доля государства в российской экономике (и не только в ней) традиционно значительна и тотальна. По разным оценкам и методикам подсчета, доля государства составляет от 35 до 70 %. Причем за последние 10 лет «государственная» доля методично растет.
Недавно Счетная палата обнародовала результаты проверки деятельности госкомпаний за 2017–2019 годы. Результаты проверки ужасны.
Результаты проверки Счетной палаты
Один из ключевых результатов проверки — нет достаточно достоверных данных о количестве госкомпаний. Вывод аудиторов печален:
«Данные Единой системы управления госимуществом» (ФГИАС ЕСУГИ), за которую отвечает Росимущество, расходятся с данными Росстата и ФНС.
Сведения о деятельности госкомпаний «фрагментарны и почти не подвергаются анализу».
Достоверные сведения есть только по десяти (!) крупнейшим компаниям, по которым Минэкономразвития составляет отчеты. А это примерно только 1% от общего числа госкомпаний. Остальные компании находятся в «серой» зоне.
Дальше больше — нет даже принципов и методик распределения компаний по госведомствам.
Например, зачем Минобрнауки управляет 114 (!) сельхозпредприятиями и какие принципы высшего образования продвигает при обработке зяби – непонятно.
Все компании, которые не распределены по ведомствам, остаются в общей «корзине» под кураторством Росимущества, которое, как вы уже догадываетесь, абсолютно никак не отчитывается об этих компаниях, т. е. не имеет представления о результатах их деятельности.
Нет единых подходов к определению размера чистой прибыли и дивидендов, которые эти организации должны перечислять в федеральный бюджет. Настоящая классическая серая зона, в которой вращаются практически все госкомпании.
А хозяевами этих компаний зачастую является отнюдь не государство, которое их спонсирует, а фактически или их директора, или те, кого эти госкомпании обслуживают.
Формальный подход в действии, который многих устраивает. Для видимости периодически производятся на бумаге сокращение и распродажа «избыточных» госпредприятий. Но решения эти фактически чаще всего не исполняются.
Формально вся эта не поименованная безучетная масса госкомпаний приносит какую-то прибыль в бюджет или, по крайней мере, должна ее приносить.
Но вот ведь в чем нюанс – 97% дивидендов в бюджет принесли 20 крупнейших АО — 2% от общего числа. Напомню, что отчетность составляться только по 10 из них.
Свыше 500 компаний в 2017–2019 годах ничего не принесли бюджету. Задолженности по перечислению в бюджет дивидендов выросли за последние 3 года примерно в 4 раза и продолжают расти.
Поэтому-то все эти государственные серые схемы управления госкомпаниями выгодны фактическим владельцам госкомпаний, которые могут являться чиновниками различных уровней. В условиях фактического отсутствия госконтроля гораздо проще доходы госкомпаний распределить в виде вознаграждений узкому кругу менеджеров или вывести их в офшоры, как представляется эта обычная практика. Например, для руководства ФГУП «УВО Минтранса» зарплата установлена как 22 средние зарплаты работников, для ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго — как 14,9 средней зарплаты. Кто же откажется от такой кормушки!
При таких раскладах что-то менять и устанавливать «точки контроля» руководителям и менеджерам госкомпаний и их фактическим распорядителям прибыли невыгодно. Зачем рубить руку, загребающую денежные потоки?
Легче и «правильнее» кричать о необходимости вывести на «чистую воду» доходы граждан, с которых можно собрать дополнительные налоговые поступления в бюджет, а затем освоить их для поддержания безымянной массы тысяч госкомпаний, ни перед кем не отчитывающихся и распределяющих свою прибыль «без шума и пыли» среди «известных в узких кругах» заинтересованных менеджеров, фактических владельцев эти компаний.
Исправить это положение может внесенный законопроект, приравнивающий руководителей госкомпаний к госслужащим. Законопроект направлен на то, чтобы упростить процесс привлечения госдиректоров к уголовной ответственности. Но что-то сдается мне, что этот проект не пройдет в Думе.
А что вы думаете по этому поводу? Если не сложно, поделитесь вашим мнением в комментариях.
Если понравилась публикация – ставьте так называемые лайки, нажав на иконку ДА ("палец вверх"), делитесь публикацией со своими подписчиками и друзьями в социальных сетях. Спасибо.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
А, кто же ещё будет управлять сельхозпредприятиями, как ни Минобрнауки (слово-то какое!). Необразованные бурёнки и свинки, - ведь это же просто неприлично!

Логично!
Если филолог - должен руководить Роснефтью, экономист - Газпромом журналист - Роскосмосом.
То, кому же руководить сельским хозяйством, если не воякам.
Тенденция, однако...
Там не вояки, а учителя.
От современного "государства" лучше и надёжнее держаться подальше. За что ни возьмутся, оптимизируют так, что ничего не останется...
Да это не только госкомпаний касается.
Посмотрите на зарплаты руководства страны, депутатов. Пока разница в зарплате со средней зарплатой, озвученной Путиным (17 т.р.) будет доходить до 200 раз, что абсолютно не допустимо ни в одной цивилизованной стране, до тех пор так все и будет.
Надо начинать с головы и тогда требовать того же от всех.
Понимаю, разницу ну в 10 раз еще. ну не в 200 же.
а потом эти чиновники, получающие миллионы в год, нам предлагают уменьшить прожиточный минимум и жить на макарошках. Безумные деньги их сводят с ума и они теряют всякую связь с реальным миром.
Официальная средняя зарплата более 40 тысяч рублей.
17 тысяч - это, по мнению Путина средний класс.
Вот я и беру от среднего класса. А 40 тысяч зарплата это средняя температура по больнице, поделенная между работягами и олигархами, депутатами, министрами, губернаторами и др. если сечин получает 30 миллионов в месяц, а шахтерх 18000 р. в месяц, то по статистике они вдвоем получают по 15 млн. в месяц. Так что к черту такую статистику. Она приходит на помощь лишь власти, чтобы обмануть народ средней температурой по больнице и отчитаться что все хорошо. Но нет таких средних зарплат в регионах.
Правительство страны не знает своих предприятий - разогнать его надо.
Медведев говорил, сейчас Мишустин говорит: надо по итогам года освоить бюджетные средства, но ни слова о полученной эффективности, окупаемости этих средств. При таком подходе Правительства к капитальным вложениям - задача: надо просто растащить бюджетные средства.
Увеличивай, не увеличивай - толку будет ноль!
У нас само государство работает отдельно от страны и исключительно на обогащение и без того богатых.
Прямо представляю себе сцену водевиля:
- Всем выйти из тени!
- Не дождётесь..!