Порядок правового регулирования цен социально значимых товаров

624 просмотрa
243 дочитывания
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 23,20 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Рост потребительских цен, именуемый инфляцией, является объективным отражением ряда факторов, происходящих и внутри, и за пределами государства. К таким факторам справедливо можно отнести общий уровень производства в стране, динамика обменного курса, мировой рост цен на отдельные виды товаров и услуг и т.д. Именно поэтому, для решения некоторых вопросов, связанных с контролем и регулированием цен на рынке, в частности цен на социально значимые товары, необходима монополистическая деятельность государства. В рамках данного эссе этот вопрос будет рассмотрен подробнее.

Действующее законодательство Российской Федерации закрепляет главную идею рыночной экономики – цены на товары не подлежат государственному регулированию. Формирование цен полностью лежит на доле продавцов исходя из объема спроса и предложения.

Однако, государство, несмотря на установленную в нашей стране рыночную модель экономики, оставило себе возможность регулировать цены в отдельных отраслях, к которым относятся: газ, электроэнергия, коммунальные тарифы и отдельные тарифы связи и городского транспорта, а также цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. Все эти товары и услуги объединяет их высокая социальная значимость.

Проведение тарифно-ценовой политики в области социально-значимых товаров, в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 N 381-ФЗ урегулировано специальным механизмом установления предельных розничных цен Правительством Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 8 Закона о торговле перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 530.

Указанное постановление утверждает, во-первых, правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, а, во-вторых, перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и, в-третьих, перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения

Что касается правил, то п. 2 указанных правил устанавливает, что предельные розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (далее - продовольственные товары), реализуемых на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации на срок не более 90 календарных дней в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составит 30 и более процентов. При этом подготовка предложений об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары относится к ведению Минэкономразвития, которую он осуществляет посредством еженедельного макроэкономического анализа состояния розничных цен на продовольственные товары.

Указанный анализ проводится на основании оценки данных федерального статистического наблюдения за средними розничными ценами на продовольственные товары и их изменениями по субъектам Российской Федерации, представляемых Федеральной службой государственной статистики, а также информации о причинах и условиях роста цен, получаемой от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых в течение 30 календарных дней подряд отмечается рост розничных цен на продовольственные товары не менее чем на 30 процентов, а также от хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и поставки продовольственных товаров на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

По итогам анализа Минэкономразвития вносит в Правительство Российской Федерации проект постановления об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары, указывая наименования товаров, размеры предельных розничных цен на такие товары и сроков, на которые вводятся предельные розничные цены.

Что касается перечней социально значимых продовольственных товаров, то они, как уже отмечалось ранее, также утверждены Постановлением Правительства РФ №530 и являются исчерпывающими и не подразумевающими расширительного толкования. В первый перечень входит: Говядина (кроме бескостного мяса), свинина (кроме бескостного мяса), баранина (кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окорочков), рыба мороженая неразделанная, масло сливочное, масло подсолнечное, молоко питьевое, яйца куриные, сахар-песок, соль поваренная пищевая, чай черный байховый, мука пшеничная, хлеб ржаной, ржано-пшеничный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая – ядрица, вермишель, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, яблоки.

Второй же перечень, включающий социально значимые продовольственные товары, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения, состоит из: мяса кур (тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров) по ГОСТ 31962-2013 со сроком годности менее 10 дней, молока питьевого пастеризованного 2,5 - 3,2% жирности по ГОСТ 31450-2013 со сроком годности менее 10 дней и хлеба и хлебобулочных изделий из пшеничной муки, ржаной муки и смеси ржаной и пшеничной муки со сроком годности менее 10 дней.

Подводя итог, справедливым будет отметить, что разработанный государством механизм тарифно-ценовой политики в Российской Федерации вобрал в себя достаточное количество инструментов, а законодательная база была выработана с учетом рыночных принципов развития экономики. При этом, важно отметить, что в данном случае факт вмешательства государства в процесс ценообразования совершенно обоснован, поскольку этим самым государство охраняет важнейшие социальные интересы граждан, нарушение которых влечет собой нарушение основных конституционных прав и свобод человека и гражданина.


1 комментарий
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 1
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Валерий Ш
Подписчиков 26884
07.05.2024, 18:21
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг45.8М
Сегодня все СМИ буквально напичканы новостями о прошедшей инаугурации Владимира ...
Подробнее
Неинтересно
01:22
Поделитесь этим видео
-7
533
Валентина
Подписчиков 17702
27.04.2024, 08:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг17М
СМИ, по мнению Путина, недостаточно освещают проблему семьи. А если освещают, то подчеркивают ...
Подробнее
Неинтересно
01:07
Поделитесь этим видео
-8
136
Виталий Борисович
Подписчиков 963
позавчера, 15:50
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4.3М
Россия, обладая богатыми природными ресурсами и значительным научно-техническим потенциалом,...
Подробнее
Неинтересно
0
3
Елена
Подписчиков 8251
27.05.2024, 16:51
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12.5М
Граждан РФ, которым по состоянию на май 2024 года исполнилось 80 лет, ожидает приятная новость:...
Подробнее
Неинтересно
0
6
Елена
Подписчиков 8251
21.05.2024, 19:36
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12.5М
Коммунальная сфера — одна из самых непрозрачных, распильных и криминальных.
Подробнее
Неинтересно
06:29
Поделитесь этим видео
0
1
Игорь
Подписчиков 217
19.05.2024, 01:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг55.4к
"Ленин" был первым в мире атомным ледоколом, который был спроектирован и построен в Советском Союзе.
Подробнее
Неинтересно
0
1