Что будет - отменили книгу жалоб?
Краткое содержание :
Минпромторг России счел устаревшим и неэффективным требование об обязательном наличии у продавцов книги жалоб и предложений.
Об этом в среду, 2 сентября, сообщила пресс-служба министерства. «Наличие книги жалоб сегодня, по сути, востребовано лишь у контролирующих органов при проведении проверок, так как ее номинальное отсутствие всё еще является предметом административного правонарушения. Вместе с тем содержание книги для тех же проверяющих не имеет значения», —В качестве альтернативы в министерстве предлагают социальные сети, мессенджеры, сообщения на маркетплейсах и телефоны горячей линии. Публичные отзывы, по мнению министерства, стимулируют предпринимателей предоставлять обратную связь в максимально короткие сроки.
Наследие советской экономики
В Минпромторге отметили, что книга жалоб и предложений — наследие советской плановой экономики и это анахронизм на современном потребительском рынка, так как требования к наличию такого документа были установлены более 45 лет назад.
«В советские годы такая книга отзывов и предложений действительно была нужна для приобщения организаций плановой экономики к клиентоориентированному сервису. В эпоху же рыночного капитализма удержание лояльного и довольного клиента — это жизненно важная необходимость», — добавили в министерстве.
Ранее в этот же день на федеральном портале проектов правовых актов появился проект постановления правительства об отмене требования об обязательном наличии у продавца книги жалоб и предложений.
Защита прав потребителей
Правительство России в июле приняло постановление о признании ряда нормативных актов, содержащих требования в сфере защиты прав потребителей, утратившими силу с 1 января 2021 года.
Минпромторг в рамках реализации «регуляторной гильотины» разработал проект правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, которые учитывают особенности реализации товаров в разных форматах торговли.
Также министерство предлагает установить, что введение ограничений и запретов на реализацию продовольственных товаров допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами, указами президента РФ и постановлениями правительства.
«Каждое новое ограничение, вводимое в субъектах Российской Федерации на оборот того или иного товара, оборотоспособность которого не ограничена на федеральном уровне, как правило, не имеет достаточного обоснования и создает негативный регуляторный прецедент, препятствующий развитию экономики», — отмечается в пояснительной записке.
Согласно проекту правил, в торговых объектах не допускается ограничивать права потребителей на поиск и получение любой информации, в том числе путем фотографирования товара, если это не нарушает законодательство. Оформление ценников будет допускаться одним или несколькими способами одновременно, включая электронные ценники.
Сейчас покупатель имеет право вернуть продавцу бракованный товар в течение семи дней, сказано в законе о защите прав потребителей.
Ранее, 27 августа, представители онлайн-розницы просили Минпромторг запретить россиянам возвращать в течение семи дней качественные товары. Речь идет о смартфонах, косметике, нижнем белье и сложной бытовой технике без брака и изъянов.
Все вроде бы логично и последовательно, но остается вопрос: а не снизят ли такие процедуры качество нашего обслуживания? Ведь мир стремится к стандартизации и как основной индикатор применяется оценка гражданами качества предоставленных им услуг. А жаловаться через сеть это все равно что кричать в чистом поле.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: