Теоретические и практические проблемы усыновления в Российской Федерации

Остро и актуально
Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. В России существует феномен социального сиротства. 90 % детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, – социальные сироты, то есть дети-сироты при живых родителях.
Конвенция ООН о правах ребенка, ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации закрепляют за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье.
Государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. Семейным законодательством предусмотрены три формы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья.
Приоритетной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесспорно, является усыновление. Особенно остро проблема усыновления стоит в современной России, когда в силу сложившихся обстоятельств без родителей остаются тысячи детей.
В рамках данного доклада мы рассмотрели основные теоретические и практические проблемы института усыновления, а также привели примерные пути их решения.
Теоретические проблемы
Одной из самых важных теоретических проблем, с которыми сталкиваются усыновители и органы опеки и попечительства, стала проблема в осуществлении той стадии усыновления, которая отвечает за работу с кандидатами в усыновители. Дело в том, что при усыновлении простого предъявления документов недостаточно.
Сотрудники органов опеки и попечительства обязаны провести настоящую проверку и подготовку потенциальных родителей, дабы выявить, отвечает ли вообще это усыновление интересам ребенка, и написать надлежащее заключение.
В процессе работы с людьми, изъявившими желание усыновить ребенка, перед специалистами органов опеки и попечительства возникает важная морально-правовая проблема – довести до каждого всю степень ответственности и сложности задач, которые ему предстоит решить.
Ведь от усыновителей требуется такая степень сознания, которая могла бы превратить естественную потребность иметь детей в чувство привязанности и любви к чужому ребенку. То, что в отношениях между родителями и кровными детьми может возникнуть чисто стихийно в силу естественных чувств, в отношениях между усыновителями и усыновленными должно явиться итогом сознательного поведения, терпения, выдержки, стойкости, рассчитанных не на порыв, а на дни, месяцы, годы кропотливой работы.
Следовательно, реализация этой стадии является крайне важным этапом на пути к усыновлению, а соответственно от качества и профессионализма работников органов опеки и попечительства зависит достигаемый в рамках этой стадии результат.
Также, хотелось бы отметить еще одну немаловажную проблему. Закон устанавливает основания, при которых усыновление происходит без согласия родителей. К ним относятся:
-более 6 месяцев не проживают совместно с ребенком;
-уклоняются от его воспитания и содержания,
-пренебрегают своими родительскими обязанностями по причинам признанными судом неуважительными.
Все эти три обстоятельства должны быть в совокупности. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 20 апреля 2006 г. №8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей», суд устанавливает причины, по которым родитель более шести месяцев не проживает совместно с ребенком (дабы осуществить усыновление без его согласия), при рассмотрении заявления об усыновлении ребенка. Получается, что установленный порядок нарушает права биологических родителей: недопустимо передавать сведения о детях потенциальным усыновителям до того, пока судом не установлены факты отсутствия совместного проживания биологических родителей с ребенком и их уклонения от воспитания и содержания. Необходимо строго определить последовательность решения судом вопросов: сначала – о признании не уважительными причины неучастия родителей в воспитании и содержании детей, затем – об усыновлении.
Также в рамках материала хочется затронуть, пожалуй, самую важную проблему теоретического уровня. Пункт 1 статьи 124 Семейного кодекса Российской Федерации гласит: «Усыновление или удочерение (далее - усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей». Однако известно, что особую весьма значительную по своей численности категорию среди несовершеннолетних, лишенных родительской опеки, представляют безнадзорные и беспризорные дети и подростки. Эти дети лишены не только родительского попечения, они, как правило, лишены какого-либо попечения вообще. Они находятся в наиболее тяжелом положении: не работают, не учатся, совершают противоправные деяния. В отчетных документах органов опеки данные дети не числятся, в связи с тем, что органы просто не работают с данным контингентом. Не проводят мероприятий по их выявлению, ни, тем более, по их устройству. Корень данной проблемы, по всей видимости, лежит как раз в недостаточной конкретизации объекта усыновления в Семейном кодексе. Идет указание лишь на детей, лишенных родительского попечения, а не попечения вообще. Данное упущение, в свою очередь, и порождает на практике незащищенность прав и законных интересов обездоленных детей. Единственным верным решением, как мы полагаем, будет преобразования как на законодательном, так и на правоприминительном уровнях. Следует обязать соответствующие государственные структуры осуществлять заботу обо всех детях, лишенных попечения, включая безнадзорных и беспризорных.
Практические проблемы
Одной из самых интересных проблем является усыновление (удочерение), далее усыновление иностранными гражданами, особенно гражданами США. Такой интерес вызван принятым 28 декабря 2012 года Федеральным законом № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».
Этот договор примечателен тем, что статья 4 запрещает усыновление гражданам США запрещает усыновление детей, являющихся гражданами РФ, американскими гражданами. Кроме того, организациям запрещается вести деятельность на территории РФ, связанную с подбором и передачей детей на усыновление.
Также в части 2 статьи 4 сказано о прекращении действия соглашения между РФ и США о сотрудничестве в области усыновления детей, подписанного в городе Вашингтоне 13 июля 2011 года. По разным мнениям, часть 2 может либо являться предложением по денонсации. Согласно разъяснению Верховного суда РФ, передаче усыновителям подлежат дети, по чьим делам решения об усыновлении приняты до 1 января 2013 года и вступили в силу (в том числе после 1 января).
Трудности перевода и мнение ребенка
Основаниями для оставления заявлений без движения в 2015 году, как и в 2014 году, зачастую было непредставление заявителями всех необходимых документов, предусмотренных статьей 271 ГПК РФ (в частности, разрешения компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка и постоянное жительство на его территории; справок с места работы о зарплате либо копии декларации о доходах; заключения компетентного органа государства об условиях жизни усыновителей), либо представление документов, не отвечающих установленным требованиям (например, несоблюдение порядка проставления апостиля; представление документов, не переведенных на русский либо содержащих неправильный перевод).
Исходя из положений статьи 57 Семейного кодекса РФ, которыми закреплено право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства, суды выясняли мнение детей, достигших возраста десяти лет, по вопросу их усыновления непосредственно в судебном заседании. При этом суды учитывали, что в соответствии со статьей 57 и пунктом 1 статьи 132 СК РФ для усыновления ребенка, достигшего указанного возраста, необходимо его согласие.
Например, при рассмотрении Владимирским облсудом дела об усыновлении гражданами Италии двоих детей (брата и сестры) старше десяти лет девочка согласилась на удочерение при условии, что она будет удочерена вместе с братом. Однако мальчик выразил несогласие на его усыновление. Учитывая эти обстоятельства и приняв отказ усыновителей от заявленных требований, суд прекратил производство по делу.
Важно отметить, что существует богатая судебная практика по статье 125 Семейного кодекса РФ (далее СК РФ) «Порядок усыновления ребенка». В основном эти дела заканчиваются усыновлением ребенка на основании решения суда и с согласия органов опеки и попечительства и прокурора.
Отсюда видно, что получения согласия органов опеки и попечительства и вынесение положительного решения судя не является основной проблемой при усыновлении детей. Главная проблема – это сбор необходимых документов. Какие же документы нужно собратьгражданину России, чтобы усыновить ребенка?
• Краткая автобиография. Кандидат в усыновители/опекуны пишет автобиографию в свободной форме. Ее можно написать от руки, а можно набрать текст на компьютере. В ней указываются основные сведения о будущем родителе: ФИО; сведения о документах, удостоверяющих личность; сведения о гражданах, зарегистрированных по месту жительства гражданина желающего усыновить ребенка (стать опекуном); сведения, подтверждающие отсутствие судимости; сведения о получаемой пенсии, ее виде и доходе (для лиц, основным источником доходов которых является страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты).
• Справка о доходах. Справка составляется свободной форме, на бланке предприятия и предполагает подпись бухгалтера, печать, данные о зарплате за последние 12 месяцев. Но очень часто органы опеки и попечительства просят предоставить справку по форме 2-НДФЛ. Как альтернативный вариант (например, для предпринимателей) — подготавливается копия декларации о доходах из налоговой инспекции, а для пенсионеров — справка о начислении пенсии, выписка из банковского счета или другие справки, подтверждающие доходы. Также кандидат в усыновители/опекуны вправе представить — вместо собственной справки о доходах — справку о доходах супруга (и). Органами опеки будет учитываться размер совокупного дохода семьи.
• Медицинское заключение. Документ действителен в течение 6 месяцев со дня выдачи, однако результаты осмотра некоторых врачей действуют до 3 месяцев. Этот документ оформляется в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 18.06.2014 №290 Н. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку, попечительство, взять в приемную или патронатную семью, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации № 117 от 14 февраля 2013 года.
• Согласие близких родственников. При усыновлении ребенка лишь одним из супругов представляется заявление с выражением согласия другого супруга на усыновление. Если супруги фактически прекратили семейные отношения, требуется документ, подтверждающий, что они не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно (при невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты).
• Копия свидетельства об окончании школы приемных родителей. С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». В связи с этим Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 391 было введено обязательное требование для граждан представлять в орган опеки и попечительства документ о прохождении кандидатами в приемные родители специальной подготовки.
Школы приемных родителей – это государственные учреждения, цель которых – провести более тщательный отбор среди желающих усыновить ребенка. Это занятия, на которых потенциальных родителей готовят к тому, чтобы взять ребенка в семью. Ведущие рассказывают о психологии ребенка-сироты, о том, как он будет привыкать к новой семье, о юридических аспектах приема. Родители не только слушают лекции, но и обсуждают волнующие их темы, разыгрывают заданные ведущими ситуации, смотрят видеосюжеты, участвуют в мозговом штурме, беседуют с выпускниками курсов. Как видите, основной акцент делается на взаимодействие ведущих и участников. Не менее важная часть подготовки — это индивидуальные консультации со специалистами.
Свидетельства, выданные в разных субъектах Российской Федерации, действительны на всей территории страны.
Иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации, могут быть представлены документы о прохождении соответствующей подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено указанными в абзаце втором настоящего пункта требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Заключение
Несмотря на положительную тенденцию в развитии усыновления в Российской Федерации, как мы видим, проблем остается еще очень много. Тем не менее, грамотное их разрешение позволит приблизиться к идеальной работе института, и поможет огромному множеству детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации обрести новую семью, которая сможет обеспечить каждого ребенка должным содержанием и надлежащим воспитанием. Но? все же главной задачей и главной проблемой является как можно большее сокращение случаев оставления детей своими родителями, чтобы случаи усыновления происходили лишь в крайних случаях, а дети росли в родных и любящих семьях.
Как вы относитесь к усыновлению детей?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Теория, теория...
Ничего общего с реалиями жизни.
Это я как опекун с 12-летним стажем говорю.
Опекун и усыновитель-это очень разные понятия.
Усыновление хорошо уже тем, что есть надежда у малыша получить семью: маму и папу!
Мы хотели удочерить девочку. Прошло семь кругов ада с оформлением документов. И в конце нам отказали по причине того, что мы не смогли подтвердить доходы. Лихие 90-е, не у многих тогда были официальные доходы. У нас к тому времени было четверо детей. И никто не спрашивал, на какие доходы мы их будем содержать.
Мы с женой хотели взять ребенка, но ввиду того что Собираемся валить из страны не судьба...
А ведь могло повезти какому то ребенку. Если бы я в детдоме жил, то хотел бы получить шить уехать из России.
Да, конечно! Я прекрасно все понимаю. Бесспорно как касается этой темы то сердце кровью обливается... Я бы с удовольствием помог выпускнику детдома, очень хочется чтобы у всех было все хорошо! Но вот в мусульманских странах нет детдомов к слову вообще! В Турции посмотри! Если ребенок стал сиротой то забирает родня! Если родни нет-забирают соседи! И воспитывают как своего! А у нас чтобы получить разрешение надо прыгнуть тройное сальто с ногами за шею и Зависнуть в воздухе На 15 минут... Они вообще хотят чтобы детей забрали или им наоборот так выгоднее?
В общем политика эта мне не понятна...
В свое время соседи сказали, что если что возьмут меня. Так как дедушке с бабушкой могут и не позволить из за возраста. У нас же классное государство. Лучше упечь в детдом чем бабке с дедом, но своим. А в детдоме ты чужой в любом случае. Мне было 12. Мама ложилась на операцию. Разговор такой был как подстраховка.
По моему в 90-х все это обсуждали.. Мои предки тоже постоянно говорили "если с нами что-то случится, иди соседям. Они все знают..."
Хочу взять ребенка, это лучше чем завести собаку. Вот только жилищная проблема есть.