Игорь Евгеньевич
Игорь ЕвгеньевичПодписчиков: 2781
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг436.1к

Недозагрузка: как коронавирус отразился на грузоперевозках

251 просмотр
74 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 7,30 рублей за дочитывания
Зарабатывать

"Коронакризис" ударил по грузовым железнодорожным перевозкам и смежным отраслям: по расчетам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в августе 2020 года недополученная выручка от грузовых перевозок составила 8,3 миллиарда рублей, с марта по август – 93,8 миллиарда рублей.

Так, по данным института, падение спроса на продукцию добывающих отраслей началось еще в декабре 2019 года и ускорялось вплоть до июля 2020 года. Лишь в августе наметился небольшой рост (0,4%), что было обусловлено увеличением добычи нефти (на 0,7% до 47,8 миллиона тонн). В то же время, в августе продолжили сокращаться добыча угля (на 6,1% до 34,4 миллиона тонн), а также его экспорт (на 1,6% до 17,1 миллиона тонн).

Прямым следствием значительного снижения добычи полезных ископаемых в середине лета стало соответствующее сокращение транспортировки этих грузов. Так, по расчетам ИПЕМ, погрузка угля в январе-августе 2020 года сократилась на 8,1% относительно аналогичного периода прошлого года, нефти и нефтепродуктов – на 9%, черных металлов – на 11,4%.

"Снижение грузоперевозок связано со значительным сокращением экспорта угля, а уголь составлял чуть менее 30% от всех грузов, перевозимых по железной дороге. Причем больше всего перевозки угля сократились в европейском направлении, куда шли основные потоки", - отмечает аналитик ГК "Финам" Алексей Калачев.

На фоне снижения объемов грузоперевозок сократилась востребованность и грузовых вагонов. Так, по данным РЖД, на сети российских железных дорог сейчас простаивает порядка 100 тысяч вагонов, и это при том, что еще до "коронакризиса" наметилось их перепроизводство.

Соответственно, сокращается спрос на новые вагоны. По информации Росстата, в июне 2020 года в России было произведено 3,9 тысячи грузовых вагонов, что на 45% меньше, чем в июне прошлого года. По итогам первого полугодия производство грузовых вагонов сократилось на 26,7%.

"Самая большая доля в вагонном парке – это полувагоны, используемые как раз для угля и других насыпных грузов. И уже с прошлого года их производство начало снижаться, поскольку сформировался избыток. Сейчас из-за снижения экспорта угля количество избыточных вагонов возросло. Ранее импульсом к их производству была программа 2016 года по обновлению парка вагонов. Многие были заменены в 2017-2018 годах, то есть, обновление уже произошло, и, учитывая достаточно длительный срок службы, больших объёмов их производства в ближайшее время не понадобится", - сказал Калачев.

Сокращение грузоперевозок затронет не только отрасли грузового вагоностроения, но и производство вагонного литья. Так, по оценкам аналитиков, спрос на литые комплектующие для проведения ремонтов грузового подвижного состава будет в значительной степени удовлетворяться за счёт б/у комплектующих с вагонов-доноров, простаивающих на сети.

В России вагонным литьем занимаются ряд предприятий, в том числе ООО "Промлит", ООО "ВКМ-Сталь", АО "ПО "Бежицкая сталь".

Эксперты считают, что пока сложно спрогнозировать, сколько времени потребуется на восстановление грузоперевозок, поскольку слишком много существует факторов неопределенности, связанных с развитием мирового экономического кризиса.

"Не думаю, что к концу года удастся полностью восстановить грузоперевозки, которые во многом ориентированы на экспорт. Экспортный товарооборот, в том числе по углю, нефти и нефтепродуктам, железной руде, меди и по другим полезным ископаемым в 2020 году, скорее всего, останется в среднем ниже, чем в последние годы. Причины этого в том, что к концу года экономика стран Европы не успеет полностью восстановиться. По-видимому, грузоперевозки достигнут уровня 2019 года к концу 2021, может быть, даже к 2022 году", - считает заведующий кафедрой экономической теории и политики факультета финансов и банковского дела РАНХиГС, доктор экономических наук Абел Аганбегян.

В свою очередь, Калачев полагает, что объемы перевозок строительных грузов, металлов и угля будут постепенно восстанавливаться по мере роста спроса на эти товары на мировых рынках.

"Тенденция к росту уже наметилась по металлам. Однако сохранится проблема с энергетическим углем: он стоит дешево, и пока нет базы для роста его стоимости. Скорее, будет восстанавливаться спрос на коксующийся уголь, которым, к примеру, заинтересовалась Индия", - говорит Калачев.

Аналитик полагает, что ситуация с грузоперевозками во многом будет зависеть и от того, не грозит ли миру еще один локдаун, ведь пока ситуация с коронавирусом не нашла своего окончательного решения. Впрочем, по мнению Калачева, повторение весеннего сценария маловероятно, хотя ждать полного восстановления объема грузоперевозок в этом году не приходится.

Читайте Подробнее ➤

Понравилась публикация?
1 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽
Елена Викторовна
Подписчиков 1734
25.05.2024, 05:23
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3.4М
Приветствую вас, уважаемые читатели. Порассуждаем сегодня о знаках свыше которые мы упорно не замечаем,...
Подробнее
Неинтересно
-2
84
Ваганов Максим Владимирович
Подписчиков 6483
30.03.2024, 22:24
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4.2М
Друзья, снова возвращаюсь к Вам с очередной публикацией. Хочу на сей раз рассказать ...
Подробнее
Неинтересно
0
30
Галина
Подписчиков 9639
11.06.2024, 19:15
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг5.6М
В России выявлен новый штамм коронавируса FLiRT.Коронавирусная инфекция стала сезонным заболеванием,...
Подробнее
Неинтересно
0
8
Елена Викторовна
Подписчиков 1734
25.05.2024, 05:23
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3.4М
Приветствую вас, уважаемые читатели. Порассуждаем сегодня о знаках свыше которые мы упорно не замечаем,...
Подробнее
Неинтересно
-2
84
Петр Сумин
Подписчиков 760
21.05.2024, 06:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг23.1к
Честно говоря, я давно слежу за творчеством писателя Игоря Галилеева, признанного "Автором года" в 2022 году,...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Лебедева Светлана Васильевна
Подписчиков 428
28.03.2024, 12:33
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг776.2к
Доктор Кулвиндер Каур Гилл, врач индийского происхождения, сталкивается с юридическими ...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Марина
Подписчиков 2412
18.12.2023, 13:16
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.2М
Новый враг захватывает различные регионы мира. Этим сезоном коварная и маленькая бактерия преуспевает более,...
Подробнее
Неинтересно
-2
26
Погиба Кирилл Сергеевич
Подписчиков 2494
12.12.2023, 22:43
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг283.5к
К тому же, если вы живете в районе, где запрещены излишние прогулки на свежем ...
Подробнее
Неинтересно
0
0