Новости для бизнеса
Одной из ключевых проблем ведения бизнеса в России является чрезмерное регулирование и контроль над экономическими субъектами. В области регулирования работы предприятий насчитывается свыше 9000 законов. Деятельность компаний нередко подчиняется противоречащим и устаревшим актам.
По числу проверочных мероприятий Россия бьет все рекорды. Сегодня в стране действуют 46 контролирующих ведомств, реализующих 220 типов проверок. Ежегодно в отношении бизнесменов проводят до 10 млн. проверок, большая часть которых завершается штрафами.
Зачастую речь идет о «контроле ради контроля», и проводимые проверки никак не сказываются на уровне безопасности товаров. Очевидно, что проблему чрезмерной активности надзорных учреждений в бизнес - среде так же нужно решать.
С 1 ноября 2020 года вступает в законную силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации". Обеспечением реализации положений настоящего Федерального закона назвали - "регуляторная гильотина".
Что же такое «регуляторная гильотина»?
«Регуляторная гильотина» – это не российское изобретение. Сам термин ввели в оборот консалтеры из компании Jacobs, Cordova & Associates.
Подобный механизм уже ранее применялся в мировой практике еще с 1980-х годов. Например, он реализовывался в Великобритании, Вьетнаме, Хорватии, Южной Корее. Так, в Хорватии реализация «гильотины» привела к экономии бизнеса более чем 65 млн. долларов всего за 9 месяцев. Во многих странах удалось устранить до половины всех ненужных требований и снизить коррупцию.
«Регуляторная гильотина» - инструмент масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду.
Целью реализации «регуляторной гильотины» является тотальный пересмотр обязательных требованиях, в соответствии с которым нормативные акты и содержащиеся в них обязательные требования должны быть пересмотрены с широким участием предпринимательского и экспертного сообществ.
Задача «гильотины» – создать в сферах регулирования новую систему понятных и четких требований к хозяйствующим субъектам, снять избыточную административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, снизить риски причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям.
О законе.
Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» предполагает реформу контрольно-надзорной деятельности, а также правовых и организационных основах введения обязательных требований, которые содержатся в нормативных актах РФ, и оценке их применения.
Вступление в законную силу будет постепенным. Сам закон вступит в силу с 01.11.2020. Часть 1 статьи 3 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 февраля 2021 года. Части 2 и 3 статьи 10 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 марта 2021 года.
Согласно правовым нормам, содержащимся в законе:
1. Положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года.
2. В целях обеспечения систематизации обязательных требований и информирования заинтересованных лиц создается реестр обязательных требований, содержащий перечень обязательных требований, информацию об установивших их нормативных правовых актах, сроке их действия.
3. Федеральные органы исполнительной власти в отношении принятых ими нормативных правовых актов дают официальные разъяснения обязательных требований исключительно в целях пояснения их содержания.
4. Каждые 6 лет правовые акты будут заново переоцениваться.
5. Применение обязательных требований по аналогии не допускается.
6. В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом большей юридической силы. В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований.
7. Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 статьи 15 ФЗ, с 1 января 2021 года несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.
На первый взгляда закон не плохой. Посмотрим, как он заработает на практике.

Коррупционеры используют проверки для недобросовестной конкуренции.
Спасибо.
Главное, чтобы боком не вышел закон.