Основы теории паушальных взносов
Вступление
Стоимость всех услуг и возможностей, предоставляемых франчайзерами (владельцами франшиз) начинающим предпринимателям (франчайзи) на этапе создания собственного бизнеса называется паушальным взносом. В него входит оплата за использование торговой марки, стиля ведения бизнеса, технологического процесса и дополнительные услуги – помощь в подборе, обучении и аттестации персонала, различные консультационные услуги, организация документооборота, предоставление контактов с партнёрами по бизнесу и множество организационных моментов. Необходимо понимать, что цена этого взноса – не случайная, а хорошо продуманная и экономически обоснованная величина. Она определяется затратами франчайзера при запуске бизнеса нового партнёра.
Определение
Паушальный взнос – это единовременный взнос, который начинающие предприниматели выплачивают франчаейзерам за право работы под его торговой маркой. Он имеет фиксированный размер, который не зависит ни от внутренней, ни от внешней экономической обстановки, ни от остальных нюансов договора. Его можно считать противоположностью роялти.
Познавательно происхождение этого термина – это не английское словосочетание «franchise fee», как многие логично предполагают, зная об истории возникновения франчайзинга – в современном виде он появился в 20-е года ХХ века в США. На самом деле, он происходит от немецкой фразы «die Pauschale» - «большой кусок материи», что начинаешь понимать при более детальном изучении теории франчайзинга. К сожалению, термины «франчайзинг» «франчайзер», «франчайзи» и «паушальный взнос» никак не отражены в законодательстве Российской Федерации. Но из этого не следует, что подобная форма предпринимательства незаконна. До внесения поправок в Гражданский кодекс эта форма бизнеса регулируется при помощи договоров коммерческой концессии. Так, в статье 1030 Гражданского кодекса РФ говорится о единовременном платеже («паушальном взносе») владельцу торгового бренда («франчайзеру») предпринимателем («франчайзи») сразу после подписания договора.
Паушальные взносы в бухгалтерской отчётности
Они будут отражаться в бухгалтерии всех сторон договора согласно положению об учёте нематериальных активов, вступившему в силу в нашей стране. Классическим случаем можно считать развитие бизнеса по франшизе «Тридцать три пингвина». История этой сети начинается в 2006 году, она быстро и успешно растёт. Через год в её составе работают уже более 1000 бизнесменов. Реализация франшиз по цене 370 000 рублей стали главным средством поступления доходов к кампании. По этой причине паушальные взносы отражены в доходной части бухгалтерской отчётности. В организациях, где франчайзинг не считается основной доходной составляющей, а только дополняет коммерческую деятельность, он будет считаться составной частью операционных доходов. Более подробная информация о бухгалтерских операциях всех видов компаний для франчайзеров и франчайзи имеется в достаточных количествах в Интернет-источниках и тематических экономических журналах, в которых авторы приводят множество цифр и терминов, они носят не принципиальный, а исключительно технический характер.
Если говорить об этой проблеме с точки зрения налоговых отчислений, то получение исключительного права на ведение предпринимательской деятельности по договорам франчайзинга, то их можно отнести к категории «оказанные услуг» и начинающие предприниматели обязаны выплачивать НДС. Начисление налога на сумму платежа происходит в момент заключения договоров концессии. Дальнейшее взаимодействие франчайзеров и начинающих предпринимателей предусматривает ежемесячную выплату вознаграждения за ведение бизнеса под предоставленной торговой маркой – роялти. В этом случае франчайзер обязан:
-начислить подобный налог в момент платежа в зависимости от его суммы;
-сдать соответствующую счёт-фактуру в налоговую инспекцию на протяжении 5 календарных дней.
После получению исключительных прав на торговую марку НДС рассчитывается со всего размера платежа. При выполнении периодических платежей расчётной датой считается последний день квартала. Величина налоговых отчислений рассчитывается с учётом ранее выплаченных авансов
Как рассчитываются размеры паушальных взносов
При анализе спроса и предложений на этом рынке сразу бросается в глаза, что их величина очень сильно колеблется. Она находится в диапазоне от 15 тысяч до 15 миллионов рублей. Иногда их размер может равняться даже нулю. Это почти всегда относится к магазинам одежды и тем организациям, которые сами производят товары, продавая первую партию товаров при помощи паушальных взносов.
Очень снисходительное отношение к первому взносу от франчайзи имеют те владельцы бизнеса, у которых поставлена цель быстрого и эффективного расширения торговой сети. Чем большее количество партнёров они получат, тем большую экономическую территорию они смогут охватить и эффективнее решить проблемы с конкурентами. Кроме этого, расширение торговой сети всегда влечёт за собой увеличение популярности бренда и росту клиентского потока, количества заказов и размеров доходов.
У паушальных взносов, у всех товаров и услуги, имеются собственные законы формирования цен. Франчайзеры, после заключения договоров с новыми коллегами несут затраты на оказание помощи в организации деятельности новой торговой точки. Следовательно, франшиза, по которой стартует работа нового предпринимателя, имеет себестоимость. Она состоит из пакетов документации для ведения бизнес-процесса, маркетинговых элементов, рекламы, которая поступает из голоного офиса и работы специалистов – консультантов. Весь этот комплекс услуг стоит больших денег, которые необходимо окупить. Иногда договором франшизы предусматривается выезд команды консультантов на место в целях досконального контроля за подготовительными процессами на старте бизнеса. В некоторых случаях для предпринимателей создают дизайнерские проекты торговых залов, проводятся переговоры с владельцами торговых центров от имени франчайзи, обучаются новые сотрудники за счёт головной организации. Чем многограннее работа с начинающими предпринимателями, тем больше денег тратят франчайзеры, поэтому стоимость франшиз постоянно увеличивается. Вместе с этим, как при реализации всех видов товаров на их стоимость накладываются наценки. Все эти расходы компенсируются при помощи паушальных взносов. Но франчайзер должен установить такую цену, чтобы не отбить желание работать у партнёров ещё на старте бизнеса. Другими словами, чем выше франчайзер будет ценить право работы своего бизнеса под маркой известного бренда, тем выше будет стоимость данного решения.
Франшиза без паушального взноса: в чем подвох?
«Разве это возможно?!» - часто задают вопросы новички в этом виде бизнеса, который узнаёт, что на рынке имеются франшизы без каких-либо взносов. Здесь необходимо понимать – да, возможно, но очень редко. Паушальные взносы считаются лакмусовой бумагой для франчайзеров кроме платы за оказание его услуг начинающим бизнесменам – за обучение, за организацию технологического процесса и т. д. После факта оплаты этих взносов стартует история тесного взаимодействия сторон. Подобным образом начинающие предприниматли не только платит компенсацию за организационную помощь, но и подтверждает серьезность своих намерений.
Паушальные взносы, как правило, не предусматриваются в товарных франшизах. В этих случаях начинающие предприниматели сразу покупают партии продукции, которые будут реализованы в новых торговых точках. Какие-либо взносы здесь абсолютно излишни. Следует также сказать, что в современной экономической ситуации снижение размеров паушальных взносов можно рассматривать в качестве инструмента для устранения конкуренции. Всем хорошо известно, что более дешёвые франшизы быстрее и лучше реализуются. Рынок франшиз растёт с каждым годом, а его сегмент дешёвых услуг увеличивается с каждым днём. Франчайзеры просто вынуждены снижать размеры паушальных взносов до минимального уровня, старясь при этом покрыть самые основные трудозатраты.
Возможен ли возврат паушальных взносов
К глубокому сожалению, подобный вопрос звучит достаточно часто. Разбирательства в судах между франчайзерами и франчайзи не считаются редкостью. Причины могут быть различными. Это может быть и банальное мошенничество с первой стороны, а также махровая халатность и некомпетентность со второй стороны. Часто начинающие предприниматели считают, что после того, как ими оплачены эти взносы, за них будет полностью выстроен бизнес и создана клиентская база, а все инвестиции окупятся за пару дней. Паушальные взносы можно вернуть, если договоры франчайзинга изначально были составлены с грубейшими ошибками и не прошли регистрацию в органах Роспатента. Подобные договоры неверно составляются, когда начинающие предприниматели при попытках побыстрее сделать франшизу, не проводят достаточную юридическую и экономическую оценку документа. Иногда случаются грубые технические ошибки при составлении и подписании договоров. В таких случаях договоры можно расторгнуть в судебном порядке или по соглашению сторон, а перечисленные денежные средства возвратить прежним владельцам. Все договоры франчайзинга должны пройти регистрацию в органах Роспатента. Эта формальная процедура, которая, в случае нормальных взаимоотношений между сторонами ровным счётом ничего не даёт. Эту деятельность можно вести параллельно. Но есть исключения. К примеру, в 2019 году Правительство Москвы организовало помощь в виде субсидий представителям малого бизнеса, но только для тех из них, чьи договоры франчайзинга были зарегистрированы в органах Роспатента.
Вывод: зная основы теории паушальных взносов можно принимать грамотные решения по организации собственного бизнеса.