Новинки от Минфина, ФАС и Казначейства. Проект поправок к Закону N 44-ФЗ от 21.09.2020 г.

На сайте https://fas.gov.ru/news/30482 ведомства ФАС появилась информация, что в правительстве на финальных стадиях согласования находится проект поправок к Закону N 44-ФЗ. Документ разработали совместно ФАС, Минфин и Казначейство.
Разработчики решили сконцентрироваться на типовых нарушениях законодательства о закупках, и предложить пути решения спорных вопросов.
Основные нарушения по 44-ФЗ.
Основные нарушения, которые встречаются ФАС – это нарушения, которые приводят к сокращению количества участников закупки и снижению конкуренции на торгах, например:
- нарушения в части размещения информации в ЕИС;
- нарушение порядка выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- нарушение порядка отбора участников закупок;
- нарушение в части установления требований в документации о закупках, влекущие ограничение количества участников торгов;
- нарушение порядка заключения контракта или неправомерное изменение его условий, а также заключение контракта с нарушением объявленных условий закупок.
Какие пути решения видят контролирующие органы? Планируемые нововведения.
- 1) На мой взгляд, самое интересное и новое – это, конечно, сокращение количества способов проведения закупок, а также отказ от повторного объявления торгов в случае, если никто в них не участвовал.

Сейчас ФАС предлагает следующее – если никто не пришел на торги, то Заказчик сможет обратиться в антимонопольный орган для согласования заключения контракта с единственным поставщиком.
По статистике самой непопулярной процедурой сейчас является запрос предложений, соответственно представляется любопытным, не эту ли процедуру отменит новый документ.
- 2) Еще одно интересное нововведение планируется ввести в целях борьбы с ловушками для формального отклонения участников.
Это как раз то, о чем я писала в своей статье «Курьезная закупка по 44-ФЗ: квадрат со сторонами 1100 х 1500 мм» - Подробнее ➤ (кто не читал, советую).
Суть в том, что Заказчик больше не сможет отклонить заявку участника по формальным искусственным признакам (часто Заказчик устраивает тест на внимательность участникам, предлагая заполнить многостраничные заявки с разными «подводными камнями», при заполнении которых редкий участник не ошибается).

Теперь в законопроект включены предложения ФАС России по распространению только «согласия» участника с требованиями извещения и документации, введенного в сфере строительства, и на остальные закупки работ и услуг, а также с определенными особенностями на закупку товаров.
- 3) В целях снижения возможности сговора на торгах предлагается начинать проведение аукционов через два часа после окончания срока подачи заявок для всех видов товаров, работ, услуг.

Насколько данная мера поможет избежать сговоров пока неясно. Однако, сейчас этот срок значительно длиннее:
«Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе».
- 4) Еще одно неожиданно полезное нововведение для Заказчиков касается борьбы с «профессиональными жалобщиками». Теперь подать жалобу на закупку сможет не каждый участник закупки, а только то лицо, которое имеет опыт исполненного контракта (договора) на сумму не менее 20% от его НМЦК. Новшество коснется всех закупок с ценой свыше 20 млн руб.

Далее, перечислены новшества для развития добросовестной конкуренции, которые пока непонятно, как и когда будут реализованы на практике.
- Например, предлагается ввести рейтинг деловой репутации предпринимателей, который будет формироваться автоматически ЕИС в сфере закупок на основе данных о качестве, количестве и стоимости исполненных контрактов, т.е. компании, за плечами которых есть большое число качественно исполненных контрактов, будут иметь экономические преференции.
- А в целях сбалансированности прав и обязанностей сторон совершенствуется процедура одностороннего расторжения контрактов. Предприниматели получат право обжаловать решение заказчика об одностороннем расторжении контракта.
- Кроме того, поправки расширяют функционал ЕИС. Все жалобы предлагают направлять через ЕИС, а заинтересованных лиц будут уведомлять автоматически. В эту же систему хотят перевести всю претензионную переписку.
В настоящий момент пакет поправок находится на завершающихся согласительных процедурах в Правительстве РФ.
Мое мнение – разработчики пытались в этот раз облегчить жизнь и угодить как Заказчикам так и Участникам.
Станет ли легче закупочная жизнь, покажет время, но в этот раз анонс поправок заинтриговал и заинтересовал.
А что думаете Вы? Полезные ли поправки хотят ввести в 44-ФЗ?
Пишите в комментарии.
Являются ли данные поправки полезными?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Я за любые поправки, лишь бы закупки стали честными, прозрачными и без завышения реальной стоимости.
Благодарю за информацию
Какая конкуренция? У нас на рынке рулит КИТАЙ во всех сферах.