Это страшное слово – ВПР!

Попыталась я для себя разложить по полочкам и разобраться, что такое ВПР (всероссийские проверочные работы), значимость ВПР. Прежде всего, я это делала для себя, и если у меня получилось, то я буду очень рада поделиться своими мыслями с интересующимися этой темой людьми.
Что за ВПР
Меня всегда мучил вопрос, что такое ВПР. При разговоре с учителями я не слышала внятного ответа. Вывод только: ВПР не влияет на процесс обучения, но все боятся результатов этих работ.
При проведении ВПР органы управления системой образования ссылаются на ряд ведомственных документов и нормативных правовых актов как на «нормативно-правовую базу» проведения ВПР.
Согласно законодательной базе, ВПР проводятся в рамках мониторинга за образовательным процессом.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что входит в мониторинг системы образования (ч. 3 ст. 97):
«Мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, в том числе в рамках оценки качества образования, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и вне учебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 утверждены правила осуществления мониторинга системы образования и перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу.
В постановлении Правительства расписан перечень проводимых мероприятий по мониторингу.
Лично у меня этот перечень не вызывает нареканий: сбор информации об уровне доступности образования, содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса, кадровое обеспечение общеобразовательных организаций и т.д.
Наблюдайте, анализируйте, собирайте сведения — да пожалуйста. Вносите предложения по улучшению процессов обучения и прочее.
В общем смысле термин «мониторинг» предполагает сбор информации о состоянии тех или иных процессов, осуществляемый без вмешательства в их ход. Мониторинг — система постоянного наблюдения за явлениями и процессами…
Что же происходит дальше на уровне Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)?
Ссылаясь на соответствие статьи 97 федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Правилам осуществления мониторинга системы образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662, ежегодно приказом Рособрнадзора утверждаются графики проведения мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ.
Иными словами, документы, устанавливающие «нормативно-правовую базу» проведения ВПР, указывают: данные работы проводятся в российских школах в рамках мероприятий по мониторингу качества образования.
Однако в соответствии с указанными понятиями, установленными в Законе об образовании, и правилами из Постановления Правительства мониторинг является формой наблюдения и не предполагает вмешательство в ход наблюдаемых процессов.
Важно отметить, что это определение не включает наблюдения за текущим состоянием знаний и подготовки учащихся путем их отдельной проверки.
Дальше, наблюдаем, что происходит в школах. Забираются часы с плановых уроков. ВПР проводится по времени не один урок и по нескольким предметам, то считаем, сколько часов отбираются у детей из учебного процесса.
Это мы называем наблюдением? Смею предположить, что это какое-то варварское вторжение с внесением хаоса и разбалансировки в учебную деятельность школ.
ВПР нельзя назвать контрольными работами, так как содержание проверочного материала идёт порой в полный разрез со школьным курсом. Ведь Минпросвещения и Минобрнау́ки как не крути, а разные ведомства. А уж о межведомственном взаимодействии, я думаю, наслышан каждый.
Результаты ВПР – это не показатель знаний. ВПР – очередная насмешка, «галочка» о проделанной работе федеральной службы и других ведомств.
Иными словами, проведение ВПР в рамках осуществление мониторинга системы образования лишено нормативно-правовых оснований, выходит за рамки, предусмотренные законодательством, и неправомерно.
Правомерно или неправомерно, но в очередной раз в образовательный процесс вносятся дополнительные нервозность и нагрузка. Учителя боятся, что их ученики покажут плохие результаты. Директор школы волнуется за общий показатель школы. Отрывается учебное время у учеников и учителей, ведь данные работы проводятся в рамках школьных часов.
Школы имеют право отказаться от проведения ВПР. Но мы же знаем, чем чреваты такие отказы. И вот в очередной раз проглатываются никому не нужные, ничего не дающие проверки, неся нагрузку на детей, учителей и родителей, переживающих за своё чадо.
Как всегда, благая идея не дошла правильно, оборвалась. Похоже, кто-то очень плохо различает понятия «контроль» и «наблюдение». Вот такое моё видение, и не только моё.
P.S. Отдельно адресую эти строки родителям учащихся обыкновенных российских школ. Поддерживайте своих детей, не ругайте и объясните им, что ВПР – это не экзамен, не показатель знаний, на текущую успеваемость не влияет. Пусть пишут спокойно, ведь крепкие нервы понадобятся дальше. Пока вот только такой совет.
Засим откланиваюсь с верой в светлое будущее…
Пока учителя, заваленные всевозможными отчётами и работой для галочки, не вернутся к прежней системе работы, когда до детей доносили не только свои знания, но и частичку своей души и своего видения предмета и поощряли способность детей к размышлению, толку от образования не будет.
Так метрополии в кремле это и нужно.
Потому, что у думающего народа может быть своя правда.
Да,детей запугали этими ОГЭ, ВПР,ЕГЭ.
От одной только аббревиатуры дурно делается...
У ребёнка сейчас проходят ВПР по 8 предметам за прошлый год. Около 2 недель учебного времени выпадает из образовательного процесса: подготовка и само написание. Считаю, что ВПР - узаконенная возможность преподносить информацию об образовании в нужном русле, манипулировать статистикой, для детей в этом точно нет никакой пользы. Тем более, что согласна с автором, сами ВПР зачастую содержат задания на темы, которые детьми не изучальсь. Не удивлюсь, если после написания работ, объявят, что работы написаны чудесно, что говорит о качестве дистанционного обучения и переведут обратно на дистант. Но это лично моё мнение, жутко раздражает, что крайнюю четверть не учились и теперь тратим время не на учёбу, а на никому не нужную ерунду, дети и без того уставшие,, 3 год во вторую смену, возвращаются домой в 19.30 и потом до пол ночи уроки делают. Жуть короче...
Действительно - это ещё один из способов манипулировать, надавить сверху, сделать нужную статистику. Ну уж точно не ставится задача выявить недостатки и помочь. Спасибо, Светлана Витальевна!
Абсолютно согласна с автором, подписываюсь под каждым ее словом. Сколько нервов, здоровья уходит на Это никому ненужное ВПР. Это я, глядя, как нервничает моя дочь из-за ВПР, которое, вроде бы, отменили в прошлом году из-за пандемии, а в этом-проводят. Уважаемые чиновники! Прислушайтесь к народу и отмените Это ВПР. Большая просьба. Думаю, что меня поддержит большинство.
Замечательная статья, интересная и познавательная Спасибо! Да с образованием и медициной в стране нынче полный раскордаж.
В словаре Даля упоминается другое слово)) раскардаш, в смысле бедлам)). А в бедламе, автор права, надо сохранять спокойствие. Сочувствую учителям и школьникам, радуюсь, что хоть это меня не коснётся.
Солидарен полностью.