Аникеева Кристина Юрьевна
Аникеева К. Ю. Подписчиков: 6910
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 8.5М

Порядок компенсации убытков при изменении режима землепользования участка уточнят.

91 дочитывание
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 8,70 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Поправки в ЗК РФ подготовлены во исполнение постановления КС РФ, согласно которому изменение режима землепользования по инициативе властей не обязывает владельца участка доказывать факт причинения ему убытка.

19 сентября Правительство РФ внесло на рассмотрение депутатов законопроект № 1023318-7 о внесении изменений в ст. 57 Земельного кодекса. Поправки разработаны во исполнение Постановления КС РФ № 11-П от 5 марта 2020 г., которым подп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 ЗК РФ были признаны не соответствующими Конституции.

С жалобой в КС обратилась жительница Великого Новгорода Ирина Бутримова, которая в 2009 г. приобрела земельный участок с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» кадастровой стоимостью свыше 5,8 млн руб. На сопряженной с ее участком территории расположен объект культурного наследия федерального значения – «Хутынский Варлаамов монастырь (руины), XVI в.». В 2015 г. правительство области установило территориальные границы охраняемых зон памятников истории и культуры, а также режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны указанного объекта культурного наследия, вид разрешенного использования участка, принадлежащего Ирине Бутримовой, был изменен на «земельные участки (территории) общего пользования», а его кадастровая стоимость снизилась до 1 руб., что подтверждалось выпиской из ЕГРН от 17 апреля 2017 г.

Посчитав, что действиями региональных властей ей причинены убытки, женщина попыталась получить компенсацию в судебном порядке. Однако суды отказали в удовлетворении иска, указав, что лицо, заявляющее требование о возмещении внедоговорного вреда, обязано доказать его наличие и размер, противоправность поведения лица, причинившего вред, причинную связь между наступившими убытками и действиями (бездействием) причинителя вреда, а также его вину, за исключением случаев, когда ответственность наступает без вины. После этого Ирина Бутримова обратилась в КС.

Рассмотрев материалы дела, КС указал, что практика применения подп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 ЗК допускает возможность их неоднозначного толкования. Это связано с отсутствием ясности как в вопросе правовой природы предусмотренного этой статьей института возмещения убытков при ограничении прав правообладателей участков, так и в отношении юридических оснований для компенсации – в частности, за правомерные действия госорганов и органов местного самоуправления, которые носят принудительный характер.

Высшая инстанция напомнила, что законодательные предписания в сфере гарантий права собственности должны обладать максимальной степенью ясности, не допускающей противоречивого толкования.

Суд указал, что в силу неопределенности нормативного содержания и с учетом противоречивого толкования на практике они не позволяют однозначно определить условия возмещения убытков в случае ограничения прав правообладателей земельного участка правомерными действиями госоргана или органа местного самоуправления в связи с установлением зоны охраны объекта культурного наследия. В связи с этим в законодательство потребовалось внести изменения.

«При этом федеральный законодатель не лишен возможности на основе объективного и разумного оправдания различий в правах предусмотреть для особых случаев возмещения убытков, причиненных правомерными действиями органов государственной власти или органов местного самоуправления, особенности порядка определения состава и размера таких убытков», – указывал КС.

Внесенным в Думу законопроектом предлагается изложить подп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 ЗК РФ в новой редакции. Согласно поправкам, возмещению в полном объеме (включая упущенную выгоду) подлежат убытки, причиненные, в частности, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, в том числе в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, публичного сервитута, резервированием земельного участка для государственных и муниципальных нужд.

Кроме того, право на полное возмещение возникнет и в случае изменения целевого назначения земельного участка на основании соответствующего ходатайства органа госвласти или муниципалитета без согласия его правообладателя, в случаях перевода данного земельного участка из состава земель одной категории в другую для создания или расширения особо охраняемой природной территории без изъятия земельного участка у его правообладателя либо в связи с установлением, изменением границ населенного пункта или включением земельного участка в границы населенного пункта.

Ранее КС, анализируя нормы ЗК, пришел к выводу о том, что в законе отсутствует ясность как в вопросе правовой природы возмещения убытков при ограничении прав правообладателей участков, так и в отношении юридических оснований, условий для компенсации – в частности, за правомерные действия госорганов и органов местного самоуправления, которые носят принудительный характер.

Для устранения этой неопределенности законодатель решил пойти самым простым путем – внести в оспоренные ранее нормы ЗК РФ изменения по поводу частных случаев, рассмотренных КС.

Законопроект устраняет выявленный КС пробел в правовом регулировании.

«Вместе с тем радикальное изменение претерпел подп. 5 п. 1 ст. 57 ЗК РФ РФ. И если действующая редакция этой нормы в качестве основания возмещения убытков землепользователям называет любые случаи изменения целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка, то новая редакция сужает круг таких случаев. К данным основаниям планируется отнести только случаи включения земельного участка в границы территории населенного пункта, а также в связи с созданием или расширением особо охраняемой природной территории».

Из текста законопроекта пока не очень понятно, какие ограничения могут быть наложены на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости в случае включения таких участков в границы населенных пунктов, которые влекли бы возникновение убытков, подлежащих компенсации.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/poryadok-kompensatsii-ubytkov-pri-izmenenii-rezhima-zemlepolzovaniya-uchastka-utochnyat/

Проголосовали: 2

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Понравилась публикация?
1 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Стратегия единства: новые правовые контуры российской национальной политики до 2036 года

На прошлой неделе подписан Указ Президента Российской Федерации от 25 ноября 2025 года № 858, утверждающий Стратегию государственной национальной политики на период до 2036 года. Этот документ,...

Льготы и освобождения от судебной пошлины, истребования документов при камералке в обзоре

Анализ отдельных налоговых событий можно посмотреть: Верховный Суд освежил свои разъяснения по правам и обязанностям военнослужащих, которые изложены в Постановлении № 8. Затронуты там и льготы,...

МРОТ в России с 2026 года вырастет на 20%!

МРОТ в России с 2026 года вырастет до 27 093 рублей - Мишустин Премьер-министр России Михаил Мишустин сообщил, что с 1 января 2026 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в стране составит 27 093 рубля.

Самозанятые и больничные с 2026 года: благая инициатива или новый способ сбора взносов?

На прошлой неделе активно обсуждали слухи об отмене режима самозанятости — налога на профессиональный доход (НПД). Теперь же появился не менее резонансный законодательный проект, который, казалось бы,...