Субъективный взгляд на юридическое образование в России
Попадание студента юридического факультета в российскую профессиональную правовую среду представляется самым простым и коротким в сравнение с европейским. На всей нашей территории могучей и необъятной Родины достаточно получить высшее юридическое образование и, вуаля, ты - юрист. Конечно, для получения определенного круга правовых профессий (судья, адвокат, нотариус) необходимо сдать экзамен, однако реалии складываются таким образом, что получить статус адвоката сегодня очень просто и достаточно быстро. А для того чтобы консультировать бизнес или участвовать в судебных заседаниях никаких экзаменов не нужно-достаточно диплома. Соответственно, главным мерилом знаний и умений вчерашнего студента, а сегодняшнего юриста является государственный экзамен. Как правило, государственный экзамен, на сегодняшний день, стал формальным днем УДАЧНОГО окончания учебного процесса и не более. На моей памяти не было ни одного случая "провала" государственного экзамена, наоборот Университет "за уши" вытягивал нерадивых студентов искусственно завышая им оценку. С учетом того, что многие технические ВУЗы открыли у себя "престижные юридические факультеты" качество правового образования упало. Большинство таких выпускников не только не умеют логически мыслить, анализировать, аргументировать и просто грамотно выражать свои мысли, но и не умеют обращаться с поисково-правовыми системами. Таким образом в России сложилась достаточно печальная ситуация, при которой наличие диплома о высшем юридическом образовании отнюдь не означает наличия у его обладателя соответствующих знаний и умений правового характера. Для сравнения хотел бы обратиться к опыту университетов Великобритании. В Англии есть два типа юристов – солиситор и баристер (solicitor and barrister). Баристер это юрист, который ведет судебные дела, выступает перед судьей, готовит документы для суда и т.д. Солиситор — это юрист, ведущий подготовку судебных материалов для ведения дел барристерами.
Так в Великобритании отсутствуют выпускные экзамены, но есть такое понятие как средний балл за три года обучения. Большинство аттестаций конечно проводится в письменном виде, однако по форме больше похожи на курсовые работы или проекты. Система оценок на гуманитарных науках универсальна для большинства университетов Соединенного Королевства и составляет от 0 баллов до 100 (как правило среднее от 25 до 85). При этом по каждому направлению идет оценка на знание и понимание предмета, исследование и представление доказательства позиции, аргументация, критическая оценка и структурирование и презентация. Как уже было сказано выше по каждому из вышеперечисленных составляющих выставляется балл, а затем определяется средний балл, который и становится фактической оценкой знания предмета. Соответственно мало дать верный ответ на заданный вопрос, поскольку для получения высокого балла необходимо его аргументировать, изложить логически, не забыв про критику. При этом, как бы парадоксально это не звучало ни для одной из основных правовых профессий (имеется в виду барристер и солиситор) в Англии обязательного наличия юридического образования не требуется. Хотя как правило многие барристеры и солиситоры начинали свою карьеру с юридических факультетов. Однако необходимо отметить, что будущий барристер не обучающийся на юридическом факультете, обязан пройти спецкурс длительностью 1 год, затем получить место в одной из адвокатских палат (а их всего 4). Такое "правовое сито" как правило значительно сокращает число барристеров, поскольку адвокатские палаты не заинтересованы в увеличении штата правовиков. При всем при этом стоимость спецкурса составляет приблизительно 10 тыс. фунтов. Именно этот курс и формирует необходимые навыки для барристера (подчеркиваю-не обучающегося на юридическом факультете). Квалификацию солиситора присваивают по результату сдачи специфического экзамена, к которому возможно получить допуск после двухгодичной стажировки в юридической фирме либо университете. Необходимо отметить, что экзамен достаточно сложен и многим он покоряется не с первой попытки.
В итоге настоящей статьи хотелось бы высказать свое видение как улучшить ситуацию в юридическом образовании в России.
1.) Необходимо изменить подход к государственному экзамену, а именно он не должен быть формальным событием перед торжественной выдачей диплома, проводиться независимыми образовательными учреждениями, с четкими критериями для всех выпускников ВУЗов.
2.) Дипломная работа должна стать широкоформатным проектом, при этом желательно чтобы преддипломная практика соответствовала направлению темы дипломной работы.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: