Елена Дмитриевна Стасова. Семья

Еле́на Дми́триевна Ста́сова (партийные псевдонимы: «Абсолют», «Гуща», «Варвара Ивановна», «Дельта»; 3 (15) октября 1873 года, Санкт-Петербург — 31 декабря 1966 года, Москва) — российская революционерка, советский деятель международного коммунистического, женского, антивоенного и антифашистского движения.
Член партии с 1898 года, член Русского бюро ЦК (1912, 1917), член ЦК (1918—1920, кандидат 1912, 1917—1918), секретарь Бюро ЦК (28.02.1917—25.03.1919), ответственный секретарь ЦК (25.03.1919—29.11.1919), секретарь ЦК (29.11.1919—20.03.1920), член Бюро ЦК (11.03.1919—25.03.1919), член Политбюро ЦК (13.04.1919—26.09.1919), член Оргбюро ЦК РСДРП (25.03.1919—20.03.1920), член ЦКК (1930—1934), председатель Президиума ЦК КП (б) Азербайджана (09.09.1920—15.09.1920), председатель ЦК Международной организации помощи борцам революции (МОПР) (1927—1937), Герой Социалистического Труда (1960), кавалер пяти орденов Ленина.

Биография
Родилась в дворянской семье.

Отец: Стасов Дмитрий Васильевич [20.1 (1.2). 1828, Петербург,-28.4.1918, там же], художественный критик, общественный деятель, адвокат. Одна из ключевых фигур культурной жизни России. Окончил Училище правоведения (1847) в Петербурге, до 1861 служил в Сенате. В 1858 организовал юридич. Кружок, из которого вышли некоторые деятели судебной реформы 1864. Был одним из организаторов и директоров Рус. музыкального об-ва (1859). В годы революционной ситуации 1859-1861 Стасов близок к революц. Демократам. В 1859 содействовал встрече H. Г. Чернышевского и А. И. Герцена в Лондоне. С 1866 занимался адвокатурой, был первым пред. Петерб. Совета присяжных поверенных. Выступал защитником на политических процессах по делам ишутинцев, нечаевцев, И. M. Ковальского, на "процессе 193-х", "процессе 17-ти". Находился под секретным надзором полиции, подвергался арестам в 1861 и 1879. В кон. 19 - нач. 20 вв. помогал в революционной деятельности своей дочери E. Д. Стасовой. В квартире Стасова в июне - июле 1917 скрывался В. И. Ленин.

Мать: Поликсена Степановна (урожд. Кузнецова; 1839, С.-Петербург — 1918, Петроград) — общественная деятельница, автор воспоминаний о женском общественном движении.
В 1860-е годы была вовлечена в женское общественное движение сестрой мужа Н. В. Стасовой, входила в кружок М. В. Трубниковой, в котором собирались активистки борьбы за права женщин в России.
Участвовала в деятельности Общества доставления дешевых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга, в устройстве светских воскресных школ (1861—1862), в работе по организации высшего образования для женщин.
В 1863 году вошла в число 36 учредительниц Женской издательской артели, целью которой ставилось дать заработок женщинам интеллигентного труда.
В 1894 году поддержала инициативу Н. В. Стасовой по созданию общества «Детская помощь», вошла в его Правление, а в 1895 году стала его председательницей. Под её непосредственным руководством обществом были устроены Приют-ясли на Сампсониевском проспекте, 61 и Убежище для бесприютных детей в Яшимовом переулке, 7 (в 1913 году оба заведения разместились в специально приобретенном доме близ станции Удельная). Многие дети в этих заведениях содержались на её личные средства. У Стасовых было шестеро детей.

Дочь: Стасова Варвара Дмитриевна (в замужестве Комарова, псевдоним Владимир Каренин; 12 (24) августа 1862, Санкт-Петербург — 10 февраля 1943, Ленинград) — российский музыковед, литературовед, писательница.
Училась музыке у М. А. Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова[2], занималась также вокалом под руководством Полины Левицкой и Чезаре Тромбини, консультировалась у И. П. Прянишникова.
Дебютировала в литературе в 1888 году романом «Муся», развивающим традицию женского романа Жорж Санд. Опубликовала ряд произведений для детей: «Сказка про маленькую рыбку и Великого человека» (1890), «Невидимка» (1893) и др. В 1916 году выпустила итоговый сборник рассказов и сказок «Стрекозы».
С 1892 г., под впечатлением от знакомства с невесткой Жорж Санд, начала заниматься исследованием жизни и творчества французской писательницы. Эта работа вылилась в фундаментальный труд «Жорж Санд, её жизнь и произведения», первый том которого вышел в 1899 году и был удостоен почётного отзыва Пушкинской премии (1903). Второй том появился в 1916 году. Третий том, в связи с революционными событиями в России, так и не был издан по-русски, однако вышел во Франции по-французски в 1926 году как четвёртый том (два русских тома составили три тома французского издания, вышедшие во Франции раньше) и по-прежнему остаётся важным для науки источником. В 1919 году второй и третий (в рукописи) тома книги были удостоены премии митрополита Макария, присуждавшейся Императорской Академией наук.
С 1912 г. Комарова-Стасова работала научным сотрудником отдела рукописей Института русской литературы (Пушкинского дома), в 1918—1932 гг. исполняла обязанности учёного хранителя отдела. Через Комарову в Пушкинский дом попал обширный архив семьи Стасовых. Опубликовала двухтомное исследование о своём дяде Владимире Стасове («Владимир Стасов. Очерк его жизни и деятельности»; 1927); по отзыву С. А. Жебелева, «биограф отнёсся к В. В. Стасову как к герою. Это наложило отпечаток на всю биографию, но это же сослужило для книги свою службу: книга написана живо, увлекательно, любовно». Напечатала также воспоминания о Балакиреве («Российская музыкальная газета», 1910, № 7) и Модесте Мусоргском («Музыкальный современник», 1917, № 5—6), переписку своего отца с Кларой Шуман («Музыкальная летопись», сб. 1, 1922).

Брат отца: Стасов Владимир Васильевич [2 (14).1. 1824, Петербург,-10 (23). 10.1906, там же], русский художеств, и муз. критик, историк иск-ва, археолог. Один из крупнейших деятелей русской демократической культуры 19 в. Почётный чл. АН (1900). Происходил из даровитой семьи, выдвинувшей ряд крупных деятелей в области культуры и обществ.-политич. Жизни. Окончив Училище правоведения (1843), служил по юридич. Специальности, но вскоре всецело посвятил себя иск-ву. В 1851 - 1854 служил секретарем у А.Н. Демидова и уехал с ним в Сан-Донато под Флоренцией, где серьезно изучал музыку, архитектуру, живопись. Вернувшись в Петербург, работал в Публичной библиотеке, где составлял каталог изданий, касающихся России, - "Rossika"; по поручению М.А. Корфа написал ряд исторических работ для чтения Александра II.
С 1872 заведовал художеств, отделом Публичной б-ки (ныне Гос. публичная б-ка им. M. E. Салтыкова-Щедрина). Гл. делом своей жизни С. считал художеств. И муз. критику. С 1847 систематически выступал в печати со статьями по лит-ре, иск-ву, музыке. Деятель энциклопедич. Типа, С. поражал разносторонностью интересов (статьи по вопросам рус. и зарубежной музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, исследовательские и собирательские работы в области археологии, истории, филологии, фольклдри стики и др.). Придерживаясь передовых демократич. Взглядов, С. в своей критической деятельности опирался на принципы эстетики рус. революц. Демократов - В. Г. Белинского, А. И. Герцена, H. Г. Чернышевского. Основами передового совр. Иск-ва он считал реализм и народность. С. боролся против далёкого от жизни академич. Иск-ва, официальным центром к-рого в России была Петерб. Имп. AX, за реалистич. Иск-во, за демократизацию художеств, жизни. Человек огромной эрудиции, связанный дружескими отношениями со многими передовыми художниками, музыкантами, писателями, С. был для ряда из них наставником и советчиком, защитником от нападок реакц. Офиц. критики. Он активно участвовал в творческой жизни Артели художников, Товарищества передвижников, композиторов "Новой рус. муз. школы", названной им "Могучей кучкой". С. первым оценил и поддержал творчество M. M. Антокольского, В. M. Васнецова, В. В. Верещагина, И. H. Крамского, В. Г. Перова, И. E. Репина и др., а затем систематически выступал в печати с разбором и поддержкой их новых работ.
Анализируя художественные образы произведения, Стасов обличал пережитки крепостничества и буржуазно-самодержавные порядки в России, утверждал демократические идеалы свободы и народоправия, воспитывал художников и читателей в духе патриотизма. Стасов последовательно отстаивал самостоятельные нац. пути развития русской композиторской школы, он повлиял на формирование эстетич. И творческих принципов "Могучей кучки". Был исследователем и пропагандистом творчества M. И. Глинки (более 30 работ, в т. ч. обстоят, монография, 1857). Ценность представляют его монографии о композиторах M. П. Мусоргском, А. П. Бородине, художниках К. П. Брюллове, А А. Иванове, В. В. Верещагине, В. Г. Перове, И. E. Репине, И. H. Крамском, H. H. Ге, M. M. Антокольском, а также творческие портреты мастеров исполнительского иск-ва (О. А. Петров, А Г. Рубинштейн). С. поддержал творчество А. К. Глазунова, А. К. Лядова, A. H. Скрябина, Ф. И. Шаляпина. Одним из первых С. начал систематич. Работу по собиранию и публикации эпистолярного наследия рус. художников, композиторов (письма Крамского, Антокольского, А. А. Иванова, Глинки, А. С. Даргомыжского, A. H. Серова, Мусоргского). Как историк иск-ва утверждал значение великих реалистич. Традиций творчества Д. Веласкеса, Рембрандта, Ф. Халса, Ф. Гойи.
Он пропагандировал в России музыку Л. Бетховена, Ф. Листа, Г. Берлиоза, Ф. Шопена, Э. Грига и др. Статьи С. публицистичны, полемичны по тону. В пылу боевой запальчивости он впадал иногда в известную односторонность, проявлял излишнюю критичность по отношению к некоторым выдающимся художеств, явлениям. Несмотря на это С. внёс существенный вклад в разработку важнейших вопросов рус. реалистич. Эстетики Заботой о рус. иск-ве пронизана его обширная переписка с художниками, писателями, музыкантами. Труды С. принадлежат к классич. Наследию рус. художеств, мысли.

Сестра отца: Наде́жда Васи́льевна Ста́сова (12 (24) июня 1822, Царское Село, ныне Пушкин — 27 сентября (9 октября) 1895, Санкт-Петербург) — российская общественная деятельница, в 1860—1895 годы возглавляла женское движение в России; организатор борьбы за высшее образование женщин, закончившейся открытием Владимирских курсов (СП, 1870—1875) и Бестужевских курсов (СП, 1878—1918). Создательница одних из первых в России детских яслей.
Биография и общественная деятельность
Получив домашнее образование, она чувствовала всю его недостаточность, и, став поборницей женского образования, не прекращала работу в этом направлении до конца жизни. В начале 60-х годов Стасова, совместно с Е. И. Конради, М. В. Трубниковой, Н. А. Белозерской и А. П. Философовой, основала общество дешёвых квартир для бедного населения Петербурга. Вместе с рядом лиц, посвятивших себя служению так называемым «кающимся Магдалинам», Стасова стала усердно работать и в этом направлении. Она отдавала также своё время и силы воскресным школам, просуществовавшим тогда в Санкт-Петербурге всего два года.
В начале 1860-х годов Стасова приняла деятельное участие в женской издательской артели, главной целью которой было предоставление заработка интеллигентным женщинам. В 1867 году Стасова, вместе с другими выдающимися женщинами того времени, стала во главе начавшегося тогда движения в пользу высшего женского образования. Благодаря их энергии в 1870 году открылись в Петербурге совместные для мужчин и женщин публичные лекции, читавшиеся поначалу в помещении пятой гимназии, а затем в здании Владимирского уездного училища, и получившие название «Владимирских курсов».
В 1878 году были открыты высшие женские курсы, во главе которых стал профессор Бестужев-Рюмин, обязанности же распорядительницы на курсах приняла на себя безвозмездно Стасова и, с небольшим перерывом, оставалась на этом посту до преобразования курсов (1889). В одно время с открытием курсов был утверждён устав «Общества для доставления средств высшим женским курсам», в комитете которого Стасова состояла до самой смерти.
В 1893 году Стасова стала председательницей вновь учреждённого «Общества вспоможения окончившим курс наук на высших женских курсах», образовавшегося из кружка окончивших курс слушательниц, который собирался на квартире Стасовой.
В 1894 году по инициативе Стасовой было основано общество «Детская помощь», в ведение которого перешли «Ясли» имени Н. В. Стасовой, где она работала неустанно до конца жизни. Весь 1894 год Стасова трудилась над организацией «Женского взаимно-благотворительного общества», но внезапная смерть не позволила ей видеть открытие нового учреждения.
Похоронена на Тихвинском кладбище.

Дед: Стасов Василий Петрович [24.7 (4.8).1769, Москва, - 24.8 (5.9). 1848, Петербург], русский архитектор, представитель позднего классицизма. В 1783-1794 помощник архитектора в Московской управе благочиния. К концу 1790-х гг. работал самостоятельно. В 1802-08 изучал архитектуру во Франции и Италии. С 1808 работал в Петербурге. Академик Петербургской АХ (1811). С 1816 - один из основных членов Комитета для строений и гидравлических работ в Петербурге. С 1817 ведал строительством при императорском дворе. В 1810-е гг. выполнил более 100 образцовых проектов жилых домов, оград и хозяйственных строений для провинции. Среди наиболее значительных построек Стасова 1810-х - начала 1820-х гг.: казармы Павловского полка (ныне "Ленэнерго"; 1817-20) - монументальное сооружение, важная часть ансамбля Марсова поля; Конюшенное ведомство (ныне гараж; 1817-23) и Ямской рынок (1817-19) - все в Петербурге; чугунные ворота "Любезным моим сослуживцам" (1817-21), Манеж (1819-21), Большая оранжерея (1820-1823) и Конюшенный корпус (1823) - в Царском Селе (Пушкине); Провиантские склады в Москве (проект - 1821, строительство закончилось в 1835). В конце 20-х - 30-е гг. Стасов возвёл в Петербурге два больших собора - Преображенский (1827-1829) и Троицкий (1828-35; скульптурный декор - С. И. Гальберг); Нарвские (1833; медная колесница - П. К. Клодт, С. С. Пименов; скульптурный декор - М. Г. Крылов, Н. А. Токарев и др.) и чугунные Московские (1834-1838; скульптурный декор - Б. И. Орловский) триумфальные ворота - величественные символы победы над Наполеоном; достроил собор и западные корпуса келий Смольного монастыря и оформил их интерьеры в духе классицизма (1832-1835), восстановил после пожара 1837 фасады, парадные залы и церкви Зимнего дворца (1838-1839).
Развивая основные идеи и композиционные приёмы последнего этапа русcкого классицизма - ампира, Стасов особенно часто обращался к строгим формам дорического ордера, добивался торжественного звучания архитектурного образа. В ряде его произведений сказались отзвуки национального торжества после победы России в Отечественной войне 1812, темы воинской героики и доблести, государственного могущества.
Её мать часто болела, по воспоминаниям самой революционерки, большое влияние в детстве на неё оказали отец и уже упомянутый дядя Владимир, видный критик.
До 13-летнего возраста воспитывалась и получала образование дома. Весной 1887 года поступила сразу в V класс частной женской гимназии Л. С. Таганцевой, которую окончила в 1890 году с золотой медалью. В те годы у неё завязались впоследствии дружеские отношения с

А. Коллонтай.
Получив право на преподавание русского языка и истории, стала учительницей воскресной школы, в которой раньше работала её мать.
Жизнь в высокогуманитарной семье, которая сохранила в себе все лучшее, что было в русской интеллигенции 60-х годов, постоянное соприкосновение с избранными в культурном и художественном смысле людьми (у нас бывали все русские музыканты и художники-передвижники) несомненно оказали на меня большое влияние. Помню, что у меня стало всё сильнее и сильнее говорить чувство долга по отношению к «народу», к рабочим и крестьянам, которые давали нам, интеллигенции, возможность жить так, как мы жили. Думаю, что мысли эти, мысли о неоплатном нашем долге, сложились отчасти и под влиянием чтения… Очевидно, что результат всей внутренней над собой работы плюс события внешней жизни, в которых немалую роль в то время играли студенческие истории [демонстрации, избиение студентов полицией], заставляли меня искать приложения моих сил к практической работе…
В 20 лет Стасова познакомилась с Надеждой Крупской, вместе они преподавали в воскресных школах для рабочих и вели коммунистическую пропаганду. Крупская же привлекла её к работе в нелегальном политическом Красном Кресте. С 1898 года Стасова является активным членом «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». С 1901 года являлась агентом «Искры», тесно работала с И. И. Радченко. До 1905 года вела подпольную партийную работу в Санкт-Петербурге, Орле, Москве, Минске, Вильно (ныне Вильнюс). Весной 1904 года в Москве состоялась её первая встреча с Н. Э. Бауманом. В том же 1904 году была впервые арестована. В 1904—06 годах была секретарём (техническим сотрудником) Петербургского комитета партии и Северного бюро ЦК РСДРП, Русского бюро ЦК РСДРП.
Мало осталось товарищей, которые своими глазами видели начало твоей подпольной работы в Питере 90-х — 900-х годов, а я работал под твоим началом около 4-х лет, видел твои первые шаги в качестве партийного руководителя и могу смело сказать, что до сих пор не встречал работников, которые, вступивши на поле подпольной деятельности, сразу оказались такими великими конспираторами и организаторами — совершенно зрелыми, умелыми и беспровальными.— Из письма к 60-летию от пред. ОГПУ В. Р. Менжинского
Стасова вспоминала, как обсуждая с М. М. Эссен вопрос, какую кличку ей взять, та предложила: «Охотней всего я дала бы тебе кличку „Категорический императив“, но это слишком длинно, давай возьмём „Абсолют“».
В 1905—1906 годах жила в эмиграции в Швейцарии, где работала в ЦК РСДРП и участвовала в издании газеты «Пролетарий». Об убийстве Николая Баумана ей пришёл сообщить сам Ленин. В 1906 году в Финляндии занималась транспортировкой оружия, денег и партийных работников через границу. Секретарь объединённого Петербургского комитета РСДРП (от большевиков). В том же году была вновь арестована.
В августе 1907 года уехала на Кавказ, перебралась туда из-за болезни В 1907—1912 годах на партийно-пропагандистской работе в Тифлисе. В 1911 году участвовала в работе Российской организационной комиссии (РОК). На Пражской конференции (1912) утверждена кандидатом в члены ЦК партии большевиков и стала членом Русского бюро ЦК. В июле 1912 года выехала из Тифлиса в Петербург, где была арестована на квартире родителей.
С 1913 по 1916 годы находилась в ссылке в Енисейской губернии. В 1914 сослана в село Бея, на доме до сих пор висит памятная доска.
Осенью 1916 года получила отпуск в Петроград, который был продлён по состоянию здоровья. Там включилась в партийную работу и была вновь арестована и заключена в Литейную часть. Освобождена Февральской революцией.
В марте 1917 года вновь вошла в состав Русского бюро ЦК РСДРП. С 28 февраля (13 марта) 1917 секретарь Бюро ЦК, затем ответственный секретарь ЦК (25 марта—29 ноября 1919 г., секретарь ЦК (29 ноября 1919—20 марта 1920.
На VI съезде партии (1917) Ольминский назвал её «хранителем традиций партии». На том же съезде была заочно избрана кандидатом в члены ЦК, в 1918—1920 гг. член ЦК партии. В августе 1917 года была избрана членом Лесновско-Удельнинской районной думы.
В 1918 году — секретарь Петроградского комитета РКП (б), после гибели М. С. Урицкого была включена в состав Президиума Петроградской ЧК. В марте 1919 года переехала в Москву. Член Оргбюро ЦК РКП (б) с 25 марта 1919 года по 20 марта 1920 года.
В 1920 году ЦК направил Стасову в Баку, где она принимала участие в подготовке 1 съезда народов Востока, работала в Кавказском бюро ЦК РСДРП (б). С 9 по 15 сентября 1920 года Председатель Президиума ЦК КП Азербайджана. С сентября 1920 года — секретарь Президиума Совета пропаганды и действия народов Востока, член Кавказского бюро ЦК.
В 1921—1925 годах под именем Лидия Вильгельм на нелегальной работе в аппарате компартии Германии и представительстве Исполкома Коминтерна в Берлине. С 1926 года работала в Секретариате ЦК ВКП (б). В 1927—1937 гг. — зам. предс. Исполкома Международной организации помощи борцам революции (МОПР) и председатель ЦК МОПР СССР.
В 1932 году на Амстердамском антивоенном конгрессе избиралась членом Всемирного антивоенного и антифашистского комитета, а в 1934 году участвовала в создании Всемирного антивоенного и антифашистского женского комитета.
В 1933 года по инициативе её и рабочих Иваново был основан Интердом для детей зарубежных революционеров и рабочих, оказавшихся в тюрьмах. Впоследствии стал носить её имя. В 1930—1934 член ЦКК ВКП (б) и её партколлегии. В 1935—1943 член Интернациональной контрольной комиссии Коминтерна. В 1938—1943 гг. редактор журнала «Интернациональная литература» на французском языке.
С началом Великой Отечественной войны просилась на фронт, ссылаясь на знание иностранных языков, но ей было отказано, отправлена в тыл, в Красноуфимск, но вернулась в Москву в 1942 г.

С 1946 года консультант ИМЛ при ЦК КПСС. В том же году вышла на пенсию.

Жила в известном Доме на набережной.

Скончалась 31 декабря 1966 года в Москве. После смерти была кремирована, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.
Герой Социалистического Труда (1960). Пять орденов Ленина (07.03.1933, 14.10.1953, 23.03.1956, 07.03.1960, 14.10.1963).
Автор многих статей, мемуаров «Страницы жизни и борьбы». М., 1957, перизд. 1960, на их основе дополненные с её участием «Воспоминания» (1969), изданные посмертно.
Понравилась статья? Ставьте лайки!
Спасибо! Много интересной информации о семье! Не знала...
Спасибо скинул в закладки.
Очень интересно
Потрясающе! Глубоко изученный исторический факт! Спасибо, было познавательно.