Сравнительный анализ рыцарей тевтонского ордена и тамплиеров
Рыцари Тевтонского ордена
Первые сведения о немецких крестоносцах в Святой Земле появляются в хрониках на рубеже 1127 — 1128 гг. Несколько рыцарей из Германии основали так называемый «госпиталь для приема бедных и больных немцев». Формально он подчинялся ордену госпитальеров. Археологи действительно нашли в 1967 году остатки церкви Святой Марии и примыкающего к ней госпиталя. После падения Иерусалима, в 1189 году, купцы из Любека и Бремена во время осады Акры основали полевой госпиталь. Когда крепость сарацинов пала, немецкий госпиталь переехал к воротам храма Святого Николая. Римский понтифик Целестин III 21 декабря 1196 года даровал автономию немецким крестоносцам, чем вызвал негодование у госпитальеров. Уже при папе Иннокентии III в 1199 году община немецких рыцарей-монахов утвердилась в статусе ордена. Их устав и основные функции сочетали в себе важные направления деятельности тамплиеров и иоаннитов.

Герман фон Зальца, скульптура в музее замка Мальборк
Первые годы немногочисленной духовно-рыцарской братии были непростыми: вплоть до 1258 года госпитальеры требовали возвращения немецкого учреждения в состав ордена Святого Иоанна. После смерти императора Генриха VI перспективы рыцарей-монахов в Святой Земле оставались неясными. Но как только на имперском престоле оказался Фридрих II Гогенштауфен, Немецкий орден начал своё возвышение. Четвертый магистр ордена Герман фон Зальца, будучи искусным дипломатом и талантливым стратегом, смог связать интересы братства и волю правящей династии. Он являлся другом императора и часто выступал третейским судьёй в его спорах с папой Григорием IX. При этом двор Штауфенов пользовался поддержкой рыцарей Немецкого ордена.
Беспрецедентный случай в практике крестового движения на Восток: император Фридрих II в 1229 году договорился с султаном аль-Камилем и завладел Иерусалимом, не пролив при этом ни капли крови. Ордену вернули его первое пристанище, однако резиденция всё ещё располагалась в Акре. В 1230 году она переехала в крепость Монфор. Позиции тевтонцев в Святой Земле постепенно ослабевают, и немецкие воины-монахи постепенно возвращаются на европейские земли. Уже в 1207 году у ордена появляются свои церкви в Северном Гессене. В то же время рыцари получают владения в Тюрингии, в городе Марбург. В начале XIII столетия король Венгрии Андраш II пригласил рыцарей на свои земли дабы получить защиту от набегов половцев, но он быстро пожалел о содеянном: орден быстро окреп, стал требовать независимости и начал теснить венгерскую знать.
Как нельзя кстати в 1225 году польский князь Конрад Мазовецкий предложил тевтонцам стать протекторами северных границ его владений. Племена пруссов доставляли ему немало хлопот. Грамота князя 1230 года и папская булла развязали Немецкому ордену руки: отныне Кульмская земля и все в дальнейшем завоёванные территории объявлялись владением тевтонских рыцарей. Перейдя через Вислу, воинственные монахи начали жёстко вытеснять язычников с насиженных мест и довольно быстро строить свои опорные пункты, крепости и города. В 1236 году ливонские миссионеры потерпели поражение от литовцев под Шауляем и были вынуждены присоединиться к Немецкому ордену. Ливония стала филиалом тевтонцев.







«Помогать — Защищать — Исцелять»
5 марта 1196 в храме Акры состоялась церемония преобразования госпиталя в духовный орден. В конце того же года Папа Римский Целестин издаёт буллу, которой признаётся существование монашеского Ордена Святой Марии Немецкой Иерусалимской.
Окончательно преобразование госпиталя в военно-монашеский орден завершается в 1199 году, когда Папа Римский Иннокентий III закрепляет этот статус своей буллой.
Задачами ордена провозглашаются:
- защита немецких рыцарей;
- лечение раненых и больных крестоносцев;
- борьба с врагами Католической церкви.
Девиз ордена: «Помогать — Защищать — Исцелять».
С этого момента орден очень быстро обзаводится собственным регулярным войском, и военные функции в его деятельности становятся основными.
Членство в ордене, представляющем собой военно-религиозное сообщество, становится чрезвычайно престижным среди европейских феодалов. И хотя резиденция главы ордена (гроссмайстера) располагается в Акре, его владения стремительно растут и в Европе — за счёт земель, подаренных монархами, а также владений феодалов, становящихся членами ордена.
Тевтонский орден, членами которого должны были быть рыцари немецкой крови, что, правда, не всегда соблюдалось, очень быстро набрал силу, встав в один ряд с созданными ранее орденами тамплиеров и госпитальеров.
Уставы ордена разделили членов на два класса: рыцарей и священников, которые были обязаны принять три монашеских обета — бедности, безбрачия и повиновения, а также обещать помогать больным и бороться с неверующими.
В отличие от рыцарей, которые сначала должны были доказать своё благородное происхождение, священники освобождались от этого обязательства. Их функция состояла в отправлении религиозных служб, причащении рыцарей и больных в больницах и участии в войнах в качестве медиков.
Рыцари жили вместе, спали в спальнях на простых ложах, ели вместе в столовой, имели ограниченную сумму денег. Они ежедневно трудились, обучаясь для сражения, следили за своим снаряжением и работали с лошадьми.
Глава ордена, как и другие его руководители, был избираем, а его права ограничены рыцарями — членами ордена.
Тевтонский орден: от братства к государству
Рыцари Тевтонского ордена — это, безусловно, выходцы из знатных семейств Германии, которые сделали своим долгом служение Богу, помощь паломникам и борьбу с врагами церкви. Их жизнь, как водится, была подчинена уставу, который в 1442 году был преобразован в «Орденскую книгу» — сборник статутов духовно-рыцарской братии. Каждый воин имел свой дом и вверенное ему облачение. При совершении самых вопиющих правонарушений рыцарь терял и мантию, и крышу над головой. В ордене существовали так называемые Halbschwester («Сводные сёстры») — дамы, которые принимали монашеский обет и были обязаны заботиться о паломниках. Помимо рыцарей и сержантов существовали кнехты — слуги, оруженосцы или вспомогательные войска.

Командно-административная структура ордена не сильно отличалась от аналогичных духовно-рыцарских организаций: магистр (он же хохмайстер), великий командор, маршал, комтуры, госпитальер. Боевой потенциал Тевтонского ордена насчитывал примерно 400 — 500 братьев-рыцарей. Управление орденской территорией ложилось на плечи ландмайстеров — фактически, глав филиалов в Германии и Прибалтике. На оборону и содержание приграничных крепостей со всех командорств и отделений ордена взимался специальный налог Wartegeld (пенсия). Серьёзные военные операции проводились нечасто: в основном рыцари совершали небольшие рейды в глубь территории противника.
В XIV веке Немецкий орден располагал рядом серьёзных цитаделей и городов: Мариенбург, Торн, Кульм, Кёнигсберг, Эльдинг, Дюнабург, Данциг и Рига были крупными центрами духовно-рыцарского братства. Земля передавалась свободным людям, бюргерам, рыцарям за выплату чинша и военную службу. Также незаселённые клочки земли отдавали локаторам — людям, как правило из Ганзейского союза, которые привлекали колонистов из Германии и Чехии к жизни на новых территориях.
Вооружение руских войск
- Оружие
- Защитное вооружение
- Войска князя Александра Ярославича и его союзников
- Войска Тевтонского ордена, Дерптского епископата и их союзников
Комплекс вооружения русских дружинников середины XIII в. исследован довольно хорошо. Такая реконструкция опирается не только на археологические, но и на иконографические и письменные источники. В целом облик русских воинов эпохи Ледового побоища можно реконструировать довольно подробно и уверенно.
Русские шлемы
Наступательное вооружение, не слишком отличается от всего домонгольского периода и включает клинковое, то есть мечи и сабли, боевые топоры, копья, дротики и оружие ударное – булавы и шестопёры. Важную роль играют луки.
Мечи, наиболее широко распространённый вид клинкового оружия этого периода, имеют обычный для Европы облик: чаще всего близкие к позднероманскому типу, с узким долом, длинным прямым либо чуть изогнутым перекрестьем. Появляются полуторные рукояти. Чаще всего навершие имело линзовидную форму, однако правилом это не было.
Русские копья, сулицы и рогатины
Что касается сабель, то этот вид клинкового оружия распространён значительно менее, чем в последующий период. Сабли времён Александра Невского в основном были около 110 см длиной и не слишком сильно, равномерно выгнутыми, хотя в даном регионе предпочтение было за мечом.
В большом количестве мы видим пехотные ножи, в Новгороде распространение получили длинные однолезвийные боевые ножи, прямые или слегка искривлённые.
Основным ударным оружием остаются булавы. Шестопёры пока что применяются крайне редко.
Боевые топоры – один из наиболее распространённых и излюбленных русскими воинами видов оружия до XII в. – в это время вновь входит во всё более широкий обиход, в особенности в Новгороде и Пскове. В основном они имеют довольно узкое лезвие трапециевидной формы.
Копья используются чаще всего с нешироким гранёным остриём, всадники могли применять узкую гранёную пику с остриём квадратным в сечении. Характерно, что именно такие копья, предназначенные в первую очередь для конного боя, представляют нам уже в последующий период наиболее обильный археологический материал. Для пешего боя применялась рогатина – копьё с листовидным остриём длиной до полуметра и относительно коротким толстым древком. В ходу были и лёгкие метательные копья – сулицы.
Важную роль играло оружие дистанционного боя – луки и арбалеты или самострелы. О арбалетах известно довольно мало, однако можно предположить, что они ничем принципиально не отличались от европейских. Луки были композитные, они склеивались из нескольких деталей, а именно рукояти, плечей и рогов, которые также склеивались из слоёв дерева, рога и варёных сухожилий. После склейки лук обматывался берестяной лентой, предварительно проваренной в олифе. Лук хранился в кожаном налучье. Стрелы – в кожаном или берестяном колчане – длинном коробе. Стрелы имели как узкие гранёные, так и широкие наконечники. Налучье и колчан часто расписывались или украшались аппликацией.
Западноевропейские булавы, шестопёры и пращи
Комплекс защитного вооружения русского воина. Шлемы во время Александра Невского известны достаточно хорошо. Они традиционно имеют сфероконическую форму, от низких сфероконусов до высоких, в том числе и с остриём. Навершие часто увенчивается шариком, высокие сфероконические шлемы с шариком наверху можно увидеть на многих миниатюрах Симоновско-Хлудовской псалтыри (примерно 1270 г.). Наиболее употребительны цельнотянутые шлемы, однако по всей вероятности, в обиходе и клёпаные, чаще всего четырехчастевые. Опять же, если судить по изображениям, шлемы часто раскрашивались, у знати – золотились, что придавало им не только нарядный вид, но и предохраняло от ржавчины.
Шлемы могли быть украшены сюжетами на религиозные темы, в качестве примера можно привести относящийся к немного более раннему периоду шлем Ярослава Всеволодовича, хранящийся в Оружейной палате, где к налобной части шлема приклёпана налобная серебряная чеканная иконка с изображением архангела; серебряная же пластина прикрывает брови и наносник. По ободу шлема тянется узор из полосы чеканного серебра.
По-видимому, у знатных воинов не были редкостью и шлемы с личинами – коваными масками, воспроизводившими человеческое лицо, хотя наиболее распространены были наносники и полумаски.
В середине XIII в. наиболее широко используется кольчужная бармица, однако вполне возможны варианты её пластинчатого усиления, в том числе возможны и бармицы чисто чешуйчатые. Кроме того, бармица могла быть стёганой.
Как и в Европе, популярностью пользуется кольчужный доспех. Кольчуга весит от 5 до 10 кг, длина её сильно варьируется, от короткой, едва прикрывающей пах, до довольно длинной. Кольца кольчуги из круглой в сечении проволоки обязательно склепывались и сваривались: одно клёпаное кольцо скрепляло четыре сварных. Кольчуги используются как местного производства, так и привозные западноевропейские с длинными рукавами и кольчужным капюшоном, не редко это просто трофейные.
Часто поверх кольчуги или сам по себе носится пластинчатый доспех. XIII в. – период его интенсивного развития, собственно, и появление самого термина «доспех» можно достаточно уверенно отнести к этому периоду.
Элементы и комплексы западноевропейского конского снаряжения
Наиболее часто используются ламеллярные панцири из пластин, соединённых между собой ремешками или шнурами; на раскопках найдено много пластин для таких доспехов, только в раскопах Новгорода их найдены десятки, их можно разглядеть и по иконографических источниках.
Часто употребляются различные виды пластинчато-нашивных доспехов, наиболее характерным из которых был доспех чешуйчатый, где находившие друг на друга пластины нашивались или наклёпывались на основу из тонкой кожи или ткани. По форме такой доспех близок к кирасе, иногда с оплечьями.
Можно предположить, что в северо-западной Руси начинают в этот период употребляться и различные формы бригантины, то есть доспеха, где основа, на которую наклёпывались пластины, была снаружи, а сами пластины оказывались с изнанки. Основа чаще всего была кожаной, иногда её покрывали сукном. Пластины обычно лудились, и, учитывая, что изнутри их покрывали ещё слоем ткани или тонкой кожи, из за чего доспех не ржавел. Такой доспех, ввиду достаточной дешевизны, прочности и удобства изготовления, в описываемый период становится всё более популярным в Западной Европе, и было бы странным, если бы на Руси не появилось ничего подобного, особенно учитывая тесные контакты Пскова и Новгорода с Западом, примером могут служить облачение персонажей на Суздальских вратах относящихся к 30-м гг. XIII в.
На груди предположительно с этого периода начинает носиться и отдельная круглая металлическая пластина – зерцало, позаимствованная возможно у монголов, иногда такие пластины были парными – на груди и на спине. Крепились зерцала обычно на ремнях. Как правило, полировались.
Довольно часто употреблялся и набивной доспех. Обычно он шился из плотного льна, часто верхний слой был кожаный. Крой такого доспеха был весьма разнообразен, от кирасы до подобия кафтана. Чаще всего набивной кафтан, подобие европейского гамбизона, носился и под доспехом.
Активно используются и различные форм защиты ног – кольчужные чулки, стальные наголенники, возможны и пластинчатые чулки и наголенники – ламеллярные и чешуйчатые. Применялись также и наколенники – чаще всего просто выбитые пластины, иногда они фиксировались на короткой стёганой штанине набедренике, крепившейся к поясу на ремешках, подобно кольчужным чулкам.
Русские щиты этой эпохи отличаются разнообразием. Как правило, они треугольные или каплевидные, значительно реже – круглые. XIII в. стал веком, когда миндалевидный или каплевидный щит постепенно вытеснялся треугольным. Ширина щита конного воина обычно не превышала 50 сантиметров: со щитом большей ширины управлять лошадью крайне неудобно. В XIV в. в обиходе появляются и павезы – прямоугольные щиты с вертикальным жёлобом, однако, судя по некоторым изображениям, павезы появились на Руси значительно раньше. Желобчатые щиты представлены на печати Конрада Мазовецкого (1228 г.), однако самым древнейшим предположительным изображением павезы вдобавок ещё и миндалевидной каплевидной является рисунок на костяной обкладке кошелька из Пскова, найденной в слое XII в. Щиты обычно украшались росписью, нередко с двух сторон. Изготавливались они из дощечек, которые покрывались холстом или кожей. Судя по всему, в XIII в. со щитов пропадает умбон и отсутствует оковка по краям.
1. Воевода (или князь).
Высшие командиры русских полков выделялись богатством вооружения и экипировки. Защитное снаряжение этого воина включает в себя длиннорукавную кольчугу с приплетёнными кольчужными перчатками, со стёганым поддоспешником под ней. Поверх кольчуги надет ламеллярный пластинчатый доспех, состоящий из нескольких частей: кирасы из двух половинок, соединённых на боках и плечах ремешками, и пристяжных пластинчатых оплечий и набедренников. Пластины вызолочены, по нижним краям всех частей пущены расписные кожаные полосы. Руки дополнительно к рукавам кольчуги от локтя до запястья защищены створчатыми наручами; на ногах – чешуйчатые чулки, прикреплённые на ремнях к поясу. Колени защищены круглыми наколенниками. Голову князя защищает шлем с кольчужной бармицей, лицо полностью прикрыто стальной маской-личиной. Шлем богато декорирован: по ободу и по навершию пущены чеканные позолоченные накладки. Небольшой кулачный круглый щит, тип которого можно проследить по изобразительным источниках. Вооружение состоит из меча европейского типа, близкого к позднероманским образцам, с слабовыгнутым перекрестьем, и подвешеного к поясу кинжала. К седлу в чехле прикреплена гранёная булава с шипом-клювом. Защиту коня этого воина составляет монгольский коный доспех, который включает в себя полную кожано-пластинчатую защиту корпуса и позолоченное оголовье с верхом из одной пластины и боками, набранными из пластин небольшого размера.
2. Знаменосец.
Знамёна всех видов уже с XII в. начинают играть организующую роль при построении воинских отрядов и в бою. Комплекс защитного вооружения включает в себя длиннорукавную кольчугу с приплетёнными кольчужными рукавицами и металлическими пристяжными наплечниками. Поверх кольчуги надет русский вариант европейской котты – короткая тканевая безрукавка с вышитым на ней православным крестом. Шлем – сфероконический с высоким серебрёным навершием и серебрёным же наносником, с кольчужной бармицей по всему нижнему ободу шлема, полностью закрывающей лицо. Шлем усилен вертикальными рёбрами жёсткости и вызолочен. Щит знаменосца небольшой, расписной треугольный. Вооружение состоит из ножа и сабли. Защита коня представлена кольчужными нагрудником и накрупником.
3. Тяжеловооружённый знатный конный копейщик (представитель старшей дружины, 1 линия боевого построения).
При построении конницы наиболее тяжело вооружённые и профессионально подготовленные бойцы составляли первую линию. Этот знатный воин использует комплект защитного вооружения, не только ничем не уступающий защитному вооружению наиболее тяжело вооружённых европейских рыцарей, но и значительно превосходящий. Поверх длиннорукавнои кольчуги с приплетёнными кольчужными рукавицами и кольчужным капюшоном, надетой на кожаный под доспешник, воин облачён ещё и в чешуйчатый панцирь с пристяжными чешуйчатыми оплечьями. Ноги этого витязя защищены стёгаными набедрениками с прикреплёнными на ремнях наколенниками и закрывающими переднюю часть голени поножами из одной пластины. В качестве дополнительной защиты локтей используются круглые стальные пластины. На груди и на спине – круглые зерцальные пластины. Шлем – высокий сфероконус с полями и шпилем, украшенный выведенными золотой амальгамой изображениями святых, близкий к византийским аналогам. Щит – кавалерийская, миндалевидная, расписная павеза с вертикальным жёлобом. Оружие воина – длинное копьё с довольно узким листовидным лезвием, близкое к европейским лансам, на поясе меч и боевой нож. К седлу приторочена популярная в эту эпоху гранёная булава в чехле. Кроме этого, к поясу крепится и комплекс оружия дистанционного боя, обычный для всякого русского всадника середины XIII в. – лук в кожаном налучье и берестяной колчан со стрелами, украшеный анликацией. Защитное вооружение коня состоит из стёганой попоны и металлического монгольского типа оголовья.
4. Конный лучник представитель младшей дружины.
В бою оруженосец должен был непосредственно поддерживать своего господина, и, очевидно, этот воин принадлежит к числу отборных бойцов-профессионалов незнатного происхождения. Его экипировка включает в себя короткорукавную кольчугу с приплетённым кольчужным капюшоном, надетую поверх стёганого гамбизона, кисти рук защищены кольчужными перчатками. Поверх кольчуги воин облачён в популярный в Северной Европе чешуйчатый панцирь со стоячим стёганым воротником и с фестончатым кожаным подолом. Шлем – куполовидный крашеный, лицо прикрыто стальной маской. Большой треугольный щит закинут за спину на плечевом ремне. Воин вооружён ножом, фальшионом с крестовидной рукоятью и копьём с ушками.5. Конный арбалетчик.
Он облачён в стёганый гамбизон с длиными рукавами, поверх которых одеты кольчужные рукавицы. Сверху на него надета котта с короткими рукавами. На котте изображён вариант орденской символики – крест в виде буквы «Т», который обычно носил сержантский состав. Шлем – клёпаный, крашеный, с полусферическим верхом и с полями, его можно охарактеризовать как раннюю форму шапели. Под ним одет кольчужный капюшон. На поясе воина на перевязи подвешен фальшион, в руке воин держит взводившийся деревянным рычагом арбалет. К поясу арбалетчика прикреплён кожаный колчан с арбалетными болтами.
6. Пеший оруженосец тевтонского ордена.
Вооружение этот воина предполагает его место в третьей или четвёртой шеренгах боевого построения. Этот воин одет в стёганый доспех, поверх которого – котта-безрукавка с чёрным тевтонским крестом. Шлем – ранняя форма шапели с плоским верхом. Ноги защищены стёгаными набедрениками. Щит воина по форме близок к миндалевидному. Оружием сержанта служит один из вариантов пехотной пики, с длинным, более полуметра, гранёным остриём, типа альщписа, кистень с шипастым шаром на цепи и фальшион. Обратите внимание на металлические шипы, привязанные к подошвам башмаков. Они не давали поскользнуться на льду.
7. Пеший чудин-ополченец.
Этот орденский союзник снаряжён достаточно просто, однако для чудина и такая экипировка было роскошью: пластинчатый панцирь кирасного типа надет на тулуп, выполняющего заодно и роль поддоспешника. Голову защищает усиленная бронзовыми колечками шапка. Щит круглый, расписной, деревянный, обтянутый кожей. Вооружён боевым топором, боевым ножом и сулицами.
Оммаж
XIII — XIV века в военном отношении были для ордена достаточно удачными. Грабить новгородцев и псковичей удавалось далеко не всегда, а литовским язычникам тевтонцы не давали покоя. Противоречия с Польским королевством нарастали. Магистр ордена Винрих фон Книпрод во второй половине XIV века умело использовал внутренние смуты в Литовском княжестве для продвижения на Восток. Он договорился с князем Ягайло, дела ордена на литовском направлении пошли в гору. Однако после смерти магистра, в 1385 году состоялась Кревская уния: Ягайло взял в жёны юную королеву Польши Ядвигу и стал полноправным польским монархом под именем Владислав II. Великое княжество Литовское постепенно переходило в орбиту католической церкви. Естественно, Немецкий орден не был рад подобному: повода для набегов на литовские земли формально уже не было. В 1406 году тевтонцы покорили Жемайтию.
Но спокойствие в регионе было недолгим: в 1409 году начались восстания на вновь обретённых территориях. Магистр Ульрих фон Юнгинген объявил о поддержке мятежников князя Витовта. 1410 год стал переломным: началась «Великая война». Объединённое польско-литовское войско встретилось с немецкими рыцарями 15 июля 1410 года под Танненбергом (Грюнвальдом). Великая битва закончилась поражением для тевтонцев. После ряда конфликтов между Немецким орденом и Польско-литовским государством в XV веке, силы борцов за истинную веру иссякли: фактически тевтонцы стали вассалами короля Польши из династии Ягеллонов.

В начале XVI века новым магистром стал Альбрехт Бранденбургский из династии Гогенцоллернов. Он отказался присягать на верность польскому королю и открыто вступил с ним в противоборство. Реформация в Германии придала ситуации любопытный оборот: в 1523 году Альбрехт поддержал Лютераи секуляризацию. Немецкий орден в Восточной Пруссии перестал существовать. Князь из династии Гогенцоллернов стал первым прусским герцогом и принял сюзеренитет польского короля Сигизмунда I. Ливонское ландмайстерство Немецкого ордена просуществовало до вторжения войск Ивана IV Грозного. В 1559 году ландмайстер Готтхард Кеттлер по примеру Альбрехта Бранденбургского принял лютеранское вероучение и заключил договор с Великим князем Литовским о протекции бывших орденских владений в Ливонии.




Завоевание Пруссии
Четвёртый гроссмайстер Тевтонского ордена Герман фон Зальца был человеком с недюжинным аналитическим умом. За несколько десятилетий до окончательного краха государства крестоносцев на Ближнем Востоке он понял, что будущего у Тевтонского ордена в этих краях нет, и стал предпринимать усилия по переносу основной его деятельности в Европу.
Несколько попыток закрепиться в Европе не увенчались успехом, но упрямый гроссмайстер был настойчив и довёл задуманное до конца.
В 1217 году Папой Римским Гонорием III был объявлен поход против прусских язычников, захвативших земли польского князя Конрада I Мазовецкого.
Тевтонские рыцари, начав войну против прусских язычников в 1232 году, использовали следующую тактику — они разбивали противостоящие им прусские племенные союзы поодиночке, при этом побеждённые использовались в качестве союзников в последующих войнах.
На занятых землях орден основывал свои замки, закрепляясь на этих территориях «навечно». В 1255 году на землях пруссов был основан замок Кёнигсберг.
Прусская знать, оказавшись под властью рыцарей и становясь их союзниками, постепенно принимала христианство. Постепенно происходило и онемечивание прусских племён — немецкий язык, без которого невозможна было успешная карьера в государстве Тевтонского ордена, вытеснял прусские наречия.
На основании эдикта императора Священной Римской империи и буллы Папы Римского Пруссия стала владением Тевтонского ордена. Так военно-монашеский орден, поглощавший и включавший в свой состав аналогичные более мелкие образования, превратился в целое государство.
«Магистр-расстрига»
Огромные материальные потери, необходимость выплаты контрибуции и выкупа пленных рыцарей заставляли Тевтонский орден вводить новые налоги на подконтрольных территориях, что вызвало возмущение населения. В марте 1440 года представители мелкопоместного дворянства и ганзейских городов с территории Орденского государства организовали Прусскую конфедерацию, чтобы сбросить господство тевтонских рыцарей. В феврале 1454 года Прусская конфедерация обратилась к польскому королю Казимиру IV с просьбой о поддержке их революции и включении Пруссии в состав Польши. Король согласился, что стало причиной начала Тринадцатилетней войны, известной также как «Война городов». Итогом этой войны стало превращение западной части бывших владений ордена в польскую провинцию Королевская Пруссия, а оставшаяся восточная часть владений ордена стала вассалом польского монарха.
Закат великой истории Тевтонского ордена растянулся ещё на несколько десятилетий и был весьма плачевным для хранителей его традиций. Последний гроссмайстер, или Великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт Гогенцоллерн, разочаровавшийся в его идеалах, в 1525 году перешёл из католицизма в лютеранство, сложил с себя полномочия главы ордена, объявив о секуляризации прусских земель — основной территории, принадлежавшей Тевтонскому ордену.
Это решение было принято с одобрения короля Польши, вассалом которого являлся магистр ордена.
На прежних территориях было образовано герцогство Пруссия во главе с «магистром-расстригой». Это герцогство стало первым государством Европы, религией которого стал протестантизм, несмотря на то, что оно оставалась в вассальной зависимости от католической Польши.
Понравилась статья? Ставьте лайки!
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Целая лекция, интересно!
Тевтонский орден не умер, существует по сей день. Только без военной силы и подконтрольных территорий.
Спасибо за статью!
О тамплиерах читала много и с удовольствием. О тевтонском ордене знаю только по книгам Генрика Сенкевича.
Я в свое время всего Сенкевича прочел.
Я тоже. Пробовала читать на языке оригинала - не осилила. Слишком много архаизмов, читаешь со словарём, тяжело. Вот Хмелевская пошла на "ура".
Умничка.