Взаимоотношения маркетплейса и поставщиков

497 дочитываний
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 33,70 рублей за дочитывания
Зарабатывать

На самом деле когда мы говорим о маркетплейсе и когда к нам приходит маркетплейс или интерент-магазин, кажется, что это вот какая-то довольно типовая история, есть типовой пакет документов и есть типовая модель, по которой работают подобные проекты.

Когда мы начинаем копать в глубь процессов, конечно, оказывается, что никакой типовой истории нет совершенно и речь идет о разных процессах и разном позиционировании. Во многом это зависит от отношений маркетплейса с производителями или поставщиками. Многое зависит от целевой аудитории и тех товаров, с которыми маркетплейс работает.

Существует две модели, по которым может работать маркетплейс.

Продажа от своего имени

И вариант первый, как ни странно, это продажа от своего имени, т.е. получается, что маркетплейс внешне для потребителя выглядит как обычный интернет-магазин. И потребитель покупает товар у этого маркетплейса, как у интернет-магазина и не знает, что там за поставщики и какие отношения выстроены с ними и соответственно все споры с потребителем разрешаются самим маркетплейсом. И уже дальше маркетплейс в зависимости от того договора, который заключен, зеркалит эти отношения с поставщиками.

В определенной степени для поставщика это более простая схема, потому что выстраивание отношений с потребителями – это отдельный вопрос, который часто требует довольно высоких затрат. Дело в том, что закон «О защите прав потребителей» довольно жестко регламентирует сроки, в рамках которых необходимо потребителю ответить. А в случае несоблюдения их возникают довольно существенные пени и штрафы.

Суды чаще становятся на сторону потребителя, чем производителя или магазина, в случаях возникновения спорной ситуации. Поэтому, когда маркетплейс продает от своего имени, поставщик огражден от отношений продавец – покупатель. Единственное, что здесь важно, что маркетплейс в основном всегда зеркалит отношения с потребителями на отношения с поставщиками. Для того чтобы удовлетворить, например, какую-нибудь жалобу потребителя и иметь возможность вернуть товар или взыскать ту сумму, которая ранее была оплачена – нужно очень аккуратно анализировать те отношения, которые по договору возникают с маркетплейсом, стараясь максимально все-таки, раз продавец не отвечает перед потребителем, убирать эту зеркальную ответственность.

Отношения в данном случае продавца и маркетплейса – это отношения двух юридических лиц, поэтому здесь для поставщика выгодно максимально убирать все элементы, которые переносятся из Закона о правах потребителей.

Продажа от имени поставщика

Второй вариант – это продажа от имени поставщика. И в этом случае поставщик забирает на себя всю ответственность перед конечным покупателем. Поставщика покупатель видит как продавца, и соответственно маркетплейс должен довести до сведений покупателя, у кого он покупает, контакты продавца и т.д. И в этом случае маркетплейс участвует в расчетах, дает поставщику доступ к функционалу платформы или сайта, может дополнительно забирать на себя какой-то функционал, связанный с упаковкой, логистикой, предпродажной упаковкой.

Какую-то часть коммуникации с потребителем он тоже может забрать, но это означает лишь то, что в какой-то степени облегчает реализацию товара поставщику, но юридически в любом случае поставщик отвечает перед потребителем в случае спора. И на практике маркетплейс, стараясь забирать на себя какую-то коммуникацию, в момент, когда он понимает, что продавец (поставщик) не хочет удовлетворять требования потребителя, а потребитель довольно настойчивый и настроен на суд, маркетплейс уходит, оставляя продавца наедине с потребителем, и юридически это остается проблемой поставщика – урегулировать спор с потребителем и нести ответственность при наличии таковой.

Маркетплейс при этом варианте взаимоотношений не будет отвечать ни за что, и это нужно учитывать.

Договорные отношения и налогообложение

Теперь поговорим о видах договоров, чаще заключаемых для каждой из двух моделей между поставщиком и маркетплейсом.

Агентский договор в 90 % случаев – традиционная форма, которая заключается между поставщиком и маркетплейсом. Агентский договор с точки зрения гражданского законодательства может удовлетворять каждую их двух моделей. Согласно нему маркетплейс может выступать от своего имени, и тогда он продавать товары будет от своего имени, т.е. первая модель, или продавать от имени поставщика – вторая модель. Поэтому здесь очень важно прописать в договоре, от чьего имени выступает агент.

Почему агентский договор – крайне удобная форма для маркетплейса? Это, безусловно, касается налогообложения. Чаще всего маркетплейс, конечно же, участвует в расчетах. Это значит, что если товар поставщика стоит 10 000 рублей, а вознаграждение маркетплейса составляет всего 1000 рублей комиссии, то налогооблагаемая база маркетплейса будет всего лишь 1000 рублей. Транзитная сумма, которая проходит в адрес поставщика, не включается в налогооблагаемую базу поставщика. Это прямое изъятие из налогового кодекса. И естественно для маркетплейса это крайне удобно.

Если же маркетплейс находится на упрощенной системе налогообложения, то эта транзитная сумма не считается в части лимитов по упрощенной системе.

Что касается поставщиков, то для них это не очень удобная конструкция, так как налогооблагаемая база поставщика – это стоимость товара плюс и комиссия маркетплейса. Это значит, что если товар стоил 10 000 рублей, а 1000 рублей – это комиссия площадки, то поставщик в налогооблагаемую базу должен поставить 10 000 рублей.

Дальше все зависит от системы налогообложения, которую применяет поставщик. Если у поставщика упрощенная система "доход – расходы", то для него это совсем не страшно. Если общая система, то тоже не глобально. Но если упрощенная система – 6%, то поставщику нужно платить налоги не с 9000 рублей, которые ему поступили, а с 10 000 рублей.

В рамках агентского договора помимо участия в расчетах и продажи товара от имени поставщика или от своего имени может быть задействовано большое количество дополнительного функционала, который осуществляет маркетплейс: предоставление доступа к площадке, привлечение покупателей, логистика, упаковка товаров, арбитраж (разрешение спора с потребителем).

При второй модели чаще всего заключают договор оказания услуг, когда маркеплейс берет на себя дополнительный функционал, логистику, упаковку и площадку. В этом случае маркетплейс в основном не участвует в расчетах.

Если же маркетплейс все же участвует в расчетах, то это в основном осуществляется не через расчетный счет, а через номинальный счет. Номинальный счет открывается отдельно, и его владельцем является маркетплейс, но бенефициарами, т.е. теми лицами, кому принадлежат деньги на счете, являются поставщики.

У одно счета может быть много бенефициаров, но важно, что маркетплейс не может распоряжаться этими деньгами. Маркетплейс может только списывать свое вознаграждение с этого счета или в случае, предусмотренном договором, забирать деньги для возврата.

1 комментарий
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 1
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Благодарю за информацию.

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Традиционные банки в ярости от маркетплейсов

“Карманные” банки маркетплейсов, которые поначалу недооценивали и к которым относились скептически стали не просто вызовом, а угрозой традиционным банкам, способной изменить банковский рынок в корне.

Депутат возмутился рисунком Кремля и храма на туалетной бумаге — он обратился к генпрокурору

Депутат Госдумы Михаил Матвеев буквально пришел в ярость из-за туалетной бумаги, которую обнаружил на маркетплейсах. Представьте себе: на рулонах красуются Спасская башня Кремля и храм Василия Блаженного!

Интересное: жительница города Пензы обратилась в Пензенский отдел Роспотребнадзора за помощью в возврате уплаченных денег, за отмененный заказ.

Портал Пензаинформ опубликовал запись, полезную для многих пользователей маркетплейса Велдберриз. Жительница города Пензы обратилась в Пензенский отдел Роспотребнадзора за помощью в возврате уплаченных денег,...

Новая реальность: Россия вступила в эпоху платформенной экономики. Великая Кодификация Маркетплейсов

В потрясающем порыве законодательного креатива Госдума экстренно приняла в третьем чтении закон о "платформенной экономике", сократив сроки его вступления в силу с марта 2027 до октября 2026 года.

Почему маркетплейсы не принимают наличку и в чём тут подвох? Нет карты — нет товара

Сегодня, если судить по статистике Центробанка, россияне в 85% случаев предпочитают платить по безналу. И вроде всё удобно: телефон, карта, QR — выбирай на вкус. Но идиллия цифровых платежей не везде.

Отзывы за рубли — выгода или обман?

Давно интересуюсь темой выгодных покупок на маркетплейсах. Буквально недавно появилась новая кнопка «Рубли за отзыв». Механизм прост, как старая сказка: приобретаешь товар по полной цене, получаешь его,