Почему Наталья Андрейченко срывала съёмки «Сибириады»
Приветствую Вас дорогие мои друзья и подписчики 🤗👋🤝☘️🌹☘️
Пик ее популярности пришелся на 1980-е гг., когда на экраны вышли фильмы «Военно-полевой роман» и «Мэри Поппинс, до свидания». Сегодня она может себе позволить выбирать сценарии и режиссеров, с которыми ей хочется работать, а в начале ее творческого пути режиссеры опасались приглашать ее на съемки – несмотря на несомненный талант и обаяние, актриса отличалась непредсказуемым характером и могла внезапно исчезнуть со съемочной площадки, как это происходило на съемках «Сибириады»…

Наталья Андрейченко в студенческие годы
Наталья Андрейченко начала сниматься в кино с 16 лет – желание выходить на сцену появилось у нее еще в 5-летнем возрасте, когда она впервые увидела балет «Спящая красавица». В Щепкинское училище ее не приняли, а вот во ВГИК удалось поступить с первой попытки. Ее первые роли в кино были эпизодическими, а в 22 года она получила первую главную роль, которая и принесла ей признание и популярность. Это была роль Насти Соломиной в киноэпопее Андрея Кончаловского и Леонида Эйдлина «Сибириада».

Андрей Кончаловский на съемках *Сибириады*
Наталья Андрейченко всегда была красавицей, а тогда при появлении юной актрисы на съемочной площадке у многих мужчин сердца начинали биться чаще. Не устоял перед ее обаянием и режиссер Андрей Кончаловский. В поисках актрисы на роль Насти Соломиной ему помогал студент ВГИКа Александр Панкратов-Черный – это он однажды привел Андрейченко в квартиру к режиссеру.
Спустя годы Кончаловский вспоминал: «Высокая, статная, круглая, вся, как яблоко, крепкая – укусить невозможно. Она мне понравилась, я начал нести какую-то ахинею… Она стояла, готовила яичницу; я смотрел на ее икры, плотные, сбитые – вся казалась сделанной из одного куска. Сразу понял: она настоящая и, наверное, может сыграть Настю. Наташа Андрейченко – от природы актриса. В ней русская широта, ощущение себя в пространстве, стать, мощь… У нас с Наташей стало намечаться что-то романтическое. Я пригласил ее съездить со мной в Ленинград. Она пришла в малиновом бархатном берете. Берет мне как-то не очень понравился. Но поездка была приятной. Правда, потом наши отношения быстро завершились. У меня начался роман с Лив Ульман. Я вернулся из Норвегии. Пришла Наташа. Я сказал ей: «Очень сожалею, но...» Роль свою она сыграла прекрасно. Правда, по ходу съемок было несколько шумных историй».

Кадр из фильма *Сибириада*, 1978

Виталий Соломин и Наталья Андрейченко в фильме *Сибириада*, 1978
Начинающая актриса режиссера на разочаровала – ее попадание в образ было стопроцентным. Но во время работы над фильмом его ожидал неприятный «сюрприз» – Андрейченко не раз срывала съемки, исчезая со съемочной площадки, иногда на несколько дней. Киногруппе приходилось разыскивать ее по всей округе. Виной всему была пагубная привычка – Андрейченко не скрывала, что в молодости много пила и могла прогулять весь месячный гонорар за один вечер в ресторане.

Кадр из фильма *Сибириада*, 1978
Домашнее воспитание было очень строгим, но в студенческие годы Наталья вырвалась из-под родительского контроля, ее захватила богемная жизнь. Спиртные напитки стали для нее символом свободы и вседозволенности. Сначала она просто из духа противоречия стремилась доказать родителям свою независимость, а потом пристрастие к алкоголю стало привычкой. Актриса признавалась: «Гуляли мы со страшной силой. Я тогда говорила: «Не люблю Париж только потому, что там нельзя раздавить бутылочку водочки с селедочкой за углом или в подъезде»… В какой-то момент протест зашкаливает. Ведь ты же маленькая, ты же ничего не понимаешь еще, ты еще не готова – ни ум, ни душа еще не готовы к самостоятельности, но они протестуют, и все. И я ушла из дома. А характер-то русский, необузданный, тут тебе и широта, и размах. Вот я с размахом и погуляла. Помню, как мы стоим с моей подружкой Гражиной Байкштите в магазине и Гражинка покупает крем «Пондс». 3 рубля 17 копеек. И мне говорит: «Купи себе крем, хороший. Или тебе не надо?» А я отвечаю: «Мне надо, но я себе сейчас просто не могу позволить…» При этом я прошлым вечером прогуляла в ресторане ровно 317 рублей».

Наталья Андрейченко в фильме *Сибириада*, 1978
«Это не женщина, это головная боль, – говорил о ней режиссер. – Накануне съемок она исчезала, найти ее было невозможно, где, по каким загульным компаниям ее носило, никто дознаться не мог – даже Саша Панкратов. Потом она, так же нежданно, как и исчезала, возникала в группе, замечательно работала… В одну из бурных июльских ночей, проходивших вне пределов моего внимания, Наташа Андрейченко, Саша Панкратов и Павел Петрович Кадочников, народный артист СССР, были арестованы милицией за то, что купались голыми в реке – посреди Калинина, нарушали общественный порядок, громко кричали и пели. Подъехала милицейская коляска, их выудили из воды и, мокрых, доставили в участок».

Виталий Соломин и Наталья Андрейченко в фильме *Сибириада*, 1978

Кадр из фильма *Сибириада*, 1978
Чтобы не останавливать съемки из-за Андрейченко, Кончаловский пригласил дублершу, которую снимали со спины. Зрители наверняка не заметили того, что в некоторых кадрах на самом деле была не Наталья. Самостоятельно справиться с буйным нравом актрисы Кончаловскому не удавалось, и он даже звонил со съемок ее отцу, чтобы предложить отправить ее на принудительное лечение. Об этом его просил даже лично министр кинематографии Филипп Ермаш – он вызвал отца актрисы на беседу и сказал, что Андрейченко нужно спасать. Но родители прекрасно понимали, что без ее согласия ничего не получится. Через некоторое время Андрейченко сама осознала, что зашла в тупик и попросила о помощи.

Заслуженная артистка РСФСР Наталья Андрейченко
Ее отец нашел врача, у которого было какое-то экспериментальное «специальное американское лекарство». Он обещал, что после одного укола Наталья больше никогда не притронется к спиртному. А после этой процедуры он предложил проверить эффект и налил ей пива. После этого у Андрейченко моментально произошла остановка дыхания и наступила клиническая смерть. К счастью, ее удалось вернуть к жизни с помощью электрошока.

Людмила Гурченко, Андрей Кончаловский, Наталья Андрейченко и Никита Михалков

Заслуженная артистка РСФСР Наталья Андрейченко
Этот урок она запомнила навсегда и с тех пор не злоупотребляла алкоголем. Благодаря этому она смогла продолжить кинокарьеру и после «Сибириады» сыграла свои самые яркие роли. Андрейченко признавалась: «Дело ведь не в страхе, дело в понимании… Нет, я как-то попробовала. Почему-то подумала, что это возможно, – и убедилась, что невозможно. Я не хочу снова скатываться туда, где я была до лечения. Поэтому и пробовать больше никогда в жизни не буду».

Заслуженная артистка РСФСР Наталья Андрейченко
Все эти мучения оказались не напрасными – за «Сибириаду» Андрей Кончаловский получил Гран-при жюри Каннского кинофестиваля 1979 г., а Наталья Андрейченко заслужила всесоюзную популярность и признание, после чего сыграла немало ярких ролей..
https://kulturologia.ru/blogs/030520/46284/
Эдуард, благодарю за публикацию. Для меня Наталья Андрейченко всё же в первую очередь - леди Совершенство - Мэри Поппинс.
Поддерживаю! Она для меня все же именно Мэри Поппинс))
Разочарована.
Разве важно знать "жареные" подробности?
Фильм прекрасный, не мешало бы многим посмотреть.
1979 год «Сибириада» на Каннском кинофестивале.
Главными претендентами на победу были «Сибириада» и «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы. За наш фильм болела председатель жюри — писательница Франсуаза Саган, она даже угрожала выйти из комитета, если премию не разделят между двумя фильмами. Но дать один приз двум сверхдержавам посчитали невозможным по политическим мотивам. «Золотую пальмовую ветвь» получили фильм Копполы и европейская драма «Жестяной барабан», а «Сибириада» взяла Гран-при.
Блестящая роль. Блестящий фильм.
Проблемы Андрейченко с алкоголем и её блестящие роли стоит рассматривать отдельно.
Уродина.
Благодарю. Напомнили о фильме. Пересмотрю.
Прекрасная актриса! Красивая и талантливая. А алкоголизм... Что ж, идеальных людей не бывает.