Гром победы, раздавайся!
Краткое содержание :
30 октября 1696 года — День основания Российского военно-морского флота: в этот день Боярская Дума по настоянию Петра I приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России: «Морским судам быть». С тех пор эту дату и принято считать днем основания военного флота России.
Но суда (ладьи) в России строились и до этого. В начале IX века большое значение в жизни восточных славян приобрел торговый путь "из варяг в греки", пролегающий из Балтийского в Черное и Каспийское моря. Русские купеческие суда совершали рейсы к берегам Италии, Испании и Северной Африки. Наши предки-мореходы славились высокой выучкой, отвагой, выносливостью, а их судна — отличными характеристиками.
Великие водные походы
Безудержная страсть русских людей к новому, неизведанному побуждала их на небольших суденышках совершать дальние походы и экспедиции. В 1595 году они достигли устья Оби, где основали Обдорск (совр. Салехард), в 1601—1602 годах — Тазовской губы, там 5 лет спустя началось строительство Мангазеи (совр. территория ЯНАО) — центра торговли пушниной на Севере. Совершая плавания, русские вскоре достигли Таймыра и устья Лены, побывали в устьях Яны и Индигирки. В 1647 г. коч (парусно-гребное судно, поменьше ладьи) казачьего десятника Василия Бугры прошёл море Лаптевых, Восточно-Сибирское море и достиг Колымы! Вышедшая на следующий год из Нижне-Колымска экспедиция казака Семена Дежнева 20 сентября 1648 г. дошла до самой восточной точки азиатского материка. В 1697 г. казак В. Атласов достиг побережья Камчатки и Курильских островов.
Час настал
Несмотря на все завоевания гражданских походов, Россия к концу XVII века имела только один порт — в Архангельске, в отдалении от оживленных международных торговых путей. Маркс писал о тех временах: "Ни одна великая нация никогда не существовала и не могла существовать в таком отдаленном от моря положении, в каком первоначально находилось государство Петра Великого, никогда ни одна нация не мирилась с тем, чтобы ее морские побережья в устьях рек были от нее оторваны; Россия не могла оставить устья Невы, этого естественного выхода для продукции Северной России, в руках шведов, так же как устьев Дона, Днепра, Буга и Керченского пролива в руках кочевников-татар".
Первая же военная кампания 1695 г. наглядно показала Петру I: необходим регулярный флот. Поэтому Петр приступил к созданию судостроительных верфей на Волге, Доне и их притоках, а затем и к постройке боевых кораблей.
Направив все усилия на юг, Петр 1 в 1696 г. овладел турецкой крепостью Азов, стоящей в месте впадения Дона в Азовское море.
Первая победа русского военного флота
Завоевание Азова, в результате чего русские получили свободный выход в Азовское море, вдохновило Петра I на борьбу со Швецией за выходы в Балтику, и 19 августа 1700 года он объявил войну Швеции.
В ходе многолетней кампании, известной как Северная война, Россия с 1702 года приступила к строительству Балтийского флота. Первоначально небольшие корабли строились на Сясьской верфи, с 1703 года — на Олонецкой, Лужской и Новоладожской верфях, а вскоре — и в Адмиралтействе, рожденном вместе с Санкт-Петербургом в 1703 г.
Уже в феврале 1704 года в Адмиралтействе была произведена закладка первых малотоннажньх парусных и гребных судов, а пять лет спустя — первого линейного корабля.
К 1714 г. наш флот имел около 100 судов. Командование планировало занять Аландские острова и в случае успеха высадиться на территории Швеции. 25 июля Петр I узнал о строительстве переволоки в районе мыса Гангут, куда командующий шведской эскадрой послал 10 своих кораблей под командованием адмирала Эреншильда. Он незамедлительно этим воспользовался: утром следующего дня в прорыв мимо шведского отряда был брошен авангард и суда дозора нашего флота. 27 июля к прорвавшимся ранее 35 скампавеям (легкие галеры) присоединились и остальные суда. В этот же день русский авангард напал на стоявшие у Гангута суда Эреншильда и после ожесточенного 3-часового боя взял их на абордаж. В Гангутском сражении шведы потеряли 10 кораблей с 116 орудиями, 361 человек убитыми, 350 ранеными и 237 пленными. Потери России составили 127 убитых и 342 раненых.
Гангутская победа — первая крупная победа нового русского флота, она обеспечила занятие нашими войсками финской территории и перенесение боевых действий на территорию Швеции.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты