Федорченко Иван Владимирович
Федорченко И. В.Подписчиков: 1145
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг312.7к

М. А. Булгаков "Мастер и Маргарита". Характеристика героев

3 171 просмотр
1 295 дочитываний
12 комментариев
Эта публикация уже заработала 119,87 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Мастер

Одним из центральных персонажей третьего варианта романа (в первом Булгаков не упоминал о Мастере, во втором этот персонаж появляется на второстепенных ролях, но обе версии не дошли до читателей) является тот самый Мастер - знаковый образ, собирательный образ поистине талантливого писателя, вынужденного существовать в рамках цензуры, не имеющего возможности писать о том, что хочется.

Первое, что бросается в глаза читателю, - намеренное обезличивание, точнее, лишение имени и фамилии главного героя. Это дважды подчеркивается в процессе повествования: в первый раз Мастером назвала его любимая женщина и муза Маргарита, во второй раз он добровольно отрекается от имени, признавая себя душевнобольным пациентом №118 психиатрической лечебницы Стравинского.

Подобный литературный прием подчеркивает собирательность образа. Однако наряду с ним Булгаков не называет героя, к примеру, господин N, а дает имя Мастер - подчеркивая тем самым уникальность персонажа.

Заключается это яркое отличие от массы в том, что Мастер противопоставляется писательской массе МОССОЛИТа - успешным, признанным, обеспеченным, заслужившим позитивные отзывы критиков писателям. А главный герой пишет роман на крайне спорную тему, заведомо зная, что вряд ли угодит критикам. Он не думает о ресторанах и поездках на моря, живет крайне бедно, не придает значения одежде, хотя в его шкафу висят разные костюмы. Возможно, сразу покажется, что Булгаков описывает одного из многих неудавшихся писателей. Однако это не так.

Этот человек верен своей идее, он служит истинному искусству, не подстраиваясь под рамки власти. Его искра таланта горит, чтобы донести до читателей истину и свет. Однако, как многие по-настоящему талантливые люди, Мастер довольно несамостоятелен, слабоволен. Если бы не поддержка в лице Маргариты, он бы вряд ли окончил произведение, а потерпев неудачу, герой предпочитает плыть по течению, но не бороться за свое творение. В результате Мастер добровольно обращается в психиатрическую лечебницу, осознавая, что его роман тяготеет над ним Дамокловым мечом и справляться с этим больше нет сил.

Мастер является центральным персонажем, но в романе он появляется далеко не сразу и нечасто мелькает в последующих главах. Портрет и биография его скупо обрисованы писателем: это мужчина лет 38, шатен с проседью на висках, худощавый с нервным и подозрительным взглядом. Он умён и образован, ранее работал в музее, знает 5 языков (греческий, латинский, немецкий, французский, английский), а в своей жалкой коморке хранит множество книг.

С Маргаритой он знакомится уже в процессе написания романа о Понтии Пилате. Перед этим Мастер выигрывает 100 000 рублей в лотерее и использует эту возможность для работы над произведением, которое полностью занимало его ум и фантазию. Увольняется из музея и переезжает в съемное жилье - подвальчик, где работает над романом.

Вложив в этот роман все, что только смог, Мастер не переносит разгромной критики и ломается: его подозрительность усиливается до патологических размеров, появляются страхи и галлюцинации. Даже поддержка любящей и понимающей Маргариты не спасает его от падения на самое дно.

Образ Мастера во многом автобиографичен: Михаилу Булгакову в свое время тоже довелось сжечь собственную рукопись. Смысл, передаваемый автором через образ героя, можно отобразить словами Воланда: "Рукописи не горят!". Это значит, что только свободный человек способен создать что-то светлое, нужное, великое, а также, что свои взгляды необходимо отстаивать и не плыть по течению.

Маргарита

Главная героиня романа, возлюбленная Мастера. Ради любви готова на все. Она играет в романе очень важную роль. С помощью М Булгаков показал нам идеальный образ жены гения.

До встречи с Мастером М была замужем, мужа не любила и была полностью несчастлива. Повстречав Мастера, поняла, что нашла свою судьбу. Она стала его "тайной женою". Именно М назвала героя Мастером, прочитав его роман. Герои были счастливы вместе, пока Мастер не опубликовал отрывок из своего романа. Посыпавшиеся критические статьи, высмеивающие автора, и сильное гонение, начавшееся на Мастера в литературных кругах, отравили им жизнь. М клялась, что отравит обидчиков своего возлюбленного, особенно критика Латунского. На короткое время М оставляет Мастера одного, он сжигает роман и сбегает в психиатрическую лечебницу. Долгое время М корит себя за то, что оставила своего любимого одного в самую трудную для него минуту. Она плачет и сильно страдает, пока не встречает Азазелло. Он намекает М, что знает, где находится Мастер. За эти сведения она соглашается быть королевой на великом балу у Сатаны. М становится ведьмой. Продав свою душу, она получает Мастера. В конце романа она, как и ее возлюбленный, заслуживает покоя. Многие считают, что прототипом этого образа послужила жена писателя Елена Сергеевна Булгакова.

Азазелло

Персонаж обладает очень яркой внешностью. У него огненно-рыжие волосы. А. небольшого роста, коренастый. Изо рта у него торчит уродливый клык, а на глазу - бельмо. Этот герой в основном исполняет поручения, связанные с физической силой: спускает с лестницы Поплавского, избивает Варенуху. Этот же герой разговаривает с Маргаритой, приглашает ее в гости к "иностранцу" и дает ей крем. Под светом луны мы видим, что А.на самом деле "демон безводной пустыни, демон-убийца".

Бегемот

Бегемот — один из подручных Воланда, предстающий в образе огромного черного кота. В Библии бегемот приводится как пример непостижимости божественного творения; в то же время Бегемот — одно из традиционных наименований демона, приспешника сатаны. Б. в романе Булгакова комично сочетает склонность к философствованию и «интеллигентные» повадки с жуликоватостью и агрессивностью. Впервые он возникает в сцене погони Ивана Бездомного за Воландом, причем уезжает от погони на трамвае; затем перед испуганным Степой Лиходеевым пьет водку, закусывая ее маринованным грибом; вместе с Азазелло избивает и похищает Варенуху. Перед сеансом черной магии Б. поражает присутствующих, наливая и выпивая стакан воды из графина; во время сеанса по приказу Коровье-ва / Фагота отрывает голову конферансье Жоржа Бенгальского, затем водворяет ее на место; в конце сеанса, в разгар начавшегося скандала, Б. приказывает дирижеру оркестра «урезать марш». После посещения Б. кабинета председателя Зрелищной комиссии вместо самого председателя в его кресле остается лишь оживший костюм...

Поплавскому, явившемуся в квартиру покойного Берлиоза, Б. сообщает, что это он дал телеграмму в Киев, а также проверяет у того документы. Б. крадет из морга голову Берлиоза. При появлении Маргариты в спальне Воланда Б. играет с хозяином в шахматы, причем, проигрывая, пытается прибегнуть к жульничеству, а также пускается в демагогические рассуждения. Б. дает сигнал к началу бала, а во время приема гостей сидит у левой ноги Маргариты. Он пытается спорить с Маргаритой относительно того, повинен ли в детоубийстве Фриды соблазнивший ее хозяин кафе. Во время бала Б. купается в бассейне с коньяком. За ужином после бала Б. угощает Маргариту спиртом и пьет сам; при этом рассказывает небылицы, «соревнуется» с Азазелло в меткости стрельбы, убивает сову и ранит Геллу.

Раздраженный Азазелло заявляет по поводу кота, что его «хорошо было бы утопить». Б. диктует Гелле справку для Николая Ивановича и вместе с другими провожает мастера и Маргариту до машины. В дальнейшем в квартире № 50 встречает с примусом в лапах пришедших с облавой чекистов, ведет с ними яростную перестрелку, притворяясь убитым и «оживая», с помощью примуса поджигает квартиру и скрывается. Вместе с Коровьевым он посещает магазин Торгсина и ресторан Грибоедова, причем оба визита также заканчиваются пожарами, устроенными Б. В сцене на Воробьевых горах Б. издает свист, подобный ветру. Во время последнего полета он принимает истинный облик «худенького юноши, демонапажа, лучшего шута, какой существовал когда-либо в мире». Деятельность Б. служит причиной того, что уже после исчезновения Воланда со свитой по всей стране начинают вылавливать и истреблять черных котов.

Воланд

В этом герое Булгаков создал очень своеобразный образ Сатаны. Это не абсолютное зло. В. пришел в Москву, чтобы судить. И важно отметить, что от него не пострадал ни один невинный человек. В самом начале романа, когда В. появляется на Патриарших прудах, в его руках трость с головой пуделя на рукоятке. Черный пудель - знак Сатаны.

Внешность В. очень примечательна. У него разные глаза: "Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый - пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо...". Лицо В. несколько скошено на сторону, "правый угол рта оттянут книзу", кожа его очень смуглая.

В. мудр, его философия крайне интересна. Можно сказать, что он не творит зла, он творит справедливость, но своими, дьявольскими способами. Но он также совершает и добрые поступки. Например, именно В. помогает Маргарите вновь обрести Мастера в благодарность за то, что она была королевой на его балу. Он же освобождает этих героев от бремени жизни в этой реальности и награждает их покоем. Эти люди не заслужили света, поэтому Иешуа не может забрать их к себе. А покой может дать и Сатана. В. говорит о том, что тьма и свет неразделимы. Одно не может существовать без другого. Эти понятия взаимосвязаны. Булгаков передал образ очень мудрого и обаятельного Дьявола. Его не стоит бояться тому, у кого полностью чиста совесть.

Гелла

Гелла является членом свиты Воланда, женщиной-вампиром: «Служанку мою Геллу рекомендую. Расторопна, понятлива и нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать».

Имя «Гелла» Булгаков почерпнул из статьи «Чародейство» Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, где отмечалось, что на Лесбосе этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами.

Зеленоглазая красавица Гелла свободно перемещается по воздуху, тем самым обретая сходство и с ведьмой. Характерные черты поведения вампиров – щелканье зубами и причмокивание Булгаков, возможно, позаимствовал из повести А.К. Толстого «Упырь». Там девушка-вампир поцелуем обращает в вампира своего возлюбленного – отсюда, очевидно, роковой для Варенухи поцелуй Геллы.

Гелла, единственная из свиты Воланда, отсутствует в сцене последнего полета. Скорее всего, Булгаков сознательно убрал её как самого младшего члена свиты, исполняющего только вспомогательные функции и в театре Варьете, и в Нехорошей квартире, и на Великом балу у сатаны. Вампиры – это традиционно низший разряд нечистой силы. К тому же Гелле не в кого было бы превращаться в последнем полёте – когда ночь «разоблачила все обманы», она могла только снова стать мёртвой девушкой.

Иван Бездомный

Это творческий псевдоним Ивана Понырева. И.Б. - персонаж, который на протяжении романа претерпевает эволюцию. В начале произведения мы видим его членом МАССОЛИТа, молодым поэтом, пишущим стишки на заданные темы. В первой же главе Б и Берлиоз встречаются на Патриарших прудах с Воландом. В дальнейшем Берлиоз погибает под колесами трамвая. Б во всем винит таинственного иностранца и начинает погоню за Воландом и его свитой. В дальнейшем Б сдают в психиатрическую лечебницу. Так Б наказывается за то, что выдавал за истинное творчество жажду славы и именитости. В больнице Б встречает Мастера. Тот рассказывает ему свою историю. Б обещает больше не писать стихов, осознав, какой вред несет псевдотворчество. Пересмотрев в больнице все свои нравственные идеалы, Б становится совершенно другим человеком. В дальнейшем, он станет большим ученым-историком.

Иешуа Га-Норци

Это главный герой романа, написанного Мастером. Под этим героем подразумевается библейский Иисус Христос. Иешуа был также предан Иудой и распят. Но Булгаков в своем произведении подчеркивает существенную разницу между своим персонажем и Христом. Иешуа не окутан ореолом мистицизма. Он выглядит абсолютно обычным человеком, способным испытывать страх перед физической расправой. Иешуа - бродячий философ, верящий, что каждый человек добр, и не будет на свете в скором времени никакой власти, кроме божьей. Безусловно, И обладает большой силой. Он вылечивает Пилата от головной боли. В И сосредоточены силы света, но Булгаков подчеркивает, что все на самом деле было совсем не так, как в Библии. Об этом говорит сам И. Он отмечает, что однажды заглянул в пергамент своего ученика Левия Матвея и ужаснулся. Там было совсем не то, что он говорил на самом деле. Так Булгаков отмечает, что не стоит безоговорочно верить Библии, так как ее писали люди. И погиб невинным, не соврав, не предав своих убеждений. За это он был достоин Света.

Иуда

Как и в Библии, предал Иешуа. Он сдал его властям за деньги. И - красивый молодой человек, готовый ради денег на все. После сдачи Иешуа властям, Пилат приказывает начальнику тайной службы Афранию убить И. В итоге И убит. Он понес ответственность за свой поступок.

Коровьев

Он же Фагот. Помощник Воланда. Обладает яркой отталкивающей внешностью. "На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок... Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая". У К. треснутый голос, на нем можно часто наблюдать треснувшее пенсне или монокль. Этот персонаж постоянно исполняет роль шута. Но во время полета под лунным светом этот герой изменился до неузнаваемости. Мы видим, что на самом деле это "... темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом". Нам становится известно, что рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, и ему пришлось шутить больше и дольше, чем он рассчитывал.

Левий Матвей

Самый преданный ученик Иешуа. Это бывший сборщик податей, который отрекся от всего и пошел за бродячим философом. Л.М. везде следует за Иешуа и записывает его речи. Но сам Га-Ноцри утверждает, что Л.М. пишет совсем не то, что он говорит. Якобы, с этого момента и пошла та путаница, которая отражена в Библии. Когда Иешуа ведут на казнь, Л.М. хочет убить его, тем самым, избавив от мучений. Но он не успевает этого сделать, поэтому Л.М. лишь снимает тело Иешуа с креста и хоронит его. Пилат предлагает Л.М. работать у себя писарем, но тот отказывается, аргументируя тем, что прокуратор, после того, что он сделал с Иешуа, будет бояться его, не сможет смотреть Л.М. в газа. После смерти Л.М. становится посланником Иешуа.

Понтий Пилат

Это действительно историческая личность. В Библии именно этот человек осудил Христа на распятие. В произведении - это главный герой романа, написанного Мастером. Через образ П автор раскрывает проблему совести в романе, проблему трусости и необходимость каждого человека, в независимости от поста и звания, нести ответственность за свои ошибки. Поговорив на допросе с Иешуа, П понимает, что тот невиновен. Его даже тянет к этому человеку, ему хотелось бы многое с ним обсудить. И он делает слабые попытки спасти Иешуа, предлагая тому соврать. Но Иешуа чувствует, что невиновен, и не собирается говорить ложь. Затем П пытается спасти Иешуа в разговоре с первосвященником Каифой. П говорит тому, что в честь праздника Пасхи один из заключенных должен быть спасен, и он желает освободить Иешуа Га-Ноцри. Каифа против.

Струсив, побоявшись потерять свое место, П приговаривает Иешуа к смертной казни. Тем самым, П приговаривает себя к вечным страданиям. Лишь спустя много веков, Мастер освобождает своего героя от мучений и дарит ему свободу. Наконец, мечта П исполняется: он поднимается со своей верной собакой Банга вверх по лунному лучу. Рядом с ним идет бродячий философ Иешуа, и впереди у них интересный бесконечный разговор.

Источник.

Источник.

Вам понравилась статья?

Проголосовали:24

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

12 комментариев
Понравилась публикация?
21 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 12
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Никифорова Евгения Олеговна
Подписчиков 213
29.03.2024, 15:47
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг937.1к
Как мне кажется, самую потрясающую книгу по произведению Михаила Булгакова ...
Подробнее
Неинтересно
01:04
Поделитесь этим видео
-3
28
Виталий Борисович
Подписчиков 897
28.04.2024, 15:49
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3.2М
Подробнее
Неинтересно
00:18
Поделитесь этим видео
0
0
Виталий Борисович
Подписчиков 897
22.04.2024, 15:07
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3.2М
Подробнее
Неинтересно
00:09
Поделитесь этим видео
0
1
Dascha
Подписчиков 31
17.04.2024, 19:56
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг42.5к
Подробнее
Неинтересно
00:41
Поделитесь этим видео
0
0
Климашевская Ирина Владимировна
Подписчиков 752
02.04.2024, 12:20
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг
Подробнее
Неинтересно
00:15
Поделитесь этим видео
0
0
Никифорова Евгения Олеговна
Подписчиков 213
29.03.2024, 15:47
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг937.1к
Как мне кажется, самую потрясающую книгу по произведению Михаила Булгакова ...
Подробнее
Неинтересно
01:04
Поделитесь этим видео
-3
28
Ольга Ш.
Подписчиков 3621
21.03.2024, 20:16
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.6М
😍В Афинах впервые за 10 лет родился, находящийся под угрозой исчезновения, карликовый бегемот,...
Подробнее
Неинтересно
00:49
Поделитесь этим видео
0
6
Морзов Егор Максимович
Подписчиков 31
05.02.2024, 20:46
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг5440
Рекордные сборы российского фильма "Мастер и Маргарита"Фильм "Мастер и Маргарита", вышедший 25 января,...
Подробнее
Неинтересно
-1
2
Гущин Алексей Владимирович
Подписчиков 24
12.02.2023, 19:02
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг750
Часто говорят, что пицца Маргарита была изобретена в конце 1800-х годов в честь итальянской королевы Маргариты.
Подробнее
Неинтересно
0
0