Поалей Цион
«Поалей Цион» («Рабочие Сиона») — еврейская социал-демократическая рабочая партия.

История
Первая группа «Поалей Цион» на территории России образована в 1900—1901 гг. в Екатеринославе по инициативе еврейских публицистов Бера Борохова и Шимона Добина. В 1901—1902 гг. организации «сионистов-социалистов Поалей Цион» возникли в Варшаве, Вильно, Витебске, Двинске, Одессе и других городах Российской империи. Первоначально эти формирования не имели определённой программы и организационных связей друг с другом. Некоторые из этих организаций объявляли себя марксистскими, другие — народническими; ряд поалейционистов заявили, что стоят на позициях «ортодоксального марксизма», другие — отдавали предпочтение центризму или ратовали за социал-реформизм. Значительная часть групп выступала за создание самостоятельного еврейского государства в Палестине, меньшее число считало возможным создание своего государства в Кении или Месопотамии и только в последнюю очередь в Палестине. Лидеры левого крыла в сионизме прилагали усилия для выработки теоретической платформы «пролетарского сионизма» и создания самостоятельной сионистской «рабочей партии». На основе кружков «Поалей Цион» в 1904-06 годах в России были созданы партии — Сионистско-социалистическая рабочая партия, Социалистическая еврейская рабочая партия, Еврейская территориалистическая рабочая партия.
В августе 1905 года поалейционисты-палестинофилы на конференции в Цюрихе объединились в Еврейскую социал-демократическую рабочую партию. В декабре 1905 году на конференции организаций «Поалей Цион» Юго-Западного края в Бердичеве произошёл раскол на почве понимания вопроса национальной автономии в диаспоре. В результате раскола часть групп (так называемая «сеймовцы») образовали СЕРП. Так называемые ортодоксы (во главе с Бороховым), главное своё внимание уделявшие сионизму и признававшие национальную автономию в голусе (жизнь евреев вне «земли предков») второстепенной задачей, созвали в феврале 1906 года в Полтаве Всероссийский съезд и подтвердили наименование Еврейская социал-демократическая рабочая партия «Поалей Цион».
Программа партии

Для выработки программы партии её руководством в конце марта 1906 года в Константинограде (Подольская губерния) созвана теоретическая конференция. 20 - 29 июля 1907 года на II съезде «Поалей Цион» в Кракове проект программы был доработан и утверждён. В период оформления программы большое влияние на членов партии оказала программная статья Борохова «Наша платформа» (1906 год, газета «Еврейская рабочая хроника»). Идеи этой публикации в значительной степени были положены в основу проекта программы и её окончательного варианта. Программа партии состояла из преамбулы под названием «Основные принципы Партии», состоящей из четырёх частей. В преамбуле указывалось, что программой-максимум партии является обобществление средств производства и переустройство общества на социалистических началах путём классовой борьбы еврейского пролетариата в рядах интернациональной социал-демократии. Основным пунктом программы-минимум являлось требование территориальной автономии на демократических началах для евреев в Палестине. В первой части программы подтверждалось, что в своей деятельности партия будет «руководиться интересами пролетариата — класса наёмного труда», а методы и цели партии будут идти «по направлению развития производительных сил человечества». Вторая часть содержала подробную картину развития капиталистического общества, борьбы рабочего класса за свои политические, экономические, социальные права. Господство в новом обществе должно неминуемо перейти к пролетариату, который «завоюет власть и использует свою диктатуру для уничтожения классовой структуры общества вместе с частной собственностью на орудия производства и средства сообщения», чтобы устранить всякую возможность хозяйственной конкуренции и эксплуатации. В третьей части программы давалось краткое изложение национального вопроса. Для осознавшего свои классовые интересы пролетариата угнетённых национальностей, по мнению авторов программы, центральным должно было стать требование достижения «национально-политической автономии». Центральная часть программы содержала историческое изложение еврейского вопроса и тех препятствий политико-экономического и социального характера, которые мешали благоприятному развитию еврейской нации в различных государствах. Авторы программы указывали, что реализация сионизма возможна только путём классовой борьбы и демократизации общества в диаспоре и в Палестине. Задачей сионистского движения, по мнению авторов программы, являлось планомерное регулирование стихийного процесса эмиграции евреев в Палестину и организация их жизни в форме территориальной автономии. В программе подчёркивалась также неразрывность интересов еврейского пролетариата и интернациональной социал-демократии в борьбе «за социальное и национальное освобождение, за политическую демократию, за гражданское и национальное равноправие, за социальную революцию».
Революция 1905—1907 годов в России
По своему классовому составу в период Революции 1905 - 1907 годов организации поалейционистов в России (в основном в северо-западных, юго-западных и южных губерниях) состояли главным образом из полупролетарских и мелкоремесленных элементов. В середине 1906 года в партии насчитывалось около 16 тысяч членов. Печатные органы в 1906-07 годаx: газета «Еврейская рабочая хроника» (Полтава), журнал «Молот» (Симферополь), а также печатные органы на идише — газета «Дос идише арбетерворт» («Еврейское рабочее слово», Ченстохов, Варшава), «Дер пролетаришер геданк» («Пролетарская мысль», Вильно), журнал «Форвертс» («Вперед», Вильно). Все эти издания были закрыты властями, а их редакторы привлечены к суду.
Члены партии участвовали в Революции 1905 - 1907 гг.; входили в состав коалиционных стачечных комитетов и в группы самообороны (по данным партии в 1905-06 гг. в разных городах России в группы самообороны входило около 8 тысяч членов). Члены партии бойкотировали первую Государственную Думу, на выборах во вторую Государственную Думу выступили против соглашений с буржуазными партиями и сумели провести своих выборщиков в Лодзи, Нижнем Новгороде, Полтаве, Симферополе, Харькове. Наибольшую активность члены партии проявили в Царстве Польском (район Варшава-Лодзь-Ченстохов), где контролировали значительное число фабричных рабочих, объединённых в профсоюзы (члены партии отстаивали идеи непартийности и нейтральности профсоюзов).
После поражения Революции 1905 - 1907 гг. партия пережила острейший кризис (в сентябре 1909 г. в неё входило всего около 400 человек). В период нового революционного подъёма партия укрепила свои позиции, прежде всего в ряде городов Царства Польского, Белоруссии, Литвы, на юге Украины, в Петербурге в мае-июле 1914 г. издавала журнал «Дос Ворт» («Слово»).
В годы Первой мировой войны подавляющее большинство поалейционистов заняло интернационалистские позиции.
Революция 1917 года в России

Накануне Февральской революции в партии состояло 2,5 тысячи членов, весной-летом 1917 г. её численность увеличилась до 12 - 16 тысяч членов. Политический курс партии в этот период был близок к левоменьшевистскому. Члены партии считали «неосторожным» выдвижение лозунга диктатуры пролетариата в стране, в которой «хозяйственная жизнь не дошла до соответствующей ступени развития». Все свои надежды поалейционисты возлагали на Учредительное собрание, призванное дать ответ на коренные вопросы революции. Осенью 1917 г. партия вступила в политический блок с меньшевиками-интернационалистами.
Октябрьскую революцию члены партии встретили враждебно, требовали перехода власти к Учредительному собранию, но отвергали насильственные методы борьбы против Советов. На Украине поалейционисты входили в правительства Центральной рады и Украинской директории, в Белоруссии (еще в июле 1917 г.) были в числе организаторов Белорусской рады. Враждебная деятельность большинства членов партии по отношению к Советской власти привела к исключению их в июне 1918 г. из состава Советов различных уровней, но все же за «Поалей Цион» было сохранено право на легальное существование. Деятельность партии проходила в условиях постоянных расколов и фракционной борьбы. Лидер правого крыла партии с 1917 г. — С. И. Гольдельман. Левое течение впервые оформилось на III съезде «Поалей Цион» в августе 1917 г. С 1918 г. лидером поалейционистов стал секретарь ЦК Н. И. Бару. Печатные органы: журнал «Еврейская рабочая хроника» (1917-18 гг., Петроград), «Борьба» (1918-20 гг., Москва), «Еврейская пролетарская мысль» (1919 - 1926 гг., Киев-Москва).
В годы гражданской войны поалейционисты, подчёркивая свою оппозиционность к Советской власти, включились в борьбу с белогвардейцами. ЦК партии ввело своих представителей в организованный эсерами в Минске Белорусский повстанческий комитет, создало национальные формирования для борьбы с интервентами, объявило мобилизацию своих членов в ряды Красной армии.
Раскол в партии

В 1919 г. от «Поалей Цион» откололись правая группировка («Поалей Цион» Украинской народной республики), продолжавшая сотрудничество с украинцами, и левая фракция, образовавшая на конференции в Гомеле Еврейскую коммунистическую партию «Поалей Цион» (август 1919 г., центральный печатный орган — журнал «Накануне», 1919 - 1921 г.). В августе 1920 г. ЕКП «Поалей Цион» вместе с родственными ей партиями ряда стран (Австрии, Италии, Латвии, Литвы, Польши и др.) создала Всемирный еврейский коммунистический союз «Поалей Цион» (Коммунистический Вельтфарбанд), активно пропагандировала сионизм и идею проникновения (через структуры Коминтерна) на Ближний Восток. В 1919 - 1922 гг. после ожесточённой идеологической и политической борьбы с РКП (б) ЕКП «Поалей Цион» отказалась от сионистской идеологии и заявила о разрыве с Коммунистическим Вельтфарбандом. В декабре 1922 г. ЕКП «Поалей Цион» в советских республиках самораспустилась. Часть членов партии, перешедших на большевистские позиции, была принята в ряды РКП (б), другие отошли от политики, а представители правого крыла оформились в Еврейскую рабочую коммунистическую партию. Последние группы «Поалей Цион» в России прекратили своё существование летом 1928 г.
За рубежом
В Австро-Венгрии партия По‘алей Цион была основана в 1904 г. Члены австро-венгерской По‘алей Цион повели борьбу с еврейскими социалистическими течениями интернационалистского толка и присоединились к Сионистской организации Австрии. Принимая участие в классовой борьбе в империи Габсбургов, По‘алей Цион в то же время вступили во Всемирную сионистскую организацию, в которой поддерживали программу создания кооперативных еврейских поселений в Эрец-Исраэль.
В США организации По‘алей Цион появились в 1903 г, как ответвление российских групп. В отличие от других еврейских социалистических группировок в США, По‘алей Цион подчеркивали свою приверженность сионизму и поддерживали Базельскую программу. В 1905 г. американские По‘алей Цион раскололись на территориалистов и сионистов. В конце того же года была основана Социалистическая еврейская рабочая партия По‘алей Цион в США и Канаде, орган которой — газета «Дер идишер кемфер» («Еврейский борец») — начал выходить с 1906 г. В 1909 г. территориалисты во главе с Н. Сыркином присоединились к Еврейской социалистической рабочей партии. Во Всемирной сионистской организации американские По‘алей Цион совместно с австрийскими По‘алей Цион выступали за сотрудничество с несоциалистическими партиями в деле еврейского заселения Эрец-Исраэль.
В Эрец-Исраэль партия По‘алей Цион была основана в 1906 г. выходцами из России, прибывшими в страну со второй алией. На первых порах в партии существовали разногласия в отношении Эрец-Исраэль как национального очага еврейского народа и о иврит языке. Деятельность По‘алей Цион характеризовалась сочетанием усилий, направленных на создание автономного еврейского ишува (что включало вытеснение арабского труда еврейским и осуществление охраны еврейских поселений не арабами, а евреями), с развертыванием классовой борьбы рабочих Эрец-Исраэль, созданием профсоюзного объединения и организацией забастовочной борьбы. Успех этой деятельности был весьма ограничен из-за неразвитой экономики в стране. По‘алей Цион контролировала печатные издания на идиш, а с 1910 г. издавала собственный печатный орган на иврите «Ха-Ахдут» под редакцией И. Бен-Цви и Д. Бен-Гуриона. Под покровительством По‘алей Цион действовала организация Ха-Шомер.
Всемирный социалистический союз По‘алей Цион должен был координировать деятельность По‘алей Цион в различных странах. Однако этот Союз вскоре начал осуществлять собственную программу экономической поддержки еврейских рабочих в Эрец-Исраэль. С этой целью на 2-м съезде (1909) Союз создал рабочий фонд Эрец-Исраэль «для содействия алие еврейских рабочих и их устройству в Эрец-Исраэль». На 3-м съезде (1911) было решено открыть в Эрец-Исраэль информационный центр по трудоустройству рабочих. Союз исследовал проблемы еврейского пролетариата в странах диаспоры (например, миграцию, занятость, производительность труда и т. п.), выступал против программы еврейского поселения в Аргентине, а также поддерживал концепцию целостности Османской империи. Накануне Первой мировой войны Союз безуспешно пытался стать членом Социалистического рабочего интернационала. Члены Союза участвовали в Сионистских конгрессах, однако отказывались от участия в неполитических органах, которые они считали буржуазными. На Сионистских конгрессах По‘алей Цион поддерживала практические программы по заселению Эрец-Исраэль, в первую очередь — кооперативные формы поселения и экономики, но возражала против использования средств Еврейского национального фонда для помощи частным поселениям. На 4-м съезде Брит оламит (1913) между левыми группами во главе с Б. Бороховым и австрийскими и американскими По‘алей Цион, к которым склонялась По‘алей Цион Эрец-Исраэль, возникли разногласия: левые требовали сосредоточить все усилия на организации классовой борьбы еврейского пролетариата, отказываясь принимать дальнейшее участие в работе Всемирной сионистской организации; правые стояли за активное участие в деятельности Всемирной сионистской организации и настаивали на поддержке кооперативного заселения Эрец-Исраэль.
Во время Первой мировой войны Всемирный социалистический союз еврейских рабочих По‘алей Цион был принят в Социалистический рабочий интернационал, в рамках которого По‘алей Цион выступили во время войны как представители интересов евреев и готовили обоснования для сионистских требований на будущей мирной конференции; По‘алей Цион настаивали на международной ответственности в деле решения еврейского вопроса, требовали признания права евреев на автономию в России, Австрии, Румынии и Польше и поддержки еврейских поселений в Эрец-Исраэль. В 1919 г. Постоянный комитет Социалистического рабочего интернационала принял предложенную По‘алей Цион резолюцию о праве евреев на возрождение своей национальной жизни в Эрец-Исраэль под покровительством Лиги Наций.
В США во время Первой мировой войны члены По‘алей Цион начали движение, позднее оформившееся в Американский еврейский конгресс, целью которого была формулировка требований относительно прав евреев в странах рассеяния. Американские По‘алей Цион также проводили съезды еврейских рабочих, на которых принимались резолюции, касающиеся Эрец-Исраэль. В годы войны среди По‘алей Цион США существовали разногласия по вопросу об участии в войне и мобилизации в Еврейский легион в рамках британской армии; решающее влияние на спорящие стороны оказало прибытие в США изгнанных из Эрец-Исраэль турецкими властями активистов По‘алей Цион (в том числе И. Бен-Цви и Д. Бен-Гуриона).
Большевистская революция в России и создание Коминтерна вызвали раскол в Брит оламит. В конце 1917 г. По‘алей Цион в России выделились в самостоятельную организацию Радикальных По‘алей Цион со штаб-квартирой в Одессе. Радикальные По‘алей Цион продолжали сотрудничать с Всемирной сионистской организацией и были сторонниками иврита. В целом они солидаризировались с большевиками в вопросах внутренней политики, настаивая, однако, на необходимости еврейского пролетарского строительства в Эрец-Исраэль; при этом возражали против сотрудничества с несоциалистическими партиями и группировками в деле заселения Эрец-Исраэль. В 1919 г. часть Радикальных По‘алей Цион выступила с требованием полной идентификации с большевизмом и борьбы с сионистской деятельностью в Эрец-Исраэль вплоть до осуществления мировой революции; в 1920 г. эта группа откололась от По‘алей Цион, образовав в России Еврейскую коммунистическую партию По‘алей Цион (ликвидирована в 1928 г.). В Австрии, Польше и Германии среди По‘алей Цион также были группы, тяготевшие к коммунизму. В противоположность этим тенденциям, движение По‘алей Цион в Эрец-Исраэль, руководимое И. Бен-Цви и Д. Бен-Гурионом, объединилось с беспартийными рабочими группировками и в 1919 г. создало Сионистский социалистический союз рабочих Эрец-Исраэль — Ахдут ха-‘авода, который действовал (вплоть до 1931 г.) одновременно как экономическая, профсоюзная и политическая организация, отказавшись от марксистских лозунгов и воинствующего классового подхода в пользу кооперативного строительства Эрец-Исраэль. Небольшая группа, возражавшая против объединения и «забвения классовой борьбы», создала собственную Социалистическую рабочую партию, ставшую ядром будущей Коммунистической партии в Израиле.
В 1919 г. Брит оламит возобновил свое участие во Всемирной сионистской организации и Сионистских конгрессах. В этот период среди По‘алей Цион существовали острые разногласия о сотрудничестве с «буржуазным» сионизмом и об участии в Сионистских конгрессах. Окончательный раскол произошел на 5-м съезде (август 1920 г., Вена) из-за разногласий по вопросу о присоединении к Коминтерну. Среди По‘алей Цион в России, Польше, Чехословакии и Австрии левые были в большинстве, в то время как По‘алей Цион в Эрец-Исраэль, Великобритании, США и Аргентине заняли правую позицию. Однако отколовшиеся левые По‘алей Цион не были приняты в III Интернационал, не признававший создания всемирной организации еврейских рабочих и отвергавший сионизм, даже «пролетарский». В 1924 г. они консолидировались и создали в Эрец-Исраэль свою партию — По‘алей Цион смол (Левые По‘алей Цион). Однако внутри нее неоднократно происходили расколы вследствие разногласий по вопросам об отношении к языкам иврит и идиш, о международной ориентации на Советский Союз или также на левые социалистические западные течения и т. п. По‘алей Цион смол (лидер Я. Зрубавел) окончательно самоликвидировались в 1946 г., когда эта партия вместе с отколовшейся от Мапай левой фракцией (так называемой Си‘а бет) образовали Ахдут ха-‘авода По‘алей Цион (см. Тну‘а ле-ахдут ха-авода).
В 1925 г. правое крыло По‘алей Цион объединилось с Всемирной федерацией сионистов-социалистов, которые в своей деятельности отдавали приоритет ивриту и алие, а не классовой борьбе в странах рассеяния. В 1932 г. (два года спустя после создания Мапай) на конференции в Данциге (Гданьск) Всемирный союз еврейских рабочих По‘алей Цион и сионисты-социалисты слились с Всемирной федерацией Ха-По‘эл ха-ца‘ир и Це‘ирей Цион (так называемой Хит’ахадут), учредив Всемирный союз сионистов-социалистов (По‘алей Цион — Хит’ахадут). Политическая платформа Всемирного союза сионистов-социалистов сочетала «активный сионизм» с «интернационалистическим социализмом» и ставила целью создание в Эрец-Исраэль автономного еврейского ишува, основанного на принципах кооперации, еврейского труда и культуры на иврите. Этот Союз постепенно стал всемирной организацией сионистских социалистических движений, чья идеология совпадала с идеологией Мапай, и образовал самую крупную фракцию во Всемирной сионистской организации.
Понравилось?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

